Дублирую из ФБ.
Интересующимся экономикой и историей мысли. Ну или для тех, кто любит проводить всякие параллели и связи между вещами.
Жили-были два брата Франц Брентано и Луйо Брентано. Первый был психологом, предвозвестником феноменологии Гуссерля и австрийского реализма, а второй был экономистом, представителем т.н. катедер-социалистов (правых социалистов-реформаторов, эквивалент гос. социализма Янжула). Идеи первого брата повлияли и на экономистов. Например на Бём-Баверка, отца т.н. австрийской школы экономики. У австрийской школы было много терок с немецкой исторической школой. Кто принадлежал к последней (пусть и не формально)? Луйо. Кстати, Луйо, как и другой крупный катедер-социалист и представитель второго поколения исторической школы фон Шмоллер были членами-корреспондентами Петербургской академии наук. Немцы были социально ориентированы, выступали за участие государства в экономике для обеспечения социального равенства, защиты рабочих и т.д. и т.п. Австрийцы как правило были против того, чтобы государство трогало экономику, т.к. оно своими действиями как правило лишь дестабилизировало ее. Но на ранних этапах это было лишь третьестепенным разногласием. Так, среди австрийцев были такие же правые социалисты, например другие основатели школы из второго поколения - Фридрих фон Визер и Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг. Даже более поздние автсрийцы типа Хайека не были против минимальной социалки от государства. Франц Брентано, будучи католиком (как и его брат), был хорошо знаком с схоластической и аристотелистской традицией (его даже обзывали схоластом) и, совершенствуя ее, пытался применить к своим исследованиям. Бём-Баверк подцепил это у Брентано и использовал в экономике дедуктивные методы. Стоит сказать, что австрийцы также вдохновлялись саламанкскими экономистами второй схоластики. Интересно, однако, что их полит-экономические теории (за исключением некоторых ранних представителей) пойдет против Социального учения Церкви и внутри-церковных теоретиков типа Генриха Пеша. Кстати Франц Брентано порвет с Церковью после 1го Ватиканского собора из-за догматизации учения о непогрешимости папы. Про Луйо такого не известно... впрочем, я вообще не знаю, насколько он участвовал в жизни Церкви. Так вот Луйо, как и вообще историческая школа, не опираясь на схоластику, разработала то, что намного ближе Соц. учению Церкви. Впрочем, именно немцы, например, открыли схоласта Габриеля Биля CRSA как экономиста (альтернативного испанским томистам), т.е. тоже в какой-то мере опирались на схоластов. Поздние представители исторического течения, Фрайбургская школа, разработали т.н. ордолиберализм, который уже напрямую опирался на Соц. учение, при этом вобрав некоторые методологические положения автсрийской школы. Например Вильгельм Рёпке вообще учился у фон Мизеса. С учетом того, что это течение мысли появилось уже после Второй Мировой, оно отказалось от полу-этатистский воззрений ранней исторической школы, и во многом продвигала либеральную экономику (сами немцы называют этот вектор мысли неолиберализмом, но совсем не в англо-американском смысле). Однако в отличии от австрийской школы, которая вообще против какого-либо участия государства в экономической и даже социальной жизни общества (посему некоторые представители школы вообще тяготеют к анархизму), ордолибералы выступают за то, чтобы государство пусть уже и не патерналистски (как того хотели Луйо Брентано или Шмоллер), но выстраивало некие рамки рынку (отсюда "ордо" - порядок) и контролировало ее, когда он дает сбой (т.е. речь не о планировании или кейнсианском контроле). Подробнее писать не буду. Важно тут то, что эта школа вобрала в себя социальную ориентацию ранних немецев, но при этом и прислушалась к критике этой школы со стороны австрийцев. Современные представители австрийской школы, впрочем, считают "социально-ориентированную рыночную экономику" бастардизацией своих идей, а Хайек бы наверное вообще назвал это все социализмом (хотя, как я уже упомянул, даже в "Дороге к рабству" отводил роль отнюдь не минархистскую роль для государства).
За подробностями советую загуглить упомянутых товарищей, а также почитать о т.н. Methodenstreit - спорах о методе и западнонемецком неолибреализме.
Как закончить этот экскурс я не знаю. Мне просто хотелось оформить переплетающиеся в голове параллели и диалектику между двумя братьями Брентано, "социализмом", этатизмом, либерализмом и всем что я сюда впихнул. Вот.