Отслужили сегодня с Божией помощью Воскресную всенощную с выносом Креста.
Всё бы ничего, но мне, как священнику на покое, много лет служившему келейно, и по нормальным - дореволюционным - книгам, просто слух резало пение исковерканных стихир и тропарей. Был бы незнаком с оригинальными текстами, может и не заметил бы ничего. Да и большинство молящихся едва ли что-то знают, и, значит, замечать им нечего.
И певчие наши, которые воспитаны на стандартных патриархийных книгах, тоже едва ли поняли меня, если бы мне захотелось поделиться с ними своими замечаниями.
Не буду сегодня рассуждать про такие громкие моменты, как измененный тропарь Кресту или стихира
"Пособивый Господи кроткому Давиду..." Куда более меня возмущают переделки в значительно более "политически мягких" моментах, чтоб не сказать в безобидных. И, с другой стороны, настораживают: кому это мешало?
Самый простой пример. Слушаю стихиры на "Господи воззвах". Поют
вторую Крестную:
Сразу ударило - "верных победа, священников похвало". Каких верных и какая победа? Какие это верные ставятся в церковных песнопениях перед священниками? И с кем они должны биться? С друг с другом?
Другое дело, если речь идет о благоверных - понятно, что царях! Тогда и победа уместна, и священницы за царством на втором месте, и все логично и как положено.
Так оно, оказывается, всю жизнь и было:
Ра́дуйся, Живоно́сный Кре́сте, Це́ркве кра́сный раю́, дре́во нетлѣ́нія, прозя́бшее намъ вѣ́чныя сла́вы наслажде́ніе, и́мже бѣсо́встіи отгоня́ются полцы́, и а́нгельстіи свеселя́тся чи́нове, и совокупле́нія вѣ́рныхъ пра́зднуютъ. Ору́жіе непобѣди́мое, утвержде́ніе неруши́мое, царе́й побѣ́до, свяще́нниковъ похвало́, Христо́вы ны́нѣ стра́сти и на́мъ пода́ждь дости́гнути и ве́лію ми́лость.
Или опять же, на хвалитех:
Слышно, что после утверждения церкви (перед разными там монашествующими, поклоняющимися) чего-то не хватает. Так и есть:
Це́ркве утвержде́ніе, царе́й держа́ва, мона́шествующихъ похвала́ и спасе́ніе, - ты́ еси́, Кре́сте Всече́стне. Тѣ́мже покланя́ющеся тебѣ́, и се́рдцемъ, и душе́ю, просвѣща́емся днесь Боже́ственною благода́тію на тебѣ́ Пригвозди́вшагося, и держа́ву льсти́ваго Разори́вшаго, и кля́тву Потре́бльшаго.
Таким образом явно прослеживается нехорошая тенденция: или просто вырезать (из книг и из мозгов) всю память про царей и царскую власть (а значит и про нашу историю), или заменять царские моменты на всяких "верных", "христиан" или совсем откровенно - просто "НАС"!
Второй момент намного опаснее. Царь - это всегда был некий идеал. Теперь этот "некий идеал" - просто МЫ! И кто-то еще удивляется победоносному шествию по планете идеологии антропоцентризма или, как назвал это явление всем известный кое-кто, "человекопоклонничества".