Кого поминаемъ: что намъ разскажетъ сугубая ектенья?

Feb 19, 2016 22:34

 
            Много в последние дни пишется материалов на тему: поминать или не поминать (понятно кого). Не был  исключением и мой журнал. В практической части вопроса остановились мы на совете отца Рафаила Берестова - поминать из принципа икономии. В теоретической - изследования продолжаются и будут продолжаться.
             Сегодня мы остановимся на структуре сугубой ектеньи, сравнивая ея современный вид с древними редакциями. И будем из этого делать соответствующие выводы.
             Итак, ектенья сугубая или "Рцем вси". Начнём с третьего прошения, после которого следуют прошения о высшей Государственной и Церковной власти, а также "о всемъ ихъ христолюбивомъ воинствѣ":






Слева разположен синодальный вариант, справа - дореформенный. Что можно заметить общего, отличного от современной редакции?
         В первую очередь, это разположение прошения о Царской власти перед Церковной. Оно характерно изключительно для ектеньи сугубой, на мирной же порядок остаётся привычным. Синодальное и древнее прошение здесь отличаются незначительно, в основном за счёт титулов и наименований. Ну, и, конечно, прибавлением в синодальном варианте дополнительного прошения за "Супругу Императрицу и весь Царствующий Дом". Кстати, Царствующий Дом - сравнительно недавнее понятие, в древности существовал только Царствующий Род!
          Далее идёт прошение о Церковной власти: Святейшем Синоде (слева) или Патриархе (справа). Понятно, думаю, в чём и почему разница.
          Наконец, прошение о Христолюбивом воинстве. Справа видим разширенный вариант, увязывающий функцию воинства к охране "всего православного христианства", что несомненно правильно, но слишком закручено. Слева более короткий вариант: "О всемъ ихъ Христолюбивомъ воинствѣ". "Ихъ воинствѣ", надо полагать, означает, что оно служит Царю и Патриарху (Синоду), и, соответственно, "всему православному христианству".
          Что осталось от всего этого многовекового опыта сейчас?



          А получилось вот что. Убрали полностью Царя, добавили много разных титулов церковной власти, приплели "богохранимую страну" (территорию - "землю обетованную"?) и воинство сделали не-Христолюбивым!
          Таким образом, если мы поминаем по любому из перечисленных вариантов нынешнего патриарха (а если со страной, то ваще!), значит одновременно - и "его воинство": ФСО ( опускающее крестик на куколе), ФСБ (сажающее русских патриотов по ст. 282), МВД (разгоняющее русские митинги и манифестации).
          Хорошо это или нет - думайте сами!

image Click to view

русское сопротивление, дореволюцiонные тексты, исторія, нравственность, неочевидные смыслы, русская музыка, царское дѣло, богословіе, война противъ насъ, служебникъ, еретики

Previous post Next post
Up