1. Евангелие от Матфея, зачало 6:
Тогда приходит Исус от Галилеи на Иордан к Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Исус, рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави его. И крестився Исус, взыде абие от воды, и се отверзошася ему небеса, и виде Дух Божий сходящь, яко голубь, и грядущь нань. И се глас с небесе глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих.
1.2. Блаж. Иероним, часть 17, стр. 280, изд. 1905 г.:
Он получает крещение от раба: но при этом раздается свыше голос Божий. Погружается в воды: но сходит с неба голубь, именно, Дух в виде голубя.
2.Евангелие от Марка, зачало 2:
И бысть во онех днех, прииде Исус от Назарета Галилейскаго, и крестися от Иоанна во Иордане. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Дух, яко голубь сходящь нань. И глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих.
2.1. Св. Киприан Карфагенский, час. 2, стр. 200, изд. 1891 г.:
Евангельския заповеди - это ни что иное, возлюбленнейшие братья, как божественныя наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для направления пути, пособие к получению спасения.
2.2. Св. Амвросий Медиоланский, Поучительныя слова, слово 10, на крещение Господне, стр. 80, 81, изд. 1838 г. в Москве:
Для того Христос крещается, не да омоется от воды, но да сам освятит воду, и погружением своим в струях оныя очистит...
2.3. Св. Ефрем Сирин, часть 8, стр. 64:
Голиаф убит был мечом, которым сам убивал, а сатана плотью, которую погубил, был побежден и изобличен в том, что он не бог. По подбию трех погружений, посредством коих крестился Спаситель, он был трижды и искушаем.
2.4. Евангелие Недельное, слово 68, лист 475, на крещение Господне:
Пятое крещение, им же крестися Исус. Не яко той требуя очищения,но яко наше извещая очищение... Крещаемся и мы совершенным Господним крещнеием, еже водою и духом.
3. Евангелие Благовестное, от Матфея, зачало 116, лист 235 и обор.:
Единии же надесять ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Исус, и видевше его, поклонишася ему, овии же усумнешася. И приступль Исус, рече им глаголя: даст ми ся всяка власть, на небеси и на земли, шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти, вся елика заповедах вам. Толкование. Яве бо, яко ко всем языком посла их, заповедав крещати их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
3.1 Св. И. Златоуст, том 7, беседа о вере. Ст. 290:
Христос преподал своим ученикам крещение с троекратным погружением тела, сказав: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
3.2. Ветринский, Памятники древности. Письма св. папы Пелагия, том 2, ст. 511, изд. 1830 г.:
Многие крестятся во имя одного Христа и однажды погружаются. Но Евангельская заповедь, преподанная самим Богом и Господом Спасителем нашим Исусом Христом, убеждает нас, во имя Троицы преподавать всякому святое крещение с троекратным погружением, по словам Господа к его ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
3.3. Катехизис Большой, глава 73, лист 364:
Вопрос. Кий есть вид, или видотворение сея тайны;
Ответ. Оная словеса, имиже Господь повеле крестити, сиречь, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, вкупе со трема погружениями. Сими бо глаголы Божественными, и силою их крещение кончается и свершенно бывает.
3.4. Трех толковая Кормчая, правило святых апостол 49:
Аще который епископ, или пресвитер, по Господню завещанию, не крестит во имя Отца и Сына и Святаго Духа, но в три безначальны, или в три сыны, или в три утешители крещает, да будет извержен. Толкование Зонара. Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф., гл. 28, ст. 19). И так каждаго православнаго должно керстить согласно с сею заповедию... Ибо церковь научилась чтить единаго безначальнаго Отца по безвиновности, и единаго Сына по неизреченному рождению, Утешителя Духа Святаго по исхождению.
3.5. Там же, правило 50:
Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Аще который епископ, или пресвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение, в смерть Господню даемо, да извержается таковый. Не рече бо Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Толкование. Повелевает правило в три погружения крещати, единем глашением, рекше единем крещением. Якоже крещающему на коемждо погружении приглашати имя единаго от Святыя Троицы.
3.6. Послание Иосифа патриарха к датскому королевичу, древлеписьменное, гл. 83. Рукопись находится в Москве, в библиотеке Ф.П. Москвина:
Егда Петр апостол крещаше в Риме народы, помазав святым маслом на всех удех крестообразно. И повеле внити в реку и погрузится трижды во имя Отца и во имя Сына и во имя Святаго Духа. Сему же бывшу, возгреме гром с небесе страшно, яко поколебатися всему граду.
3.7. Св. Афанасий Александрийский, древлеписьменные ответы, ответ 94:
Что мы трижды младенца погружаем в купель, и трижды из оной вынимаем, сим знаменуется смерть Христова и его тридневное воскресение.
3.8. Евангелие Недельное, на Крещение Господне, слово 68, лист 476:
Потом же на купель ведоми бывают хотящии крещатися, якоже и Христос от креста на гроб ведом бяше, а еже трижды в воду погруженным бывати и возгруженным, тридневное Христово погребение являет. Якоже бо Христос три дня и три нощи в земном сердце сотвори, тако и крещаемий треми погруженьми и возгруженьми, яже во гробе три дня и три нощи Господни образует.
3.9. Св. Василий Великий, часть 3, глава 15, стр. 231:
Посему великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения.
3.10. Блаж. Иероним, часть 17, книга 2, глава 4, стр. 299:
И крещение едино, потому что одинаково мы крещаемся в Отца и в Сына и в Духа Святаго. Мы и погружаемся трижды, чтобы явилось одно таинство Святой Троицы.
3.11. Евангельския Беседы, на Иоанна, часть 1, беседа 25, стр. 293:
Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы в гробе: вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся из воды, выходит человек новый. Ибо как легко для нас погрузиться и подняться: так для Бога легко погребсти ветхаго человека и явить новаго. Но это совершается трижды, дабы ты знал, что все это совершается силой Отца и Сына и Святаго Духа.
3.12. Св. Кирилл Иерусалимский, тайноводственное слово о крещении 2-ое, параграф 4, стр. 287, изд. 1893 г.:
После сего приведены бы были к святой купели божественнаго крещения, как Христос со креста несен был к предлежащему гробу. И каждый был вопрошаем: веруете ли во имя Отца и Сына и Святаго Духа; Произносили вы спасительное исповедание, и трижды погружались в воду, и снова изникали из воды, сим прознаменуя и давая разуметь тридневное Христово погребение. Ибо как Спаситель наш три дня и три нощи совершил во чреве земли.
4. Почему вообще в православии крестят именно погружением в воду, издан. 1892 г.:
Стр. 10, из блаженнаго Августина. После того, как обещались веровать, вы трижды погружали головы ваши в священном источнике. Вы правильно трижды погружены: ибо погружение, трижды повторенное, выражает образ Господня погребения, через него вы спогреблись Христу в крещении и с ним совоскресли в вере. Стр. 9, из св. Ипполита, папы Римскаго. Кто с верою входит в купель, следовательно погружается в ней, тот разлучается с лукавым и вступает в союз со Христом... Он выходит от купели крещения светел, как солнце, сияя лучами правды.
4.1. Блаж. Феофилакт, на послание к колоссаем, глава 2, стих 12, стр. 38, изд. Казань, 1887 г.:
Спогребшеся ему крещением. Толкование. Итак, крещенный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа и умирая, как ветхий и греховный человек.
4.2. Преп. Максим Грек, часть 1, слово 11, стр 215:
И еже тем же крещением во триех погружениях совершатися и яко во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и яко в воде, а не во иной вещи.
4.3. Св. Иоанн Дамаскин, кн. 4, гл. 9, лис. 109, о вере и крещении:
Исповедуем же едино крещение во оставление грехов и в жизнь вечную... Ибо чрез трищное погружение три дни погребения Господня крещение знаменует.
4.4. Св. Никифор Константинопольский, часть 1, стр. 214:
Может быть, эти слова пророка указывают на благодать божественнаго омовения, которым просвещаемые очищаются от скверн греха, ибо чрез троекратное погружение, при коем призывается Пребожественная Троица, исповедуется троичность ипостасей и единство Преестественнаго Божества, погружаются и спогребаются омытые чистой и святой водой.
4.5. Книга О вере, глава 30, лист 287:
Священноначальник же крещаемаго трижды погружает в воде, треми снизвожденьми и погруженьми, Троичная Божественнаго блаженства призвав составы, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Яко в три погружения крестити подобает, а не обливаит.
4.6. Св. Феодор Студит, том 2, стр. 103, изд. 1908 г.:
Что означает и тройное возлияние воды на жертвенник и жертву Илии; думаю, что означает возглашение Троичности лиц Блаженнаго Бога над крещаемым, или же тройное погружение крещаемаго в воду.
4.7. Иеремия Константинопольский. Ответ лютеранам, глава 2, стр. 15, изд. 1866 г.:
Впрочем, что касается до возрождения через божественное крещение, о котором во исповедании символа сказано: исповедую едино крещение во оставление грехов, то мы крестим через троекратное погружение, а латиняне не хорошо делают, крестя через одно поливание. Ибо в едином Божестве надобно проповедывать три ипостаси, а посему должны быть три и погружения и выгружения, с произнесением имени Отца, и Сына, и Святаго Духа, так как это есть древнее обыкновение, преданное церкви. А вместе тремя погружениями и выгружениями знаменуется тридневное погребение и воскресение плотию за нас распятаго и воскресшаго.
4.8. Там же, стр. 223, о таинствах:
Крещение дает бытие и действительное существование по Христе. Мы в нем умираем в смерть Исуса Христа, дабы и воскреснуть его воскресением, и соделаться наследниками царствия, трижды венчаясь при возглашении Троицы, через троекратное погружение, а не через троекратное поливание. Ибо древние крестили, не своими руками возливая воду на крещаемых, но через троекратное погружение, следуя божественному Евангелию, в котором сказано: взыде от воды (Матф., 3, 16). Очевидно, что прежде вошел в воду, а потом вышел из нея. Итак, вот погружение, а не поливание.
4.9. Послание святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго, к королевичу Вальдемару, глава 81:
Обычай бо имеет восточная церковь и кроме реки крещати погружая, а не обливати. Сотворяют бо купели большие сосуды, яко да возможно погрузитися всему человеку и тако крестят в монастырех в трапезах и в притворех церковных. Не имеют бо такова устава православнии, ниже церковь Божия прият, что обливати, а не погружати.
4.10. Стоглав, глава 17, изд. Кожанчикова, 1863 г.:
Ответ соборный 11, о детином крещении. А дети бы крестили в церквах по уставу и по преданию святых апостол и святых отец, а не обливати водою, но погружати в три погружения, якоже есть писано в печатных служебниках.
4.11. Св. Ефрем Сирин, на послание к евреем, часть 7, глава 2, стих. 17, стр. 263:
Первосвященником же назвал его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы он был очистителем нас чрез крещение погружение, а не окропление.
4.12. Митрополит Макарий, История русской церкви, том 11, стр. 46-47, изд. 1882 г.:
Так, в служебниках 1602 и 1616 годов, в чине крещения было напечатано, что если младенец болен, то в купели должна быть вода теплая, и (священник) погрузит его в воде по выю, и возливает ему на главу воду от купели десною рукою трижды, глаголя: крещается раб Божий... Такого правила Филарет, по своему строгому взгляду на обливательное крещение, разумеется, не мог допустить и не допустил ни в одном из напечатанных при нем служебниках. Еще гораздо строже поступил он с церковным уставом, напечатанным в 1610 году.. В июле 1633 года он издал окружную грамоту, которою приказывал отобрать экземпляры этого устава из всех церквей и монастырей России и прислать в Москву для сожжения, по той причине, как объяснялось в грамоте, что те уставы печатал вор, бражник, Троицкаго-Сергиева монастыря крылошанин, чернец Логин, без благословения святейшаго Ермогена, патриарха московскаго и всея России, и всего священнаго собора.
4.13. Послание святейшаго Иосифа патриарха к королевичу Вальдемару, гл. 83:
Едино крещение во Отца и Сына и Святаго Духа. Единаго Бога в триех лицах с тремя погружении, а не обливании, по апостолу: елицы во Христа крестистеся, в смерть его крестистеся, во имя триех ипостасей, рекше: во имя Отца погружение, и паки во имя Сына погружение и потом во имя Святаго Духа погружение. У всех триех ипостасей погружение прилагающе аминь. И то истинное есть едино крещение во оставление грехов. По тридневной смерти Спасове и по тридневном восстании его от мертвых, погружаемся и паки восстаем. То есть тайна нашего крещения, а не облвиаемся, якоже римляне и иные отпадшие веры от праваго крещения обливают... А се есть еретическое крещение, еже обливати во крещении, и евномиянския ереси, якоже пишет Епифаний Кипрский.
4.14. Св. Симеон Солунский, книга 1, глава 20, лист 33, о новинах латинских:
Паки же и крещение (латиняне) ниже бо в триех погружениях, но обливанием действуют и без мира.
4.15. Захарий Копыстенский, Полинодия, книга 4, стр. 1313:
Лютеране же на главу точию мало воды персты своими взливают.
4.16. Окружное послание единой святой соборной и апостольской церкви, стр. 7, изд. 1850 г.:
Едва только успело явиться в западных церквах, как или само породило гнуснейшия исчадия, или ввело с собою мало по малу другия новизны, большею частию противоречащия ясно изображенным в евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимся до его появления, и в тех церквах, где оно введено, как то: кропления вместо погружения.
4.17 Кириллова, глава 27, лист 253, О римских ересех:
Римская же ересь и иных еретик. Мудрствуют не право и богомерзко о непорочной бани бытия, о святом крещении. Крещают, водой обливают, а трижды не погружают.
4.18. Потребник Большой, глава 70, лист 556. Соборное изложение. Единовер. изд., глава 71. Чин крещения от ересей приходящих, лист 9, 2-го счета:
Проклинаю творящих развратно святое крещение, аще и во имя Отца и Сына и Святаго Духа глаголют. Но обаче крещают водою во едино крещение, а трижды не погружают. Иные же токмо обливают водою. Лист 16. Проклинаю скверное крещение их обливаемое, а не погружаемое по Господню образу, иже во Иордани. И святыми апостолы нам преданное в три погружения: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Лист 72. Иже не крестит в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да будет проклят... Вси же еретицы да будут прокляты.
По материалам
этого форума