Погружением, а не обливанием!

Sep 10, 2014 23:01


      1. Евангелие от Матфея, зачало 6:
       Тогда приходит Исус от Галилеи на Иордан к Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Исус, рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави его. И крестився Исус, взыде абие от воды, и се отверзошася ему небеса, и виде Дух Божий сходящь, яко голубь, и грядущь нань. И се глас с небесе глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих.

1.2. Блаж. Иероним, часть 17, стр. 280, изд. 1905 г.:
      Он получает крещение от раба: но при этом раздается свыше голос Божий. Погружается в воды: но сходит с неба голубь, именно, Дух в виде голубя.

2.Евангелие от Марка, зачало 2:
         И бысть во онех днех, прииде Исус от Назарета Галилейскаго, и крестися от Иоанна во Иордане. И абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Дух, яко голубь сходящь нань. И глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих.

2.1. Св. Киприан Карфагенский, час. 2, стр. 200, изд. 1891 г.:
        Евангельския заповеди - это ни что иное, возлюбленнейшие братья, как божественныя наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для направления пути, пособие к получению спасения.
        2.2. Св. Амвросий Медиоланский, Поучительныя слова, слово 10, на крещение Господне, стр. 80, 81, изд. 1838 г. в Москве:
       Для того Христос крещается, не да омоется от воды, но да сам освятит воду, и погружением своим в струях оныя очистит...
        2.3. Св. Ефрем Сирин, часть 8, стр. 64:
        Голиаф убит был мечом, которым сам убивал, а сатана плотью, которую погубил, был побежден и изобличен в том, что он не бог. По подбию трех погружений, посредством коих крестился Спаситель, он был трижды и искушаем.
         2.4. Евангелие Недельное, слово 68, лист 475, на крещение Господне:
         Пятое крещение, им же крестися Исус. Не яко той требуя очищения,но яко наше извещая очищение... Крещаемся и мы совершенным Господним крещнеием, еже водою и духом.

        3. Евангелие Благовестное, от Матфея, зачало 116, лист 235 и обор.:
         Единии же надесять ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Исус, и видевше его, поклонишася ему, овии же усумнешася. И приступль Исус, рече им глаголя: даст ми ся всяка власть, на небеси и на земли, шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти, вся елика заповедах вам. Толкование. Яве бо, яко ко всем языком посла их, заповедав крещати их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
         3.1 Св. И. Златоуст, том 7, беседа о вере. Ст. 290:
         Христос преподал своим ученикам крещение с троекратным погружением тела, сказав: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
         3.2. Ветринский, Памятники древности. Письма св. папы Пелагия, том 2, ст. 511, изд. 1830 г.:
          Многие крестятся во имя одного Христа и однажды погружаются. Но Евангельская заповедь, преподанная самим Богом и Господом Спасителем нашим Исусом Христом, убеждает нас, во имя Троицы преподавать всякому святое крещение с троекратным погружением, по словам Господа к его ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
        3.3. Катехизис Большой, глава 73, лист 364:
       Вопрос. Кий есть вид, или видотворение сея тайны;
       Ответ. Оная словеса, имиже Господь повеле крестити, сиречь, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, вкупе со трема погружениями. Сими бо глаголы Божественными, и силою их крещение кончается и свершенно бывает.
        3.4. Трех толковая Кормчая, правило святых апостол 49:
        Аще который епископ, или пресвитер, по Господню завещанию, не крестит во имя Отца и Сына и Святаго Духа, но в три безначальны, или в три сыны, или в три утешители крещает, да будет извержен. Толкование Зонара. Господь, посылая учеников на проповедь, сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф., гл. 28, ст. 19). И так каждаго православнаго должно керстить согласно с сею заповедию... Ибо церковь научилась чтить единаго безначальнаго Отца по безвиновности, и единаго Сына по неизреченному рождению, Утешителя Духа Святаго по исхождению.
        3.5. Там же, правило 50:
        Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати. Аще который епископ, или пресвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение, в смерть Господню даемо, да извержается таковый. Не рече бо Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Толкование. Повелевает правило в три погружения крещати, единем глашением, рекше единем крещением. Якоже крещающему на коемждо погружении приглашати имя единаго от Святыя Троицы.
        3.6. Послание Иосифа патриарха к датскому королевичу, древлеписьменное, гл. 83. Рукопись находится в Москве, в библиотеке Ф.П. Москвина:
        Егда Петр апостол крещаше в Риме народы, помазав святым маслом на всех удех крестообразно. И повеле внити в реку и погрузится трижды во имя Отца и во имя Сына и во имя Святаго Духа. Сему же бывшу, возгреме гром с небесе страшно, яко поколебатися всему граду.
       3.7. Св. Афанасий Александрийский, древлеписьменные ответы, ответ 94:
       Что мы трижды младенца погружаем в купель, и трижды из оной вынимаем, сим знаменуется смерть Христова и его тридневное воскресение.
       3.8. Евангелие Недельное, на Крещение Господне, слово 68, лист 476:
        Потом же на купель ведоми бывают хотящии крещатися, якоже и Христос от креста на гроб ведом бяше, а еже трижды в воду погруженным бывати и возгруженным, тридневное Христово погребение являет. Якоже бо Христос три дня и три нощи в земном сердце сотвори, тако и крещаемий треми погруженьми и возгруженьми, яже во гробе три дня и три нощи Господни образует.
       3.9. Св. Василий Великий, часть 3, глава 15, стр. 231:
        Посему великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения.
      3.10. Блаж. Иероним, часть 17, книга 2, глава 4, стр. 299:
      И крещение едино, потому что одинаково мы крещаемся в Отца и в Сына и в Духа Святаго. Мы и погружаемся трижды, чтобы явилось одно таинство Святой Троицы.
      3.11. Евангельския Беседы, на Иоанна, часть 1, беседа 25, стр. 293:
      Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы в гробе: вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся из воды, выходит человек новый. Ибо как легко для нас погрузиться и подняться: так для Бога легко погребсти ветхаго человека и явить новаго. Но это совершается трижды, дабы ты знал, что все это совершается силой Отца и Сына и Святаго Духа.
      3.12. Св. Кирилл Иерусалимский, тайноводственное слово о крещении 2-ое, параграф 4, стр. 287, изд. 1893 г.:
       После сего приведены бы были к святой купели божественнаго крещения, как Христос со креста несен был к предлежащему гробу. И каждый был вопрошаем: веруете ли во имя Отца и Сына и Святаго Духа; Произносили вы спасительное исповедание, и трижды погружались в воду, и снова изникали из воды, сим прознаменуя и давая разуметь тридневное Христово погребение. Ибо как Спаситель наш три дня и три нощи совершил во чреве земли.

4. Почему вообще в православии крестят именно погружением в воду, издан. 1892 г.:
          Стр. 10, из блаженнаго Августина. После того, как обещались веровать, вы трижды погружали головы ваши в священном источнике. Вы правильно трижды погружены: ибо погружение, трижды повторенное, выражает образ Господня погребения, через него вы спогреблись Христу в крещении и с ним совоскресли в вере. Стр. 9, из св. Ипполита, папы Римскаго. Кто с верою входит в купель, следовательно погружается в ней, тот разлучается с лукавым и вступает в союз со Христом... Он выходит от купели крещения светел, как солнце, сияя лучами правды.
         4.1. Блаж. Феофилакт, на послание к колоссаем, глава 2, стих 12, стр. 38, изд. Казань, 1887 г.:
          Спогребшеся ему крещением. Толкование. Итак, крещенный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа и умирая, как ветхий и греховный человек.
          4.2. Преп. Максим Грек, часть 1, слово 11, стр 215:
            И еже тем же крещением во триех погружениях совершатися и яко во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и яко в воде, а не во иной вещи.
        4.3. Св. Иоанн Дамаскин, кн. 4, гл. 9, лис. 109, о вере и крещении:
          Исповедуем же едино крещение во оставление грехов и в жизнь вечную... Ибо чрез трищное погружение три дни погребения Господня крещение знаменует.
        4.4. Св. Никифор Константинопольский, часть 1, стр. 214:
        Может быть, эти слова пророка указывают на благодать божественнаго омовения, которым просвещаемые очищаются от скверн греха, ибо чрез троекратное погружение, при коем призывается Пребожественная Троица, исповедуется троичность ипостасей и единство Преестественнаго Божества, погружаются и спогребаются омытые чистой и святой водой.
        4.5. Книга О вере, глава 30, лист 287:
        Священноначальник же крещаемаго трижды погружает в воде, треми снизвожденьми и погруженьми, Троичная Божественнаго блаженства призвав составы, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Яко в три погружения крестити подобает, а не обливаит.
        4.6. Св. Феодор Студит, том 2, стр. 103, изд. 1908 г.:
        Что означает и тройное возлияние воды на жертвенник и жертву Илии; думаю, что означает возглашение Троичности лиц Блаженнаго Бога над крещаемым, или же тройное погружение крещаемаго в воду.
        4.7. Иеремия Константинопольский. Ответ лютеранам, глава 2, стр. 15, изд. 1866 г.:
        Впрочем, что касается до возрождения через божественное крещение, о котором во исповедании символа сказано: исповедую едино крещение во оставление грехов, то мы крестим через троекратное погружение, а латиняне не хорошо делают, крестя через одно поливание. Ибо в едином Божестве надобно проповедывать три ипостаси, а посему должны быть три и погружения и выгружения, с произнесением имени Отца, и Сына, и Святаго Духа, так как это есть древнее обыкновение, преданное церкви. А вместе тремя погружениями и выгружениями знаменуется тридневное погребение и воскресение плотию за нас распятаго и воскресшаго.
        4.8. Там же, стр. 223, о таинствах:
        Крещение дает бытие и действительное существование по Христе. Мы в нем умираем в смерть Исуса Христа, дабы и воскреснуть его воскресением, и соделаться наследниками царствия, трижды венчаясь при возглашении Троицы, через троекратное погружение, а не через троекратное поливание. Ибо древние крестили, не своими руками возливая воду на крещаемых, но через троекратное погружение, следуя божественному Евангелию, в котором сказано: взыде от воды (Матф., 3, 16). Очевидно, что прежде вошел в воду, а потом вышел из нея. Итак, вот погружение, а не поливание.
        4.9. Послание святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго, к королевичу Вальдемару, глава 81:
        Обычай бо имеет восточная церковь и кроме реки крещати погружая, а не обливати. Сотворяют бо купели большие сосуды, яко да возможно погрузитися всему человеку и тако крестят в монастырех в трапезах и в притворех церковных. Не имеют бо такова устава православнии, ниже церковь Божия прият, что обливати, а не погружати.
        4.10. Стоглав, глава 17, изд. Кожанчикова, 1863 г.:
        Ответ соборный 11, о детином крещении. А дети бы крестили в церквах по уставу и по преданию святых апостол и святых отец, а не обливати водою, но погружати в три погружения, якоже есть писано в печатных служебниках.
        4.11. Св. Ефрем Сирин, на послание к евреем, часть 7, глава 2, стих. 17, стр. 263:
        Первосвященником же назвал его не ради того, что сообщается нам посредством жертвоприношений, но по причине того, что в нем дается нам духовно, то есть тем, чтобы он был очистителем нас чрез крещение погружение, а не окропление.
        4.12. Митрополит Макарий, История русской церкви, том 11, стр. 46-47, изд. 1882 г.:
        Так, в служебниках 1602 и 1616 годов, в чине крещения было напечатано, что если младенец болен, то в купели должна быть вода теплая, и (священник) погрузит его в воде по выю, и возливает ему на главу воду от купели десною рукою трижды, глаголя: крещается раб Божий... Такого правила Филарет, по своему строгому взгляду на обливательное крещение, разумеется, не мог допустить и не допустил ни в одном из напечатанных при нем служебниках. Еще гораздо строже поступил он с церковным уставом, напечатанным в 1610 году.. В июле 1633 года он издал окружную грамоту, которою приказывал отобрать экземпляры этого устава из всех церквей и монастырей России и прислать в Москву для сожжения, по той причине, как объяснялось в грамоте, что те уставы печатал вор, бражник, Троицкаго-Сергиева монастыря крылошанин, чернец Логин, без благословения святейшаго Ермогена, патриарха московскаго и всея России, и всего священнаго собора.
     4.13. Послание святейшаго Иосифа патриарха к королевичу Вальдемару, гл. 83:
     Едино крещение во Отца и Сына и Святаго Духа. Единаго Бога в триех лицах с тремя погружении, а не обливании, по апостолу: елицы во Христа крестистеся, в смерть его крестистеся, во имя триех ипостасей, рекше: во имя Отца погружение, и паки во имя Сына погружение и потом во имя Святаго Духа погружение. У всех триех ипостасей погружение прилагающе аминь. И то истинное есть едино крещение во оставление грехов. По тридневной смерти Спасове и по тридневном восстании его от мертвых, погружаемся и паки восстаем. То есть тайна нашего крещения, а не облвиаемся, якоже римляне и иные отпадшие веры от праваго крещения обливают... А се есть еретическое крещение, еже обливати во крещении, и евномиянския ереси, якоже пишет Епифаний Кипрский.
      4.14. Св. Симеон Солунский, книга 1, глава 20, лист 33, о новинах латинских:
      Паки же и крещение (латиняне) ниже бо в триех погружениях, но обливанием действуют и без мира.
       4.15. Захарий Копыстенский, Полинодия, книга 4, стр. 1313:
        Лютеране же на главу точию мало воды персты своими взливают.
      4.16. Окружное послание единой святой соборной и апостольской церкви, стр. 7, изд. 1850 г.:
        Едва только успело явиться в западных церквах, как или само породило гнуснейшия исчадия, или ввело с собою мало по малу другия новизны, большею частию противоречащия ясно изображенным в евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимся до его появления, и в тех церквах, где оно введено, как то: кропления вместо погружения.
      4.17 Кириллова, глава 27, лист 253, О римских ересех:
      Римская же ересь и иных еретик. Мудрствуют не право и богомерзко о непорочной бани бытия, о святом крещении. Крещают, водой обливают, а трижды не погружают.
       4.18. Потребник Большой, глава 70, лист 556. Соборное изложение. Единовер. изд., глава 71. Чин крещения от ересей приходящих, лист 9, 2-го счета:
        Проклинаю творящих развратно святое крещение, аще и во имя Отца и Сына и Святаго Духа глаголют. Но обаче крещают водою во едино крещение, а трижды не погружают. Иные же токмо обливают водою. Лист 16. Проклинаю скверное крещение их обливаемое, а не погружаемое по Господню образу, иже во Иордани. И святыми апостолы нам преданное в три погружения: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Лист 72. Иже не крестит в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да будет проклят... Вси же еретицы да будут прокляты.

По материалам этого форума

старообрядчество, богословіе, неочевидные смыслы

Previous post Next post
Up