Из любой другой могилы я, восстав, уйду.
Схороните мое сердце здесь, у Вундед-Ни.
С.В. Бене
Холодным зимним днем 29 декабря 1890 года в местечке у ручья Вундед-Ни (ныне - посёлок в резервации Пайн Ридж, Южная Дакота), солдаты Седьмого кавалерийского полка армии Соединенных Штатов расстреляли из полевых орудий и недавно принятых на вооружение крупнокалиберных пулемётов системы Гочкиса, стрелявших 37-ми миллимитровыми разрывными снарядами, следовавшую под белым флагом в свою резервацию группу индейцев мниконьжу-cиу вождя Большой Ноги, участников запрещённой властями Пляски Духов. В кровавой бойне полегло около 300 мужчин, женщин и детей из 350 бывших там.
Вождь Большая Нога тоже был убит. Многие отползли в сторону и позже умерли от ран, потери крови и начавшегося сильного мороза.
Погибло также 25 солдат, 39 получили ранения, но большинство из них пострадали от своих же пуль и шрапнели, попав под перекрестный огонь. Начинался буран, и армия покинула "поле боя", бросив трупы индейцев и оставив раненых умирать в метели. Через несколько дней, когда буран стих, туда вернулась похоронная команда. Приехал и какой-то фотограф, запечатлевший разгромленный лагерь и застывшие в гротескных позах тела убитых индейцев (см. фото).
Солдаты побросали обнаженные трупы в вырытую наспех могилу и сфотографировались на их фоне. 20 кавалеристов получили за эту "битву" Медаль Славы Конгресса (Medal of Honor) - высшую награду Соединенных Штатов.
83 года спустя несколько сотен членов Движения Американских Индейцев и молодых воинов Нации Оглала-Сиу с оружием в руках снова пришли в Вундед-Ни. Они провозгласили посёлок территорией Независимой Нации Сиу и были полны решимости стоять насмерть.
...В середине 1972 года Рассел Минс, который к тому времени являлся директором Индейского центра в резервации Роузбад и создателем кливлендского отделения ДАИ (Движения американских индейцев), принимал активное участие в Походе Нарушенных Договоров и был одним из его руководителей.
Члены Движения Американских Индейцев написали манифест из 20 требований. Участники марша принесли свою петицию в Вашингтон, однако федеральные власти отказались принять делегацию и попытались применить силу против протестующих. Тогда Рассел Минс повёл своих людей в "контратаку", вытеснив полицейских на улицу. Здание Национального бюро по делам индейцев было захвачено. Забаррикадировавшиеся внутри индейцы удерживали его в течение пяти дней. "Те из нас, кто покрыл свои лица боевой раскраской, дали клятву умереть за идею, в которую мы верим, - говорил Минс репортерам во время этого похода. - Мы, индейцы, никогда не боялись умереть, потому что мы знаем, чего хотим.
" Участники Похода Нарушенных Договоров были заклеймены консервативными племенными лидерами как "ренегаты" и "маоисты". По распоряжению директора ФБР от 8 января 1973 г. все организаторы Марша были занесены в список "экстремистов". Власти не только отвергли требования из 20 пунктов, но и предприняли ответные карательные меры: федеральное правительство прекратило оказывать помощь ряду школ в Сент-Поле, Миннеаполисе и Милуоки, которые были открыты для индейцев по инициативе ДАИ. Тридцать два человека были привлечены к судебной ответственности, однако затем официальный Вашингтон отказался от этой затеи, испугавшись нарастания широкой общественной поддержки преследуемых индейцев.
Некоторое время спустя Минс возвратился в Пайн Ридж для участия в собрании Ассоциации Землевладельцев Сиу, членом которой он являлся. Однако Дик Уилсон, назначенный БДИ президент Племенного Совета Оглала, добился судебного предписания, запрещавшего Минсу и другим членам ДАИ выступать с речами или проводить собрания в резервации.
Между тем, Минс возглавил демонстрацию протеста индейцев в г. Кастер против убийства белым бизнесменом Дэрольдом Шмидтом индейца-оглала Уэсли Быка С Плохим Сердцем в местечке Баффало-Гэп. Уэсли был убит при выходе из местного бара ударом ножа в грудь, но Шмидту, совершившему преступление в состоянии алкогольного опьянения на почве расовой ненависти (он при всех обозвал потерпевшего "краснокожим ублюдком"), предъявили обвинение лишь в "непреднамеренном убийстве", а впоследствии оправдали.
Сотни индейцев собрались в г.Кастер у входа в здание суда, требуя справедливости. Протестующих у встретили мощные полицейские заслоны. Пройти внутрь разрешили только Дэннису Бэнксу, Расселу Минсу и Леонарду Кроу Догу. Когда следом за ними попыталась войти мать убитого, полицейские грубо столкнули её со ступенек. Это переполнило чашу терпения разгневанных индейцев и толпа ринулась на приступ, сметая ограждения. На улице были перевёрнуты и подожжены два полицейских автомобиля. Занялся пожар в расположенном по-соседству здании городской торговой палаты. До самого вечера на улицах Кастера продолжались ожесточённые столкновения восставших индейцев с полицией.
Пресса тут же окрестила эти события "началом новых индейских войн". Несколько недель спустя, вожди и старейшины племени и организация "За гражданские права Оглала" попросили поддержки Минса для привлечения к судебной ответственности самого Дика Уилсона за многочисленные злоупотребления своим служебным положением. После непродолжительной встречи с Уилсоном, которая ничего не дала, Минс был жестоко избит подручными продажного президента Племенного Совета.
На следующий день, 28 февраля 1973 года, Минс и несколько сотен его сторонников, вооружённых охотничьими ружьями, пистолетами и винтовками "Винчестер" с оптическими прицелами, заняли позиции на холме у посёлка Вундед Ни, заявив, что они утверждают традиционное племенное правление, независимое от марионеточного правительства Пайн Риджа.
Индейцы потребовали расследования Сенатом злоупотреблений со стороны БДИ (Бюро по делам индейцев) и 371 нарушенного правительством договора, некогда заключенного с индейскими племенами, а также смещения Дика Уилсона с поста президента Племенного Совета. Территория Вундед-Ни была объявлена независимым государством индейцев. "У правительства два выбора, - заявил Минс, - либо атаковать и уничтожить нас, как это было в 1890 году, либо рассмотреть наши умеренные требования." ("Ньюсуик", 18 марта 1973 г.)
По всему периметру холма были вырыты окопы и воздвигнуты баррикады. Здание каменной церкви у братской могилы жертв 1890 года стало главным опорным пунктом восставших.
Уже к вечеру первого дня противостояния подразделения полиции, специальные отряды ФБР и судебные исполнители взяли посёлок в плотное кольцо осады. Нанятые Диком Уилсоном боевики из числа предателей-индейцев блокировали ведущую в Вундед-Ни дорогу. Они развязали настоящий террор против мирных жителей резервации, устраивая облавы, погромы и жестокие избиения всех, кто был замечен в сочувствии повстанцам. Многие ни в чём не повинные люди были зверски убиты головорезами Уилсона, называвшими себя "истинными воинами-оглала". Дик Уилсон обвинил Рассела Минса в том, что он является "орудием коммунистов", а его люди - это "просто ряженые клоуны и идиоты", которых следует покарать по всей строгости закона.
Утром 3 марта на расположенную поблизости от Пайн-Ридж военную базу Эллсуорт прибыл транспортный самолёт С-130 с начальником штаба 82-й воздушно-десантной дивизии Волни Уорнером на борту. Руководивший осадой шеф регионального отделения ФБР Джозеф Тримбах запросил у военных помощь в виде полка десантников. На месте оценив обстановку, подполковник Уорнер направил в Пентагон шифровку с просьбой прислать в Вундед-Ни двенадцать ракетных установок залпового огня для проведения штурма посёлка войсками. Однако в личной записке на имя командования он всё же подчеркнул, что не считает вмешательство вооружённых сил в события при Вундед-Ни необходимым. Запрос о предоставлении ракетных установок в Вашингтоне отвергли, поскольку ещё не истекли 100 дней со вступления в должность президента Никсона, и властям был крайне невыгоден скандал такого масштаба, как потопление в крови выступления индейцев.
Тем не менее, как вспоминает участник обороны Вундед-Ни, ныне - Старейшина Лакота Гарри Роланд, власти использовали против них 50 пулемётов , в том числе - крупнокалиберных, от выстрелов которых на стенах домов оставались огромные дыры, а также бронетранспортёры. Федералы вначале сожгли, а потом взорвали здание старой церкви, в которой находился музей, повествующий о трагедии 1890 года.
Остатки сгоревшего в 1973 году музея
В бою 16 апреля 1973 года получил смертельное ранение индеец-оглала Бадди Ламонт - ветеран Вьетнама и член ДАИ. В окоп, в котором он находился, угодила граната со слезоточивым газом. Когда Бадди стал задыхаться от кашля и выпрыгнул из укрытия, его сразила пулемётная очередь. Он скончался в ночь на 26 апреля. Последней волей погибшего было похоронить его здесь же, в Вундед-Ни, рядом с могилами предков. Однако после снятия осады тело было взято на судебную экспертизу. Останки Ламонта лишь спустя несколько лет возвратили матери павшего героя в штате Небраска.
Могила Бадди Ламонта
Теперь место его захоронения является частью мемориального комплекса на кладбище Вундед-Ни. На надгробной плите выбита надпись: "Две тысячи пришли в Вундед-Ни в 1973-ем. Один остался". Ещё один из участников обороны, 47-летний чероки Фрэнк Чистая Вода из Северной Каролины, в момент очередного обстрела находился в здании церкви; он был безоружен. Пуля, пробившая стену, попала ему в голову, задев мозг.
Вооружённое противостояние продолжалось 71 день. Перестрелки с каждым днём становились всё ожесточённее.
Наконец, 2 мая 1973 года, после долгих переговоров с восставшими, официальный представитель министерства внутренних дел США передал осаждённым следующее послание: "Я уполномочен заверить вас в том, что правительство Соединёных Штатов, разумеется, и Белый Дом, и, возможно, Конгресс обсудят с вашими представителями все те вопросы касательно договора 1868 года, которые вы хотели бы обсудить. Я думаю, что Конгресс проведёт слушания по вопросу о договоре 1868 года. Я уполномочен заявить, что лица, допустившие преступные действия против вас, будут наказаны".
Удерживать посёлок более не имело смысла. К тому же у осаждённых заканчивались питьевая вода и продовольствие, были на исходе боеприпасы, больным и раненым требовалась срочная медицинская помощь.
Индейцы прекратили сопротивление 9 мая 1973 года и ушли с занимаемых ими позиций. Их требования выполнены не были.
31 мая близ местечка Кайл делегаты ДАИ и племенные вожди собрались на заранее условленную встречу с представителем Белого Дома. Однако вместо него индейцам передали письмо одного из помощников президента Никсона: "Время заключения договоров с индейцами минуло в 1871 году, то есть 102 года назад. Только Конгресс может изменить существующее положение". В свою очередь, Конгресс отказался проводить обещанные слушания по договору 1868 года. В очередной раз индейцев не смогли сломить силой оружия, но одолели оружием лжи...
Рассел Минс и другие лидеры ДАИ были привлечены к суду. Минс, облаченный в традиционную одежду воина-лакота, выступил на нем с яркой обличительной речью. Хотя суд запретил Минсу и его защите основывать свое дело на договоре 1868 года в форте Ларами, защита все время пыталась представить правительство США истинным виновником происшедшего. Судебное разбирательство длилось 4 месяца. Шесть юристов защиты, возглавляемые Марком Лейном и Уильямом Канстлером, подвергли очень тщательному перекрестному допросу правительственных свидетелей, выступавших с показаниями.
Упорство защиты было вознаграждено обнаружившимися свидетельствами незаконного прослушивания телефонных разговоров агентами ФБР, фальшивых показаний и других нарушений со стороны правительства. 16 сентября 1974 года судья Фред Никол снял все обвинения с Минса. Другие участники восстания также были оправданы судом. С этого времени на жизнь Рассела Минса неоднократно совершались покушения. Многократно он подвергался арестам. Его брат Тед говорит: "Рассел очень важное лицо, вот почему все эти акции направлены против него. Это говорит о том, что Минс - подлинный национальный лидер".
В последующие два года после восстания, называемые в Пайн Ридж временами "Большого Террора", 64 активиста ДАИ были убиты, многие - брошены в тюрьмы по сфабрикованным обвинениям.
В январе 1974 года состоялись перевыборы нового президента племенного совета. Минс выдвинул свою кандидатуру в противовес марионетке Уилсону и собрал голоса 1500 индейцев. Женщина-активистка ДАИ так описывала ночь накануне выборов: "Выстрелы гремели по всей резервации...". Дик Уилсон, снова прибегнув к мошенничеству, запугиванию и шантажу, провалил кандидатуру Минса. Людям открыто угрожали, что их дома будут сожжены зажигательными бомбами и обстреляны, если они "не проголосуют, как надо". В сам день выборов был застрелен юноша, посмевший вслух высказаться в поддержку Рассела Минса. Несмотря на это, после окончания выборов Минс сказал: "Пресса все время твердила, что в Вундед-Ни мы были бандой отщепенцев...
1500 голосов, собранных даже на этих сфальсифицированных выборах, поддержали и оправдали ДАИ в резервации Пайн-Ридж!"
Ссылка на фильм о Ванден-Ни
http://www.pbs.org/wgbh/amex/weshallremain/the_films/episode_5_trailerИсточник