Российская империя создавалась украинцами

Aug 30, 2012 02:06



Кабинетным историкам, создававшим фундамент украинской историографии на протяжении мирного XIX века, не по силам было оценить весь размах нашего исторического бытия, на которое они смотрели исключительно через призму социальных потребностей крестьянства. Именно историки народнической школы (начиная от Антоновича и Грушевского) вычеркнули из нашего прошлого все агрессивно-экспансивное, героическое и великодержавное, именно они «лишили» украинскую нацию собственных элит, объявив их предателями и выразителями чужих государственных интересов, даже проявления всенародного подъема, что выливались в войне с участием всего народа и массовые восстания, на которые так богата украинская история, наши историки рассматривали как нечто неестественное, как такое, что выбивалось из их «земледельческо-миролюбивой» схемы, в которой украинцы были только объектом исторического процесса.
..................
Историческая терминология также требует значительного переосмысления. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда удельные названия и определения воспринимаются как нечто чуждое - чуть не враждебно, как, к примеру - «Русь», «Россия», «Древняя народ руський», «русины», «руський язык», «словено-Роський язык». Ведь именно так назывались наши (и только наши!) Страна, народ и язык в течение целого тысячелетия. То, что мы в силу политических обстоятельств на протяжении последнего столетия пользуемся другим самоназванием, не делает древнее имя чужим и не дает оснований заниматься переименованием - русского на украинский. Отказываясь от собственных исторических названий в пользу соседей, которые к ним не имеют никакого отношения, мы теряем львиную долю собственного прошлого. Если так пойдет дальше, то Русь, русский народ, русская речь станут для нас таким же совсем чужим миром, как Скифия-Сколотия. Наша современная «интеллектуальная» публика искренне удивляется, когда ей попадаются упоминания о Петре Могиле как восстановителе Руси, о Запорожских казаках как защитниках Русской земли, о князе Константине Острожском как о вожде русского народа. И это несмотря на то, что средневековые летописи и официальные документы, полемическая литература и барочная поэзия, авторы политических памфлетов («История Русов») и художественных произведений (Николай Гоголь) упорно и неизменно называют нашу Родину «земля Русская» или «Русь», Киев Х-ХIII вв. и Львов XIV-XVII вв. были столицами Руси, Богдан Хмельницкий, как и впоследствии Иван Мазепа, ставили себе целью получить вольности именно для «народа русского», а первый из них принял 1648 титул «Божией милостию великого государя Великия Росии».
................

Российская империя с начала своего возникновения и примерно до начала XIX в. была своим государством для украинцев, которые оказали определяющее влияние на политическую, культурную, военную сферы жизни империи - еще большее, чем в Речи Посполитой. Само название «Российская империя» придумано украинцем Феофаном Прокоповичем, который распространил таким образом название своей Родины - Руси (современной Украины) на всю империю.

Русский литературный язык (словенороский язык) была симбиозом украинского разговорного и старославянского языков и взял начало из Киева от грамматики Мелетия Смотрицкого, а дальше был досконально проработан в первую очередь украинцами - Гоголем, Шевченко, Короленко, Чеховым и другими. Герои завоевания Сибири и Дальнего Востока, Центральной Азии и Кавказа, освободители Балкан и обороны Севастополя были преимущественно или даже исключительно украинцами. Матрос Кошка и солдат Шевченко, адмирал Нахимов и завоеватель Закавказья Котляревский были этническими украинцами , как и воины гусарских полков - герои наполеоновских войн, казацкие контингенты - главная ударная сила в русско-турецких войнах, корпус черноморских казаков - безжалостные завоеватели Кавказа.

Основной упрек этим героям - они, мол, воевали за чужие интересы. Если это так, то как в таком случае объяснить, что на протяжении конца XVIII и на протяжении XIX в. наша сплошная этническая территория в Европе выросло минимум вдвое, нами были колонизированы огромные пространства в Азии (Серый и Зеленый Клин), украинская элита (потомки казацкой старшины) принимала участие в непосредственном управлении империей, занимая в ней самые высокие посты (достаточно вспомнить фамилии Разумовских и Безбородьков), а наша духовная и светская интеллигенция определяла культурный облик Российской империи.

Последнюю украинская элита долгое время рассматривала как совместный с другими восточнославянскими народами государственный проект - с единым монархом, но при сохранении равенства составных частей империи (например, в «Разговор Великороссiи съ Малороссiей» - «Признаю, что не я [Великороссiя] собой тебe властитель, но самодержецъ нашъ есть общiй повелитель»), пытаясь придать проекту максимально украинское выражение. В известной степени это удалось, например, в церковных делах - украинская (русская) версия православия практически полностью вытеснила удельную московитскую (старообрядчество).

Конечно, украинское видение построения общего государства вступало в противоречие с московской политической практикой, основанной на деспотизме. Так, модернизационные мероприятия Петра I, с их откровенной грубостью и попыткой разрушить казацкую автономию, вызвали сопротивление не только у украинской политической, но и интеллектуальной элиты. Украинские церковные иерархи были самыми беспощадными критиками политики Петра даже после выступления гетмана Мазепы, поскольку, так же как и последний, имели другие взгляды на методы проведения модернизации, ибо опирались на собственный опыт, основанный Петром Могилой и Богданом Хмельницким.

Отмена казацкой автономии в конце XVIII в. также шла вразрез с политическими идеалами украинской элиты, но на этот раз прошло без серьезных эксцессов, поскольку лидеры бывшей Гетманщины взамен получили широкий доступ к центральной власти в политической, военной, церковной и других сферах. Досадная метаморфоза, произошедшая с империей в XIX в., как две капли воды походила на деформацию Речи Посполитой XVII в.
Усилиями разночинной московской интеллигенции и великорусских шовинистов Россию объявили московским (великорусским) национальным «государством», а нам предложили второстепенные роли. Реакция украинцев была вполне ожидаемой - национально-освободительные устремления, дистанцирование от империи, выработки нового самоназвания, наконец, такой нелюбимый московитам, но спровоцированный ими же, «украинский сепаратизм».
Это удивительное (для данного издания) признание нашла здесь.

украина, русь, история, россия, язык, история украины, православие

Previous post Next post
Up