Звучит очень современно, -
пишет протоиерей Владимир Вигилянский.
Считается, что раскол христианской Церкви или Великая Схизма был совершен в 1054 году. Но богословским разногласиям между Западом и Востоком предшествовали вполне политические причины - притязания во второй половине 9 века церковного Рима на епархии Балканского полуострова, тяготевшего к Византии.
Это земли нынешних государств: Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Греции, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии, Черногории, отчасти Румынии и Турции.
В 1054 году папа Римский Лев предал анафеме Константинопольского Патриарха Михаила.
В последующие века Ватикан требовал, чтобы Константинополь признал примат папы над «всеми церквами Божьими по всему миру».
Далее - галопом по историческим событиям.
В 1274 году на римо-католическом Лионском соборе Византийские император Михаил VIII и патриарх Иоанн Векк вступили в унию с католиками.
Император в знак преданности унии послал на Афон отряд воинов (1278-1282), чтобы силой заставить монахов принять это соглашение. Некоторые монахи Великой Лавры и Ксиропотамского монастыря, убоявшись, подчинились требованиям верховной власти.
Войдя в Иверский монастырь, люди императора отправили всех монахов-грузин в Италию, прочих же погрузили на корабль и затопили его в море.
После этого латиняне пришли к Ватопедской обители. Игумена Евфимия задушили, а двенадцать непокорных монахов повесили.
В монастыре Зограф были заживо сожжены двадцать шесть иноков, затворившихся в башне.
В Карее, афонской столице, императорские солдаты схватили прота Святой Горы и предали его мечу вместе с большим числом иноков.
На соборе, который собрали римо-католики в Ферраре, Флоренции и Риме (1438-1445), делегаты от Православных Церквей подписали унию. Среди них были Византийский император Иоанн VIII Палеолог, Константинопольский Патриарх Иосиф II, делегаты от Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, митрополиты Молдовлахии, Киевский и всея Руси Исидор, два представителя Грузинской Православной Церкви и даже игумены от Афона.
Один из участников собора описывал это событие так:
«Греки знали, что орос подписан императором, подписали и они. Знали и латиняне, что он подписан греками и папой, подписали и они. При этом большинство даже не знало, что в нём написано. Ведь кроме немногих из латинян и греков, которые изучили орос, или тех, кто оказался рядом, когда его писали, большинство не знало о его содержании».
Единственным против унии тогда выступил Святитель Марк Ефесский (1392-1444).
На фото: 1. Икона афонских монахов, умученных от латинян, 2. Святитель Марк Эфесский
![](https://ic.pics.livejournal.com/varjag2007su/78328555/3803877/3803877_original.png)