От «экспорта демократии» к Исламскому государству. Годовщина вывода американских войск из Ирака

Dec 21, 2020 08:32





9 лет назад, 18 декабря 2011 года американские войска покинули Ирак. Свержение светской авторитарной власти Саддама Хусейна и партии «Баас», разрушение экономики Ирака, а также 8-летняя оккупация в условиях постоянных терактов и гражданской войны привели к тому, что «свято место» не осталось пусто - ушедших американцев сменили террористы ИГИЛ.
Как найти «удобного» врага

Саддам Хусейн никогда не был врагом США. До его прихода к власти в конце 1970-х Ирак тесно сотрудничал с СССР, а Штаты оказывали влияние на монархический Иран, который обеспечивал им контроль за поставками нефти из Персидского залива. Но в 1979 в Иране произошла «исламская революция», а её лидер аятолла Хомейни объявил джихад США и Израилю. Это заставило Вашингтон присмотреться к новому иракскому президенту. СМИ в рамках скандального «Ирангейта» (дела о поставках оружия на Ближний Восток) начали говорить о том, что из Америки в Ирак пошли поставки ядерных, химических и бактериологических компонентов для создания оружия массового поражения. Помощь в создании химпрома Хусейну оказали и европейские страны - ФРГ, Швейцария, Голландия, Бельгия и Италия. Вашингтон подбивал своего союзника Саддама к войне с Ираном, и это ему удалось. Однако Ирак в 1988 году потерпел поражение, а отдавать огромные кредиты, взятые у Саудовской Аравии и Кувейта, было нужно.



Хусейн решил эту проблему радикально, за два дня, летом 1990 года оккупировав Кувейт и взяв под контроль его богатейшие нефтяные месторождения. Существовала ненулевая вероятность продолжения завоевательного похода в виде вторжения в Саудовскую Аравию. Пока действия Хусейна не противоречили интересам США, они закрывали глаза на его военные инициативы и даже оказывали негласную поддержку, но, когда Ирак стал такими же методами реализовывать уже свои интересы, союз внезапно закончился. Совет Безопасности ООН выдал санкцию на миротворческую операцию, и международная коалиция во главе с США вторглась в Ирак. Операция «Буря в пустыне» привела к разгрому иракских войск и выводу их из Кувейта.

ООН требовала разоружения Ирака, но Саддам видел, что бывшие союзники его кинули, и понимал, что, разоружившись, он подпишет себе смертный приговор ещё быстрее, чем войдя в клинч с международным сообществом. В 1998 году Хусейн официально прекратил сотрудничество со спецкомиссией ООН по разоружению Ирака. В ответ на это англо-американская коалиция провела операцию «Лис в пустыне», нанеся ракетно-бомбовые удары по военным, разведывательным, промышленным и административным объектам в Ираке.

А 11 сентября 2001 года Аль-Каида произвела террористическую атаку на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке.



Этот повод позволил новому президенту США, республиканцу-неокону Джоджу Бушу-младшему дать зелёный свет группе «ястребов» (Д. Рамсфельду, П. Вулфовицу и Р. Перлу), которая ещё в начале 90-х сформулировала стратегическую доктрину для США после окончания «холодной войны». Документ «Руководство по планированию обороны» провозглашал принцип американской гегемонии в мире и превентивные действия против любого государства, которое могло бы поставить под сомнение эту гегемонию». Клинтон не поддержал данную инициативу - он, вместе с «другом Борисом», был занят разграблением России и на тот момент вполне оправданно считал, что Америке больше ничего не грозит. Теракты 11 сентября кардинально всё изменили. 17 сентября 2002 года администрация Буша публикует документ под названием «Стратегия национальной безопасности», в котором фактически повторяет все тезисы Вулфовица 90-х:

1. Американские ценности имеют универсальное значение.

2. Массовый терроризм представляет угрозу для США и всего мира.

3. Политика терроризма свойственна небольшому числу «государств-изгоев», стремящихся к обладанию оружием массового поражения.

4. Характер и тяжесть этой опасности оправдывает пересмотр существующего в международном праве понятия самообороны.

5. Характер угрозы оправдывает превентивные действия.

6. В своих превентивных действиях США будут искать поддержки международного сообщества, но оставляют за собой право действовать самостоятельно.

Фактически было заявлено о превентивной войне против любого, кого Вашингтон назовёт «страной-изгоем». НАТО же, ввиду отсутствия международных условий (конфликта с СССР) для его существования, окончательно превратился в инструмент контроля США над Евросоюзом, не имеющим своих собственных современных вооружённых сил. Советская угроза была заменена угрозой терроризма, которую нужно предотвращать вмешательством во внутренние дела стран, считающихся источником угрозы.

Ираку не повезло иметь вторые по объёму в мире нефтяные источники и плохие отношения с Западом, поэтому он был обречён.
Устав ООН превращается в клочок бумаги

Первым делом началась психологическая война. «Свободные» американские СМИ все как один назвали Хусейна «кровавым диктатором» и угрозой для мирового сообщества - якобы Ирак оказывал поддержку Аль-Каиде, атаковавшей «башни-близнецы» в Нью-Йорке, и восстановил свои мощности по производству оружия массового поражения. Всё это впоследствии не подтвердилось, но ведь главное сказать, а всё остальное уже неважно.

Американский центр гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики посчитали, что с сентября 2001 года по сентябрь 2003 года руководство США сделало 935 лживых заявлений по Ираку, из которых 260 принадлежат президенту Бушу, а 254 - бывшему госсекретарю Колину Пауэллу, который запомнился тем, как тряс в ООН пробиркой с белым порошком, доказывая, что это споры сибирской язвы, созданные Хусейном. После того, как ничего подобного в Ираке не обнаружилось, он назвал своё поведение «недостойной страницей своей карьеры».



26 февраля 2003 года Джордж Буш заявил, что «освобождённый Ирак сможет продемонстрировать, как свобода преобразует этот регион... Для других государств региона новый режим в Ираке послужит впечатляющим примером свободы». 17 марта Хусейну предъявили ультиматум с требованием покинуть страну в течение 48 часов, а когда этого не случилось, 20 марта, без санкции СБ ООН, американо-британская коалиция начала вторжение. Нарушение международных норм было настолько очевидным, что даже НАТО не одобрило войну США в Ираке.

У иракской армии не было шансов устоять на открытых пространствах, поэтому они собрали все силы у городов, нефтяных месторождений и речных мостов. Однако по неизвестным причинам, мосты не были взорваны, а значит Тигр и Евфрат не стали естественными рубежами обороны. Интервенты быстро овладели портами и аэродромами, нефтяными промыслами (их даже не успели поджечь) и пусковыми площадками ракет. После этого конец Хусейна был лишь делом времени. Единое командование рассыпалось, часть высокопоставленных офицеров иракской армии предала центральное правительство, полки перестали получать приказы, и не понимали боевых задач. Войска фактически разбегались. Исчезли даже стянутые под Багдад и Тикрит элитные гвардейские корпуса «Аль-Рашадия» и «Аль-Бафрейя», состоявшие из трёх танковых, двух моторизованных и двух пехотных дивизий.

Формально война завершилась 1 мая 2003 года. Американскую агрессию осудили не только Франция, Германия и Россия, но и прогрессивные люди в самих США, отметив, что Буш попрал международное законодательство, превратив устав ООН в «клочок бумаги». Даже идеолог «холодной войны» Збигнев Бжезинский высмеял доводы Буша, которыми тот оправдывал вторжение в Ирак.

Самого Хусейна сразу не нашли. Зато «экспорт демократии в мусульманский мир» привёл к разрушению экономики и инфраструктуры Ирака (включая подачу воды, производство электроэнергии, транспорт), многочисленным жертвам среди гражданского населения, усугублению бедности, поставив Ирак на грань территориального распада. Подверглись разграблению уникальные исторические и культурные музеи. Мародёрство и массовые грабежи прокатились по столице и другим городам. Но этого оказалось мало. Несчастную страну решили разграбить ещё и с помощью неолиберальных реформ. Лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц говорил, что Ирак пережил ещё более радикальную форму «шоковой терапии», чем постсоветские страны.



А война при этом не прекратилась, партизанское сопротивление существовало ещё очень долго. Кроме того, тут же началась и гражданская война между суннитами и шиитами, которую сдерживал исключительно светский авторитарный режим Хусейна. Подняли голову криминал и терроризм. Нападения совершались не только на оккупационные войска, но и на представителей международных организаций. Например, летом 2003 года были убиты более 20 членов миссии ООН, а более 100 получили ранения. В конце того же года теракт совершили против представительства Красного Креста, после чего организация вывела своих людей из Ирака.
Крокодиловы слёзы

Саддама Хусейна обнаружили и арестовали аж в середине декабря 2003 года. Осенью 2005 года начался фактически подконтрольный американцам суд над бывшим иракским президентом по обвинениям в преступлениях против человечности. Ради этого даже временно восстановили смертную казнь. Чуть больше, чем через год, в декабре 2006-го Саддама повесили. Этому не помешало даже то, что в сентябре 2006 года комитет Сената США по разведке заявил, что Хусейн не был связан с Аль-Каидой. Оружия массового поражения в Ираке также не обнаружили.



Пока миссия Красного Креста ещё работала в Ираке, её представители побывали в лагерях для иракских военнопленных, которые организовала американо-британская оккупационная администрация. Более 10 000 военных сдались с начала войны. Кроме того, было очень много арестованных во время «зачисток неблагонадёжных элементов». По сути это были самые настоящие фильтрационные лагеря, куда отправляли людей, в том числе гражданских, лишь за то, что они были членами правящей партии «Баас». Телекадры того, как британцы в Басре и Умм-Касре врываются в жилые дома, надевают мешок на головы хозяевам и увозят их в неизвестном направлении, облетели весь мир.



Лозунги о свободе и демократии, стремлении низложить тирана и освободить иракский народ принесли этому народу только новые страдания. А США отнюдь не обезопасились от терроризма, но лишь разбередили рану, которая залечивалась совсем не идеальным, жёстким, может быть даже жестоким режимом Хусейна, при котором, однако, исламизм в Ираке не мог поднять голову. Вторжение в Ирак вылилось не только в ежедневные нападения на американских солдат, но и антиамериканскую радикализацию мусульманского мира, что стимулировала приток рекрутов в ту же Аль-Каиду. Да и куда ещё идти людям в разрушенной и разграбленной стране, где нет ни работы, ни перспектив? Экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт в интервью 2003 года так прямо и сказала, что война в Ираке способствует «дальнейшему объединению террористов».

Так и случилось. Не прошло и года после окончания войны, как в 2004-м тогда ещё второсортная в террористическом мире организация ИГИЛ присоединилась к Аль-Каиде, создав новую структуру под названием «Аль-Каида в Ираке». В 2006 году к ним присоединились другие группировки, провозгласившие Исламское государство Ирак. В СМИ неоднократно проходила информация, что тренировками исламистов занимались те самые саддамовские офицеры, которые прошли через фильтрационные лагеря. Экс-глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что вторжение США и Британии в Ирак привело к созданию ИГИЛ. И даже напрямую ответственный за участие Великобритании в войне Тони Блэр признал, что доля правды в таких словах есть.

Пока американцы тратили почти по 4 млн долларов в день на содержание оккупационного контингента в Ираке, ситуация ещё более-менее удерживалась под контролем. Но после того, как в 2011 году войска были выведены, всё мгновенно пошло под откос. В 2014 году часть территории Ирака захватили халифатисты Исламского государства и началась новая война, принёсшая ужасающие страдания не только иракскому народу, но сирийцам, курдам и другим народам, населяющим регион. В декабре 2016 года сменивший Буша на посту президента США Барак Обама заявил, что одной из причин появления ИГИЛ стало вторжение в Ирак. Но стало ли кому-то легче от этих слов?

ирак, терроризм, сша

Previous post Next post
Up