1. Это была одна из самых эпических поездок в моей жизни, -
пишет flackelf.
Если бы мне 5 лет назад сказали, что Крым я буду покидать через Краснодарский край, по мосту через Керченский пролив, при этом сам Крым будет под российской юрисдикцией, я бы в это поверил бы куда меньше, чем в предстоящую мне эмиграцию в Санкт-Петербург. Это показалось бы тогда полной фантастикой!
Ради этого я специально приобрел билет на дневной автобус, которых на самом деле мало. Только пару штук до Краснодара, один до Астрахани, все остальное выезжающее из Севастополе - ночное. Ну ночным я уже в Крым приехал, в итоге ни одной фотографии и мало чего увиденного, ну кроме разве что светового контраста между сверкающей вечерней Анапой и темной Керчью.
Это был путь длиною более чем в 500 километров, через весь Крымский полуостров, Тамань, Анапу, Новороссийск и наконец Краснодар. Стоимость билета составляла 1900 рублей (с багажом).
2. Севастопольский автовокзал, 5-50 утра 21 сентября. Ради этого автобуса в тот день пришлось вставать в 4 утра и добираться на такси, которое заказывал с вечера. В Севастополе мне все порекомендовали позаботиться о такси с вечера, это не Питер.
Я, зная, что свою сумку придется положить в багаж, а днем будет жарко, оделся слишком легко, в шорты и футболку. В последний момент достал из сумки джинсовую куртку и позже понял, что не зря.
3. Главные транспортные ворота Севастополя работают круглосуточно. Поток автобусов на восток большой.
4. Встречаю рассвет где-то в районе Бахчисарая.
Во время движения в автобусе стало довольно прохладно. Осень уже давала о себе знать и в Крыму.
5. Прощаюсь с этими местами, в которые в прошлой жизни приезжал довольно часто. А сейчас - когда еще побываю тут, на самом кончике Русского мира, в центре Черного моря.
6. Участок Симферополь - Севастополь, федеральной трассы "Таврида" тоже делается, но все же с большим отставанием от главного участка Симферополь - Керчь. Оно и понятно, старая еще советская дорога на Севастополь не такая перегруженная и вполне справляется с потоком. Как я уже писал, главная старая дорога Севастополь - Симферополь - Керчь давно переделана и имеет хорошее покрытие.
Строительство федерального автобана через весь Крым это одно, а использование уже имеющихся дорог - другое.
7. Строительство на этом участке пока в основном затронуло участок Симферополь - Бахчисарай. И кстати мне пока неясно - как именно новая дорога будет заходить в Севастополь?
8. Заехали в Симферополь и сразу же попали в утренние пробки. В административном центре республики делают дороги, как и по всему Крыму. Потеряли из-за этого 45 минут.
Старый еще советский автовокзал Симферополя надо выводить из центра города.
9. Новые российские автобусы в Симферополе.
10.
11. Кстати пойма себя на мысли, что Симферополь, это единственный город Крыма, который я практически не знаю. Всю жизнь только проездом.
12. Весь Крым, это одна большая строительная площадка.
13.
14. Новые российские ПАЗики в Симферополе. И отремонтированная дорога.
15. И старый украинский "Эталон" на Симферопольском автовокзале. Сам автовокзал с времен Украины практически не изменился.
Видимо его действительно будут переносить.
16. Диковинные по прошлым меркам названия городов, которые лет пять назад тут и представить было невозможно.
17. Особенно Дербент! Весь юг России связали воедино Керченским мостом. От Севастополя до Дербента.
Эти два города теперь две крайние точки на юге страны.
18.
18. Новые российские указатели. На них нет таких направлений как - Киев, Харьков, Херсон.
19. А это старый украинский указатель все еще стоит.
20. Выехали из Симферополя по трассе на Белогорск и Феодосию. Движение очень интенсивное. Это сейчас основная транспортная артерия Крыма.
Крым просто взял и перевернулся на 90 градусов. Теперь все движение не с севера на юг как раньше, а с востока на запад.
21. За Симферополем строительство трассы "Таврида" идет гораздо более интенсивно. Много техники со всех уголков России, работа идет круглые сутки.
22. Строят развязки, мосты, масштабы земляных работ впечатляют.
23. Мы постоянно перестраиваемся и попадаем в небольшие заторы.
24.
25. Проходим Зую и Белогорск. С юга нас постоянно сопровождают Крымские горы, вдоль которых мы движемся.
26.
27.
28. В Белогорске новая федеральная трасса уходит на север, огибая гористую местность у Старого Крыма. Вновь мы встретимся уже на равнине, лишь за Феодосией.
29. По всему Крыму появились вот такие новые мечети.
30.
31. Самый живописный участок дороги это от Белогорска до Феодосии, где старая трасса максимально приближается к Крымским горам и даже частично проходит через их северные склоны.
Тут точно железную дорогу не проложишь. Честно говоря, я этот участок проехал впервые в жизни. Раньше в восточный Крым попадал только на поезде через Джанкой.
32.
33.
34. Старый Крым.
35. Феодосию обходим с севера и сразу же выскакиваем на восточную окраину города, где находится автовокзал.
36.
37. Старый феодосийский автовокзал хорошо знакомый мне по отдыху в 2012 году. Вспомнил те времена.
38. Тогда правда не было заграждений как сейчас. Зона транспортной безопасности как и везде в России.
39. Екатерининская церковь на своем месте. Тут рядом пляж и жд станция Айвазовская. Очень памятные для меня места из прошлой жизни.
40. Почему автобусы преимущественно старые?
Как же это контрастирует с ситуацией в городском транспорте и на РЖД.
41. За Феодосией трасса идет прямо по берегу Черного моря. Это поселок Береговое.
42. Ну вот за поселком Приморский и строящаяся трасса "Таврида" снова показалась.
43.
44.
45.
46. На строительстве трассы замечено очень много автомобилей из Санкт-Петербурга.
47. Вот один из них. На всех автомобилях, которых сотни и на другой строительной технике, логотип "ВАД"
48.
49. Приближаемся к Керчи.
50. Перед Керчью во многих местах все уже готово.
51. Мы сходим с трассы и заезжаем в город, который стоит севернее мостового перехода через пролив.
52. В самой Керчи пока мало, что изменилось. Украинские троллейбусы еще ходят.
53. Автовокзал тот же, старый и убогий. В него даже заходить не хочется, настолько все убитое.
До 2014 года Керчь была конченной дырой на востоке Крыма. Как мне сказал тогда местный житель - "тупик тупиков". И как радикально все изменилось теперь, когда город оказался на главном транспортном потоке на полуостров.
54.
55. Наш автобус.
56.
57. Выехали из Керчи и направляемся к мосту.
58. Перед Крымским мостом.
59. Строительство 2-х путного железнодорожного путепровода для дороги с материка.
Проход по Крымскому мосту смотрите вот тут:
https://flackelf.livejournal.com/#post-flackelf-1036505 60. Новые линии ЛЭП на Тамани. 5 лет назад это была тоже полная дыра среди лиманов и негодной для жизни и отдыха земли. Теперь тут проходят все дороги.
61. Железная дорога на Крымский мост.
62. Тут широкая дорога кончилась и до Анапы она пока вот такая.
Со стороны Краснодарского края хорошие автомобильные подходы к мосту тоже надо строить и прямиком от Краснодара, минуя Анапу и Крымск.
63. Тут пока только один путь. Это участок в районе станции Вышестеблиевской.
64. Подъехали к Анапе. Около аэропорта Витязево высаживаем часть пассажиров. Показались Кавказские горы, которые приняли эстафету от гор Крымских.
65. Анапа.
66.
67. Автовокзал Анапа.
68. Автобусный парк чрезвычайно разношерстный. С этим надо что-то делать.
69.
70. Наконец-то! Вижу знакомые вывески и логотипы. По ним соскучился немного в Крыму.
71. Заехжаем в Новороссийск и теряем из-за этого полтора часа. Проходим через перевал Волчьи ворота, где я увидел как железная дорога спускается к Цемесской бухте.
72.
73. В сторону Новороссийска очень большой поток автомобилей. Теряем много времени. С высоты вдали виден город.
74. Железная дорога проходит рядом, спускаясь вниз.
75. На обратном пути из Новороссийска. Уже вечер.
76.
77. Перед Крымском идем вдоль железной дороги Краснодар - Новороссийск.
78.
79. До Краснодара еще остается километров 90. Я прекращаю съемку из-за наступающей темноты.
Прибыли в Краснодар ровно в 20-00, отстояв приличную пробку при въезде в город перед мостом через Кубань. Общее время в пути - 14 часов. Устал зверски!