Оригинал взят у
imykhalitsynв
Невеселые зарисовки из корпоративной жизни, или кто же все таки нужен корпорациям?Думаю, каждый работавший в крупной корпорации рано или поздно согласится с мудрым стариной Огилви, метко и едко, а главное - давно заметившим, что излишнее внимание к командной работе - выдумка посредственностей, пытающихся таким образом скрыть свою заурядность. Схожее мнение высказал в свое время и Питер Друкер, назвав большую часть менеджмента - усложнением работы нормальным людям.
Я не хочу сказать, что командная работа и современный менеджмент - это плохо. Правильная, административно прозрачная, профессиональная проектно-ориентированная команда и правильный утилитарный проект-менеджмент - это как раз очень хорошо. Но на деле эти красивые слова очень часто прикрывают некомпетентность, формализованное исполнение процедур и имитацию деятельности.
На западе для таких "команд" даже существует злое выражение - bucket brigade (дословно - команда инвалидов), которым характеризуют команды и процессы по разработке чего-либо, швыряющие проект от подразделения к подразделению под благовидным предлогом его тщательной проработки и согласования. Качество продукта на выходе из такого многоголового и запутанного монстра не только несложно предвидеть, но и лично мне приходилось наблюдать воочию. Зрелище печальное.
"Просто дайте ей время..."
Большинство наблюдений приводят к неутешительному выводу - независимо от начальных условий, практически все корпорации рано или поздно оказываются в разной степени поражены
Непризавитом, и приходят к одному и тому же состоянию - замена созидательного творчества формализованной системой, инициативы - исполнением правил, а личностей-двигателей - надсмотрщиками. Причем, с точки зрения бизнес-теорий и логики владельцев, цели такой замены как бы благовидные - даже знаменитая "матрица бЭцЭжЭ" учит переходить от стратегий роста к стратегиям максимизации прибыли, когда потолок роста достигнут, и настала пора "доить корову".
Но инициативные и амбициозные спецы, способные двигать бизнес вперед, как показывает жизнь, плохо уживаются со свойственными этому этапу сутяжничеством, крохоборством и многоголовыми-многоходовыми паутинами корпоративных согласований, контролирующим буквально каждый писк. Другими словами, переход от расцвета к стабильности "и дальше по Адизесу", как правило, характеризуется выдавливанием/бегством из менеджмента тех самых личностей, благодаря которым компания собственно и пришла к расцвету.
Что остаётся? Остается тот самый институт т.н. "Чабанства" и надсмотрщичества, на котором бурным цветом расцветает
карьерное жульничество, упомянутые выше "команды инвалидов", избегательная мотивация, и приснопамятный Непризавит.
Здесь не могу не привести замечательный отрывок из не менее замечательной статьи "
Непрерывный суицид для тебя":
Почему именно грамотно позиционирующая себя молодость в фаворе у руководства компании? Отнюдь не потому, что коммерческим партнерам приятнее иметь дело со свежими лицами, не обезображенными интеллектом. И не потому, что молодая поросль более энергична и сообразительна. Просто молодежью легче манипулировать. «Молодой человек с активной жизненной позицией» (далее МЧАЖП) не имеет жизненного опыта, он не ушл, не начитан и не очень хорошо разбирается в людях. Но и это не главное. Основное преимущество МЧАЖПа заключается в том, что его школьные и институтские годы прошли в постсоветские времена. Советское образование, несмотря на его чудовищные недостатки, все же было гораздо более разносторонним, чем нынешнее, построенное на тестах. В целом, психология человека с таким образованием, подобна лошади с зашоренными глазами, способной двигаться лишь в «единственном и верном» направлении под руководством возницы. Такой типаж видит гораздо меньше вариантов своей роли в социуме и возможностей для профессиональной реализации. Его значительно легче заточить в офис на долгие годы, чем человека с широким кругозором.
Избегательная мотивация - еще та тема!
Избегательная мотивация в корпорациях - вообще отдельная история. Если спец с достижительной мотивацией стремится упаковать как можно больше работы в имеющийся объем времени, то "отсиживающий избеженец" организует обратный процесс - растягивает все имеющиеся проекты на все доступное время, а от новых изо всех сил отпихивается, ссылаясь на катастрофическую занятость. Хотя если пронаблюдать такого хотя бы день, то общее время его нахождения на перекурах-кофебрейках помимо законного обеда, составит примерно треть рабочего времени. Минимум.
Самое интересное начинается, когда в таком угасшем коллективе появляется "горящий делом" сотрудник, смело берущийся за все новое и одержимый желанием принести пользу компании и себе. Нетрудно предугадать, куда перенаправляются проекты, "отшибаемые" избегающими добавления работы коллегам. Совершенно верно - инициативному новичку, часто находящемуся на испытательном сроке, и желающему укрепиться в компании. На моей памяти невыдуманная история о сотруднике одного представительства, который регулярно получал втыки от начальства за "неровности" в реализации проектов, которые вёл. Фишка была в том, что он по собственной инициативе вел примерно втрое больше проектов, чем его среднестатистический, отпихивавшийся от дополнительной работы, коллега. Соответственно, коллега получал втыки втрое реже :) т.е. количество нагоняев было линейной функцией от количества работы. Чего нельзя было сказать о функции премиальной.
Хочется, конечно, поднять тему о том, чем является избегательная мотивация - естественным свойством человеческой натуры, или попыткой сотрудника монетизировать свое рабочее время, в ответ на попытки компании монетизировать его мозги и время. Но тема длинная и широкая, потому "не сегодня".
Непризавит + глобализация = Глобальный непризавит?
Вернемся к нашему Непризавиту. Который, на мой взгляд, является конечным, патологическим этапом т.н. "
Принципа Питера". Сирилл Паркинсон определил Непризавит как деквалификацию корпоративных команд и структур, ведущую в перспективе к полной деградации и остановке продуктивной работы. Опыт общения с представителями различных крупных компаний неутешителен - непризавит, похоже, процветает и метастазирует повсюду, и становится неотъемлемой частью глобализации.
Продолжая мысль о посредственностях, Огилви заметил, помимо всего прочего, что оные не выносят рядом с собой ярких личностей, возмущаются их существованием и стараются изжить всеми доступными способами. Сказано больше 50 лет назад, но сегодня актуально как никогда! Кампания по изживанию личностей из корпоративной среды приняла угрожающие масштабы - в крупных корпорациях практически не осталось пользующихся мозгом людей, а выжившие умело прячутся. Современные управленческие системы и методы вымывают из корпораций личностей, а из оставшихся - вымывают последние капли человеческого достоинства, подспудно прививая психологию приспособленца. На эту тему рекомендую прочитать
интервью с Мег Вітлі (Meg Wheatley), и
притчу о трудолюбивом муравье.
Не спасает даже то, что основные законы бюрократического вырождения организаций, и Непризавит в том числе, были открыты и опубликованы Сириллом Паркинсом еще в середине прошлого века. Паркинсон весьма едко заметил, что при достижении компанией отметки в 1000 сотрудников, она перестает нуждаться во внешних источниках работы, так как сама по себе генерирует достаточное количество внутренней работы (бюрократической волокиты). Также он отметил, в частности, кратковременное снижение темпов роста бюрократического аппарата сразу после публикации "Законов Паркинсона" (испуг), и последующее восстановление спустя некоторое время, когда испуг прошел.
"Сжевали и выплюнули"
Уже в обсуждении этой заметки один из участников привел замечательнейшую и показательнейшую жизненную историю, в которой соединяются и коррупция, и собственно принцип "сжевывания". Публикую as is.
Dmitriy Nazaruk • Хочу рассказать пример моего товарища, который 5 лет проработал в компании "Оболонь". Дослужившись до Национального трейд маркетинг менеджера, его основной чертой было всегда и во всем преследовать интересы родной компании - как то в конце прошлого года, он завершал проведение тендера - и после 2-го тура, года оставалось только утвердить и объявить победителя - приходит утром на работу и видит в почте письмо своего руководителя - что тендер (который он проводил) - выиграла компания, вообще не бравшая участия ни в 1-м ни во 2-м туре тендера + ко всему стоимость завышена в 2 раза от всех остальных участников.
Товарищ решил - как же так - и пришел ругаться со своим руководителем - в ответ тот ему заявил - что ему нет смысла задавать вопросы, поскольку директиву спустили напрямую от Директора - и либо принимай то, что есть - либо иди ругайся с директором "Оболони"!
Товарищ - как порядочный менеджер и борец за справедливость - пришел к Директору и кратко объяснил - что так дела не делают. В ответ получил следующее: Ты похоже перерос свою должность в нашей компании - и нам трудно со своей стороны продолжать сотрудничать с таким серьезным специалистом - поэтому желаю тебе успешно реализоваться в другой компании - и в Оболони тебе больше нечего делать - До свидания!
В результате товарищ забрал компенсацию за 3 месяца + отпуск и уволился по собственному желанию.
Мораль следующая: корпорация всегда выжимает соки и "выплевывает" - стабильность - это иллюзия! Если вы работаете в пост.советской корпорации - то просто теряете время и деградируете... (либо зарабатываете сегодня как можете - понимая, что все может прекратиться в любую минуту)
Отставив в сторону упомянутый в тексте намек на коррупционную схему (тут всё и так понятно) от себя скажу, что в истории нет ничего необычного. Как с горечью заметил мой коллега по прошлому месту работы - работодателям нужны чернорабочие. Различной квалификации. Соответствующим будет (и есть) отношение, какими словами, бонусами, и пением корпоративных гимнов, эту правду ни прикрывай. Поэтому увольнение слишком много "выступающего" найманця - событие вполне закономерное.
Второй вариант прощания с квалифицированным специалистом - стандартная и распространенная ситуация, когда ему дают возможность создать бизнес-механизм, а когда механизм запускается, и становится понятным, как им управлять дальше, специалисту явно или неявно указывают на дверь, нередко вместе со сформированной им командой. А сам механизм заполняют "стодолларовыми девочками", и отдают в руки надсмотрщику, часто родственнику, близкому другу, или просто послушному фавориту владельцев.
Что же делать?
Проверенных лично рецептов по излечению организаций от непризавита у меня нет. Сирилл Паркинсон рекомендует поступить радикально - сотрудников отправить к злейшим врагам с лучшими рекомендациями, а офис сжечь. Вот уж радикальней некуда! На мой взгляд, патология излечима путем смены командного состава и управленческой модели. Но в большой компании это равносильно трансплантации всех органов, и практически нереально. Видимо, именно поэтому число вылечившихся организаций стремится к нулю.
Что касается жизни или выживания в корпоративной среде, в том числе, правильного отношения к концепции "сжевали-выплюнули", рецепт легкий на словах, но непростой в исполнении - оставаться человеком, стоять на своём, расти как профессионалу, непрерывно учиться, причем учиться независимо от того, требует этого работа или нет. Вертикального карьерного роста, может быть, вы и не получите. Да и нужен ли он, карьерный рост, в пораженной непризавитом и подковерной вознёй, лживой, лицемерной, болезненной среде, продуцирующей внутрь и вовне избегательную мотивацию - тоже большой вопрос.
Но, оставаясь собой, и отказавшись стать частью планктонного хозяйства, вы сохраните самое важное - себя, свое человеческое достоинство, свою личность. Но сил на такой способ жизни потребуется больше, и одно из условий - в своей работе вы должны быть экспертом. И свою экспертизу, как уже было сказано выше, нужно непрерывно наращивать. Кстати, это может помочь и в т.н. "горизонтальном" росте, т.е. развитии как эксперта, а не управленца. Ведь пробившись в управленцы, вы начнете деквалифицироваться как специалист тем сильнее, чем выше управленческая ступенька. Выбирать путь вам.
Текст, который привожу ниже, мне прислали в качестве пятничной хохмы по электронной почте. Он хорошо ложится в тему о жизни корпораций, в частности, к заметке насчет этапов развития компании. Узнаваем не один пункт, и даже не два, поэтому, дочитав текст до конца, я в каком-то смысле "плакал". Краски местами сгущены до состояния "жалобного плача офисной планктонины", но принципиально очень многое из сказанного - правда.
Крупным корпорациям нужен только один тип профессионалов - профессионалы по работе в крупных корпорациях.
Текст ниже составлен на основании мнения нескольких людей работавших длительное время в офисах и променявших уют open-space и бесплатный кофе на предпринимательство и сбалансированную жизнь.
1 Вы никогда не получите удовлетворяющий вас карьерный рост
Стоит задуматься, сколько начальственных слоев лежит над вами, чтобы понять, что вам потребуется слишком много сил для преодоления внутреннего сопротивления компании. Играя - выкарабкаетесь, работая - вряд ли.
2 Инициатива наказуема
Чтобы протолкнуть простейшее изменение, которое кажется ерундой - например, изменение буквы в макете или коррекция творческого процесса - вам придется потратить колоссальные силы. Скорее всего, когда вы победите в вашем предприятии, вы уже не получите никакого морального удовлетворения.
3 Вы не сможете высказывать свое мнение публично
Если вы эксперт в какой-либо области или просто знаете, кто есть кто на рынке, и вас взяли в большую корпорацию, то вы на время работы там замолчите. Вы не можете заявить, что ваш продукт плохой - неэтично по отношению к коллегам, что продукт конкурентов плохой - неэтично по отношению к конкурентам, вообще не можете что-либо комментировать - лучше помолчать, а то точно кого-то обидите. Все коллеги очень ценны.
4 Team! Team! Team!
Командный дух, синергия, в едином порыве, все как один, только вместе мы можем… Такого вы наслушаетесь очень много. За командной ответственностью вы научитесь прятать свою некомпетентность или неопытность. Самый мизерный проект будет обрастать рабочей группой с групповой же ответственностью, за которой виновного не сыскать, а награды получает абы кто. (или тот, кто чувствует момент, когда надо выпятить грудь под орден - комментарий мой)
5 Вы лишитесь эмоций
В офисах не принято завидовать и радоваться. Т.е. все это внутри вас останется, постепенно угасая, но вы перестанете показывать это все на своем лице. Скука - это ваша новая маска.
6 Вы научитесь искренне радоваться победам, к которым не имеете ни малейшего отношения
Вы будете говорить «Молодцы ребята дизайнеры! Во дают!», «Классный У НАС проект». Вы знаете, что вы не при делах, но вы рады. Ваши проекты будут запускаться все реже и реже, а радоваться вам чему-то надо. Пусть и с каменным лицом офисного работника.
7 Вы всегда будете получать существенно меньше заработанного вами
Вы можете продавать интернет терабайтами, а программные продукты тысячами, но у вас будет лишь зарпалата, которая обеспечит вам кров и простую еду. Еще у вас будет пара отпусков. В лучшем случае, еще вам дадут 2-3 командировки за границу, которые призваны просто улучшить ваш имидж в отрасли, но большую пользу от них получит все равно компания. Для вас это просто заменитель денег.
8 Вы разучитесь дерзить и привыкните к тому рабочему темпу, который принят в компании
Еще месяц назад вас раздражало, что договор согласовывают месяц, а коммерческое предложение кто-то готовит неделю. Вы станете таким же и искренне перестанете понимать реальный ход вещей.
9 Вас научат что такое ЖПП (жопо-прикрывательные письма)
Этим особым видом коммуникаций владеет каждый матерый офисный сотрудник. Вы начнете в любой переписке генерировать много-много респондентов в поле CC, до тех пор, пока вопрос не станет неразрешимым, а имя создавшего проблему будет забыто.
10 Вы научитесь не слушать людей, которые говорят с вами
Большинство опытных офисных работников, как только с ними начинают говорить, утыкаются в смартфон или ноутбук. Вы научитесь постоянно проверять почту и верить в то, что вы ОЧЕНЬ заняты и от вас ОЧЕНЬ многое зависит.
11 Вы научитесь проводить большую часть времени в бесполезных переговорах
«- Пойдем в переговорку! - А кого брать? - Да всех бери!» Да, вы будете собирать мини-аудитории статистов, которые будут проверять почту пока вы говорите ни о чем до тех пор, пока следующая порция опытных офисных работников вас не выгонит, чтобы делать то же самое.
12 У вас не будет проблемы с опозданиями
Вы будете опаздывать везде - на внутренние встречи, на проходную где ждут партнеры или подрядчики, на выездные встречи. И у вас не будет с этим проблем - забыл, встретил коллегу в коридоре, пробки - вы поверите, что все это нормальные причины для опозданий.
13 Вы станете кофеиново-зависимым и полюбите туалеты
Кофе утром, кофе перед полудником, кофе перед обедом, кофе после обеда, кофе до 5 o’clock tea, кофе перед выходом домой. Если вы курите, то добавьте столько раз кофе, сколько раз вы курите. Туалеты спасают, когда пить кофе просто не хочется. Если там есть курилка, то значит там будет главный штаб, переговорка, митинг-рум.
14 Вы будете проводить 12-14 часов на работе
Но работать вы или не будете совсем или выжмите из себя 2-3 часа от силы. Вы научитесь убеждать себя, что вы делаете нужную работу, что вы перегружены и все это замечают. Хотя втайне все знают, что окружены бездельниками и потому ведут себя так же. Главное не вызвать подозрение, что у тебя есть что-то еще в жизни и работа - только средство достижения.
15 Вы начнете считать, что вам все время что-то недодают
Работая в очень «богатых» компаниях вы получите лучшее оборудование, лучшую мебель и лучший офис, но вам начнет казаться, что вам полагается автомобиль за счет компании. Логики в этом нет, вы просто начнете в это верить. Еще вы уверуете что вам полагается квартира, но это попозже.
16 Повышение зарплаты
Работать вы будете все менее продуктивно. Вы, как мхом, обрастете ненужными задачами и митингами, но вам все время будет казаться, что вы заслуживаете большего и повышение заплаты - для вас это само собой разумеещееся событие.
17 У вас диагностируют синдром офисного работника
Вы начнете все чаще и чаще болеть простудными заболеваниями. Вам быстро объяснят, что это все кондиционеры и не нужно беспокоиться - не пропадать же страховке. Вы будете много болеть и получать от этого удовольствие.
18 У вас появится излишний вес и некрасивое тело
Опять же, тут будут готовые объяснения - стресс, сидячий образ жизни. Но это все потому, что ваше тело и мозг будут делать не требующую много калорий работу, вы будете с кофе-поинтов таскать напакованные сахаром печенюшки, которые будете 10 раз за день запивать кофе с сахаром. В обед вы будете есть невкусные бизнес-ланчи, которые готовятся из отстатков вчерашней кухни. Эта еда приготовлена без любви, а потому она не полезна.
19 Вы будете боготворить пятницу
Для частного предпринимателя пятница - это ужас, бизнес перестает работать на 2 дня. Для офисного профессионала - это лучший день в неделе - пиво, песни и пляски возможны только в этот день.
20 Еще вы полюбите корпоративы
Тема не важна. Вы поглотите алкоголя и еды на гроши, но сумеете уверовать, что для вас сделали что-то особенное. Вы привыкните к стыду и за годы работы в Корпорации и будете знать про коллег больше гадостей, чем их супруги. И вам начнет это нравится. Про это же можно посплетничать.
21 Вы потеряете стартаперский дух
Все эти непонятные люди, делающие не такие важные продукты, как у вас, будут вызывать презрение. А вы будете всегда знать, что в стартапе вы с первого раза преуспеете, просто вам это не нужно. Вы другой, иной, успешный… уже.
22 Вы наберете кредитов
В начале работы вам захочется авто, как у коллег. Вы купите его в кредит, будучи свято убежденным, что «ну квартиру на 30 лет я точно не возьму». Через несколько лет системного появления денег на пластиковой карте ваше чувство самосохранения притупится и вы влезете в такие долги, которые казались вым невозможными еще вчера.
Поздравляем, назад пути для вас теперь нет, милый любитель кофе и корпоративов.
Оригинал текста и сведения об авторе списка. Для лучшего восприятия статьи, рекомендую почитать:
- Эффект Даннинга - Крюгера: «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации.
- Принцип Лоуренса Питера: человек, работающий в любой иерархической системе, повышается в должности до тех пор, пока не займёт место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажется некомпетентным.
- НЕПРИЗАВИТ, или Болезнь Паркинсона. Патологическая стадия т.н. "Принципа Лоуренса питера".
- Карьерное жульничество: "Чтобы казаться королем, окружи себя пешками".