Дорога к Терсколу тянется вдоль бурлящей горной реки Баксан, которая берет свое начало в ледниках Эльбруса, несет его холод и строптивость до самого Каспия. На входе в это ущелье кончаются земли «равнинных» кабардинцев и начинается территория «горцев» - балкарцев, народа с запутанной историей и происхождением, впрочем, как и у всех народов на Кавказе. То ли они произошли от аланов, потомков древних скифов, то ли были частью крымско-татарских племен, откочевавших
с полуострова на Кавказ. Но правды никто не знает, Кавказ, как опытный бармен, множество раз взболтал и смешал сотни народов в удивительный
и яркий коктейль.
дорога на Терскол
Баксанское ущелье очень живописное.
Скалы по обеим сторонам дороги каждый раз открываются под новыми ракурсами, то обращаясь к наблюдателю своими мощными каменными мускулами, то небрежно накинутыми на них лесными покрывалами, подернутыми дымкой. Ехали мы не быстро. Виной тому частые изгибы дороги и здешние неспешные пешеходы - коровы, не слишком тщательно соблюдающие правила дорожного движения.
Постепенно в ущелье начали попадаться полуразрушенные постройки промышленного назначения. Мы проезжали руины баксанского вольфрамомолибденового комбината, бывшего сердца города Тырныауз. Здесь не было циклопических сооружений, но территория комбината раскинулась на много километров в виде огромной сети штолен, шахт, небольших заводиков, сортировочных, ниток железных дорог, тянущихся прямо по утесам. Его построили еще до войны, во время отступления взорвали, но уже к 45-ому году восстановили. Он проработал 50 лет. Но увы, рухнул в небытие вместе с Советским Союзом. Словно выброшенный на берег кит, он задыхался все 90-ые годы, истлевал.
дорога на Терскол
Остовы брошенных зданий обнажались, словно кости мертвого гиганта. Время, ветер, и селевые потоки разрушали постройки. А эффективные менеджеры и голодные люди, лишившиеся работы, словно насекомые, растаскивали все ценности, что хранились в его чреве. Станки, машины, провода…Через 10 лет после крушения СССР крупный завод пришел примерно в то состояние, в котором можно наблюдать его сейчас. Призрак ушедшей эпохи. При этом сам городок живет, во-многом за счет туристов. Сам город вряд ли может похвастаться чем-то особо примечательным, но многие его жители работают в отправной точке на Эльбрус - Терсколе, который и был нашим пунктом назначения.
дорога на Терскол
На Эльбрус традиционно восходят с двух сторон. С севера (обычно на восточную вершину) и с юга - на западную. Южный склон обладает хорошо развитой инфраструктурой, приютами, прокатами снаряжения, подъемниками. По понятным причинам большинство восходителей поднимаются с юга.
Итак, Терскол. Это поселок на высоте 2100-2300 метров над уровнем моря, что уже довольно высоко для равнинного обитателя. Это высота Розы Пик в Сочи (где я побывал за 2 недели до Эльбруса), или Шринагара в Кашмире.
Здесь же, в Терсколе, снега не было, но ощущалась приятная горная прохлада, особенно в сравнении со зноем Пятигорска. Вокруг Терскола со всех стороны возвышаются мощные горы. В самой же долине, через которую лежит дорога в поселок, шумит Баксан и стоят леса из огромных и ровных, как на подбор, сосен. Лес очень чистый и светлый. Свет легко проникает между бесконечными рядами идеально ровных стволов, словно подпирающих небо. В самом Терсколе нет ничего интересного, но зато есть все, что нужно для различного рода отдыха на природе. Пункты проката со снаряжением для трекинга, альпинизма, горных лыж/сноуборда, квадроциклы, лошади. Прямо из Терскола выходят несколько интересных маршрутов. А из примыкающего к нему соседнего поселка Азау тянутся несколько ниток канатной дороги, которая поднимает желающих до станции Гарабаши, на высоту 3800 метров.
Перемена климата и высотности отразилась на моем состоянии. Сразу после ужина меня сморил сон.
дорога на Терскол
На следующий день после приезда мы отправились на первый трек на склон горы Чегет. Трек начинался прямо от Терскола дорогой, уходящей вверх под углом градусов в 45. Через пару часов подъема открылся вид на вершину Донгузорун (4,5км), отделяющую территорию России от Грузии. Примечательность этой горы в удивительном леднике, который рассекает гору от ее вершины до основания. Ледник представляет собой практически идеальную, из прописей, цифру 7. Ниже горы, в ущелье лежал второй ледник, устремленный в долину Терскола. Его поверхность была закрыта ровным слоем мелких черных вулканических камней, от чего создавалось впечатление, что кто-то строил тут огромную трассу шириной в 10 полос. Уже положили подушку, залил битумом, засыпали щебнем. Осталось лишь положить асфальт и трассу Терскол-Донгузорун можно сдавать. Из-под камней вырывался поток воды, сливаясь в бурную горную речку. Небольшую, но такую шумную, что ее яростный гул, отраженный горными стенами, разносился по всем окрестностям. Небольшие лавины то и дело срывались со снежных карнизов, вызывая каждый раз восторг и трепет у зрителей.
выход к Чегету
Подъем от поляны Чегет до канатной станции (2700) занял примерно
3-4 часа, затем мы развернулись вниз. Где-то на полпути вниз мы встретили группы молодых ребят из спортшколы (а в Терсколе находится несколько тренировочных баз). Мы застали их за попыткой сделать шину и импровизированные носилки для мальчишки, который сломал ногу. Парень лежал на земле и рыдал от боли. Объединившись, мы парами несли его вниз на сцепленных на манер сиденья руках. По 5 минут каждая пара, после чего сзади пристраивалась следующая пара и принимала беднягу на руки. Через полчаса подоспели ребята с носилками, и мы уже могли нести его четверками. В итоге пострадавший был доставлен до поляны Чегета, где им занялись врачи. Что тут скажешь…горы требуют дисциплины. Горы - это серьезно. А паренек решил слезть с камней там, где этого делать не рекомендовалось.
Подъем дался не просто. Ноги устали. К горам я готовился: бассейн и бег. Но самая эффективная нагрузка, как оказалась - бег по горкам. Это дает не только общую выносливость, но и укрепляет специфические мышцы ног. Ведь в горах практически нет плоских поверхностей: ты либо идешь вверх, либо вниз.
наша группа