Япония - страна очень маленькая, но настолько насыщенная, что двух недель казалось, хватило лишь на совсем небольшую часть Японии. Кажется, что мы увидели совсем немного, по сравнению с тем, что еще хотелось бы посмотреть. К примеру, после Индии у меня такого ощущения не было. Разве что съездить в Амритсар, а так увидел все, что хотел, Индию в трех ипостасях, мусульманской, буддистской и индуистской. А вот с Японией - по-другому.
Еще не взлетел самолет, как мы начали обсуждать новый Японский маршрут. К примеру - прохладный и безлюдный Хоккайдо (безлюдный в понимании японцев) в сочетании с жаркой Окинавой, или поход по вулканам Кюсю и 88 храмов загадочного и наименее туристического Сиккоку. Но и на Хонсю есть множество мест, которые хотелось бы посетить.
Япония - страна сложная и очень неочевидная. Чтобы её оценить, не достаточно просто смотреть по сторонам - нужно понимать то, что вы видите. Лучшей иллюстрацией является японская чайная практика. Для того, чтобы полноценно принять в ней участие, необходимы годы практики. И это не преувеличение. По словам Виктора Мазурика, только спустя несколько лет жизни школе Урасэнке и многих лет практики он начал понимать то, о чем говорят мастера чая. И не просто жизни, а послушничества, сродни монастырскому. С тяжелой физической работой, полной самоотдачей, ежедневными многочасовыми практиками и изучением теории. Даже совершенное владение языком - это лишь первый шаг, дающий тебе возможность только начать изучать это ремесло.
Поэтому действительность Японии - многомерна, недосказана и разнопланова. Впрочем, это не мешает получить удовольствие от Японии даже совсем неподготовленному человеку.
Японский дух, местами бесконечно далекий от нашего, порой кажется близким и родным. Иной раз, глядя на произведения японской культуры: чайная ли это чашка, небольшой храм или строки хокку, приходит понимание, какой за этим стоит культурный пласт. Какое целостное и отличное от вашего понимание бытия. С этой точки зрения, Япония - предельно самодостаточная культура. Ведь исторический паттерн поведения Японии - это закрытие от внешнего. Лишь внешние агрессивные факторы заставляли Японию направить свою энергию вовне. Но каждый раз это устремление кончалось крахом, как походы Тойотоми Хидеёси в Китай или имперская политика Японии в начале XX века. До эпохи индустриализации (которая началась для Японии только в конце XIX века) в общественном сознании всегда жила мысль, что природа дала Японии все, что нужно. Землю для возделывания риса, богатый рыбой океан и неистребимые бамбуковые рощи. Поэтому развитие Японии всегда носило интенсивный, а не экстенсивный характер. В культурном отношении было то же самое. Поэтому, в глубине души японец всегда имеет ощущение, что все, что нужно для его жизни, как физической, так и духовной, есть на этих маленьких островах.
Этому нужно поучится у наших соседей, тем более, что мы живем в стране, в которой действительно есть все, что нужно. Но мы вечно с тоской смотрим в сторону соседей.
Япония часто заставляет задуматься, заставляет увидеть наш привычный мир иными глазами. Потому как японец смотрит на многие вещи и события совсем с других ракурсов. Возможно, у нас и не получится взглянуть на наши отношения, на наши установки и обычаи глазами японца, но, как минимум, мы можем осознать, что иные ракурсы существуют. Это очень важный урок.
При этом, временами, казалось, что некоторые японские обычаи, несмотря на кажущуюся непривычность, ближе для нас, чем Западные. Все-таки, мы соседи. Мы другие, нежели французы и англичане. И надо признать, и принять в себе эту толику азиатской крови, так как азиатчина - это не только вонючие попоны монгольских лошадей, жестокость Тамерлана и извечная тяга к построению тирании, но и древнейшая культура великих народов Востока. Почему же мы не признаем себя и частью Запада, и частью Востока? Ведь Восток - это и знания согдийских мудрецов, и японская эстетика, и учение о государстве Конфуция и Чжуан-цзы. Мы тоже имеем к этому отношение, мы тоже были частью великой Орды, Ига, что в переводе с китайского всего лишь «Единое государство» (И - единое, Го - государство). Государство, которое строилось не на основе единой идеологии, экономических интересов или религии, а на основе единой этики.
Здесь, в Японии, в отрыве от «западного дискурса», приходит это понимание.
Япония дала много пищи для размышлений, поставила много интересных и сложных вопросов. Поэтому, поездку можно считать не только интересной, но и очень полезной.
За эти две недели я не коснулся двух важных японских сфер жизни и культуры, к которым я питаю большой интерес. Чай и каратэ. Так получилось, что ни в додзе, ни в чайный домик мы так и не попали. Хотя такие планы были. Возможно и к лучшему. Так как забежать «походя» в додзе - это еще хуже, чем не заходить вовсе.
В следующий раз…