Киото. Гора тысячи Тории

Dec 30, 2016 02:25

Оттуда мы отправились в действительно невероятное сказочное место, прозванное «Горы Тысячи Тории» или Святилища Фусими Инари Тайся.
Инари - синтоистская  богиня риса и урожая. В стране ей посвящено множество храмов, исчисляемое десятками тысяч, но главный из них находится здесь, в Киото.


Одно из воплощений Инари - лиса (по-японски - кицунэ), без лис на поле будет много грызунов и не будет урожая. Поэтому в Фусими Инари Тайся везде, где только можно, восседают лисы, держащие в зубах различные предметы. Лисы, вестники богини Инари - могущественные мистические существа, которые могут проникать людям в душу. Лисиц всячески ублажают, повязывая им красные переднички, бантики и шарфики.
При этом лисы всегда имеют не особо добрый вид. Я бы даже сказал несколько опасный. Это неспроста. Эти лисы считались духами с «сомнительно» репутацией. К примеру, по японским приданиям, они могли превращаться в девушек и совращать мужчин не хуже вашего суккуба. Другой вопрос, что в христианской традиции все делится на добро и зло, как силы, всегда пытающиеся сделать человеку либо что-то хорошее, либо напакостить ему. В этом отражается христианский эгоцентризм. Все более укрепляющиеся ощущение у человека, что этот мир и всё сущее создано исключительно для него, и что у любых «потусторонних» сил не было и не могло быть никаких иных интересов, кроме как бороться за его бессмертную душу.

А вот в архаичных верованиях отражено ощущение человека, который занимал очень маленькую часть окружающего его мира. Он компактно жил рядом с реками, в долинах, в лесах. Но вокруг был огромный непознанный и неосвоенный мир, живущий по своим сложным законам. Что человек по сравнение с бескрайней тундрой? Или с громадами гор? Разве он хозяин моря, если научился лишь не тонуть в спокойной воде на утлой лодчонке? Нет, он всего лишь одно из миллионов существ, населяющих мир. И этот мир не любит человека, но и не ненавидит. Он его просто не особо замечает. В славянских верованиях и сказках, дошедших до нас, это ощущение сохранилось. Они лишены христианской дихотомии «добра и зла».


К примеру, леший, русалки и  Баба-яга не являются врагами рода человеческого.  Они просто некие хтонические существа, живущие рядом с человеком. Для человека они, безусловно, опасные, как, в сущности, опасна сама природа. Но у них нет изначально злых намерений по отношению к человеку. Та же Баба-яга может при аккуратном к ней отношении очень хорошо помочь, в первую очередь - знаниями.
Вот и лисы Кицунэ могут навредить, но при этом они могут дать богатства. Поэтому с ними надо дружить и их почитать.
Уникальность этого храма в том, что к нему ведут бесконечные лестницы с красными воротами Тории. Когда я услышал название «Гора Тысячи Тории» я подумал о том, что это просто очередной красивый оборот. Но оказалось, что цифра в тысячу тории явно занижена. На склонах холма этих ворот тысячи.
Давайте разберемся, что есть ворота Тории, и зачем они нужны.

По легенде для того, чтобы выманить богиню Аматэрасу из пещеры, люди построили огромный насест. На насест посадили всех петухов и заставили их кричать. Богиня Аматерасу услышала невообразимый гам, и вышла посмотреть, кто там так шумит (видимо, постучав сперва несколько раз по батарее).
Ворота Тории действительно похожи на насест, да и записываются иероглифами «птичий насест».
Ворота Тории стали неотъемлемым атрибутом синтоистских храмов, хотя японцы их начали ставить и около храмов буддистских.
В синто есть культ чистоты. Прохождение через ворота, как и омовение из источника перед входом - его составляющие. Проходя через Тории, вы символически проходите в мир духов - ками.


Но есть еще один смысл ворот Тории - это определенный вид пожертвования тем самым духам. И Святилища Фусими Инари Тайся -  то место, куда это пожертвования приносятся. Есть даже определенный прайс-лист, в котором написано, сколько стоит поставить ворота Тории на этой горе в зависимости от их размера. Если вы богатый человек, а может и владелец корпорации Ямаха или Судзуки, то, скорее всего, построите целый тоннель из мощных и высоких ворот, а если у вас несколько суши-баров в Осаке, то можно ограничится и маленькими символическими воротами.
У подножья горы есть площадь с несколькими храмами, после которой в несколько рукавов начинаются тропинки к вершине. Эти тропинки представляют собой каменные лестницы, заключенные в гроты из красных ворот. Между воротами есть просветы, и вы всегда при желании сможете выйти из этого «тоннеля». В просветы проникает дневной свет, подсвечивая красные колонны ворот. В начале горы по этим тоннелям двигаются массы людей, так, словно вы идете по странному красному переходу в метро. Но постепенно народ сдается и начинает спускаться вниз.

Спускался сумрак, и в подножьях столбов зажглись небольшие прожекторы, отчего колонны словно загорелись снизу. Временами людей не было, и мы молча шли через бесконечный красный коридор. Это незабываемое, мистическое ощущение бесконечности. Ты не видишь конечной цели, а лишь пару десятков ступеней впереди и позади себя. Мы шли по лестнице около 30-40 минут, пока не набрели на небольшую схему горы. Оказалось, что мы только в середине пути. Наступил вечер, и нам нужно было успеть на поезд в Осаку. Поэтому мы повернули назад, так и не взяв эту высоту.
 Гора тысячи Тори - без сомнения одно из самых запоминающихся мест Японии, которое обязательно стоит посетить в Киото.


Нашей последней точкой стал район гейш - Гион. Это не район борделей на манер «красных фонарей». Именно для плотских утех есть соответствующие места в каждом городе. Посещение гейши - это эстетическое, а не плотское удовольствие. Как посещение консерватории, или театра, но в более интимной обстановке. Здесь до сих пор стоят старые деревянные «чайные домики» отяя, в которых вы можете иметь удовольствие провести время в изысканной компании гейши. Некоторые богатые иностранцы пытаются получить подобный опыт (это дорогое удовольствие, как и было всегда). Если не брать в расчет туристические аттракционы, типа «попробуйте вылепить глиняный кувшин так, как делали ваши предки» или ряженных под гейш проституток, то дело это для иностранца - неблагодарное. В первую очередь потому, что вы совершенно не оцените это действо, не имея глубокого понимания японской культуры и языка.
Ведь японская красота - это красота недосказанности, красота между строк. А разве способен оценить её человек, который и сами строки не понимает. Разве сможет обычный западный богатей оценить беседу о японской поэзии, если кроме слов «банзай» и «унаги маки» он ничего по-японски не понимает? Разве может оценить глубину смыслов чайного действия человек, не отдавший несколько лет на изучение этих смыслов?


Для посещения гейши нужен определенный уровень понимания, иначе это будут потраченные впустую деньги и время.
Раньше в районе Гион проводили свое время богатые и образованные люди. Сегодня ситуация не изменилась. Только бритые лбы самураев и штаны хакама сменились на современные атрибуты японских бизнесменов, которые в полуофициальной атмосфере встречаются с партнерами по бизнесу в этих старых домиках.
Хотелось в живую увидеть гейшу, и нам это удалось. По крайней мере, мы видели девушек, похожих на гейш, заходящих в один из домов.
На этом посещение Киото для нас закончилось.

Япония, путешествия

Previous post Next post
Up