Токио. Асакуса и Сумида. Токийское дерево

Dec 30, 2016 01:37

После Мекки и Медины шопинга и безумной молодежи отправимся в район Асакуса.

Асакуса - один из старых и любимых токийцами районов. Здесь, по заверениям многих, сохраняется дух старого Токио. Именно дух, потому, как облик старого Токио практически нигде не сохранился. Япония - страна, живущая моментом, сама природа бытия на этих островах изменчива и очень не стабильна. Природа в этих краях - капризна и изменчива. И человек всегда должен был жить с учетом того, что завтра от его привычного быта может не останется ничего. Разрушительные землетрясения, цунами, тайфуны. Все это обрушивалось на Японию со всех сторон. Убежать от природных катаклизмов не удавалось как древним японцам, так и нынешним, пусть и освоившим секреты постройки сейсмоусточивых небоскребов. Недавняя авария на Фукусиме - хороший тому пример.


Но к тайфунам и гигантским волнам добавились и техногенные катастрофы не меньшего масштаба. Деревянные города вспыхивали и выгорали за сутки. Теснота, древесина и рисовая бумага становились отличными условиями для скоротечных и разрушительных пожаров. А в XX  веке на Японию обрушилось новое бедствие - тысячи американских бомбардировщиков ровняли японские города с землей еще более эффективно, чем природные катаклизмы. Только за 3 бомбардировки американцев (Токио в марте 1945, Хиросима и Нагасаки в августе 1945) погибло людей ненамного меньше, чем за 20 лет до этого во время чудовищной силы землетрясения, в районе Токио и Йокогамы, вошедшее в историю как «великое землетрясение Канто».
Поэтому одним из главных символов Японии стала сакура, чьи белые лепесточки так легко срываются ветром, чтобы через год зацвести вновь.
В Японии очень мало мест, которые пережили несколько веков неспокойной японской действительности.

Район Асакуса, увы, не является таким исключением. Именно поэтому японцы стараются беречь нечто нематериальное -  дух места. Именно поэтому, в главный буддистский храм Токио, находящийся в центре этого района не приходят реализовывать свой протест обществу местные Пусси Райт или Фемен.
Согласно легенде, 18 марта 628 года двое братьев Хаманари Хиконума и Такенари Хиконума удили рыбу в низовьях реки Сумида-гава недалеко от небольшой деревеньки Асакуса, что была рядом с переправой через реку в двух часах ходьбы от Эдо, и вытащили из реки маленькую (всего 5 см высотой) позолоченную статую Каннон - божество милосердия. Братья отнесли статую своему учителю и старосте деревни, Найджи но Накамото, в доме которого, объявленном «храмом богини» она и хранилась до тех пор, пока не был построен настоящий храм. Сам Найджи но Накамото принял обет как буддийский монах и провел остаток своей жизни в служении бодхисатве Каннон.



Храм Сенсодзи находится рядом с метро Асакуса и действительно очень красив. Японские буддистские храмы концептуально несколько отличаются от христианских храмов или мечетей. Это скорее не само здание с большим помещением внутри, а архитектурный ансамбль под открытым небом, состоящий из нескольких ворот или порталов, дворика с курильнями и статуями, пагодой, навесами, под которыми стоят курильницы и ящики для жертвоприношений. Как такового большого помещения, где проводились бы службы, я не заметил (в отличие от тибетских храмов), либо они открываются не всем или не всегда. Дорога к храму представляет собой очень интересный рынок с товарами народных промыслов. Собственно, большая часть привезенных сувениров была куплена именно там.

Эта торговая улица, называемая Какамисэ-дори, тоже имеет свою историю. Здесь торгуют всякой всячиной уже несколько веков.  Она кончается большими воротами Ходза-мон, рядом с которыми возвышаются статуи двух «защитников буддизма». Эти два персонажа напоминают буддистских архангелов, символизируют что-то вроде «карающей длани Будды». Зовут их Нио, точнее Нио Агё и Нио Унгё, а вместе - рикиси (алмазные борцы", "держащие ваджру", санскр. Ваджрадхара).  При этом, один из них всегда «гневный», изображается с открытым ртом и с занесенным кулаком, другой «угрожающий», в спокойной позе, но с тяжелым взглядом.


По дороге к храму есть еще одни ворота, охраняемые еще одной парой статуй угрожающего вида.
Это боги Фудзин и Райдзин. Один из них бог ветра, другой бог Грома и Молнии. Такие персонифицированные силы природы. А так как ветер и молнии для японцев частенько оборачивались разрушениями и погибелью, они по природе своей довольно суровые и агрессивные ребята, даже демоны, сражавшиеся с Буддой. Но раскаявшиеся, и с тех пор служившие ему.

Так в японском сознании переплетаются буддизм с добуддийским анимизмом и синтоизмом.
Территория храма включает в себя и парк, и множество других строений и кумирен. К примеру, есть небольшой храм, посвященный Тануки, доброму духу в виде енотовидной собаки, которого жители Москвы знают по одноименному ресторану японской кухни.
Говорят, объединитель Японии Токугава Иеясу получил благословение в храме Сенсодзи перед решающей битвой при Сегикахара, после которой на 250 лет в Японии наступил мир.

Но Асакуса известна не только храмом Сенсодзи.
Совсем рядом с храмом начинается небольшой райончик Рокку, в котором исторически располагались всякие увеселительные заведения, бары, салоны патинко, театры и прочие заведения. Там есть даже небольшой парк аттракционов, между прочим, самый старый в стране. На этой улочке мы наткнулись на небольшую лавку-харчевню где можно было купить и тут же попробовать разные морепродукты. На ледяном поддоне шевелили усами огромные креветки, величиной с голубя, морские гребешки и устрицы. Недолго думая, мы решили попробовать, что же это такое.



Внутри помещение выглядело весьма колоритно, словно это была какая-нибудь рыбацкая харчевня в 3 стола. Душевности заведения добавлял дед в углу с бутылкой спиртного. Он был похож то ли на старого пирата, то ли на рыбака только с рейса, то ли просто на бродягу. Дед внимательно следил за тем, что происходило в помещении. Две девочки разносили заказы нескольким посетителям, занимаясь параллельно еще десятком разных дел. Чуть погодя, мы поняли, что дед тут гостем не являлся. Видимо, этот морской волк был хозяином заведения, и при этом не просто потягивал горячительное, но неуловимо руководил всеми процессами в заведении. Когда мы начали оглядываться в поисках свободной девочки, от него это не укрылось. Он привлек внимание одной из них, и одними глазами, но очень властно указал на нас. Через секунду девочка уже записывала заказ. Дед, удовлетворенно кивнул и возвратился к стакану. Когда же мы собрались уходить, мы поблагодарили сперва девочку, а потом поклонились отдельно ему. Он благосклонно и с достоинством ответил нам тем же. Не подобострастно, а выразив кивком что-то вроде «поняли теперь, что у нас тут не абы что, так что, будете неподалеку, заглядывайте».
Чуть поодаль от храма находится так же известный квартал Йосивара, до которого мы, увы, не дошли. Изначально Йосивара переводилось как «тростниковые поля», изменив один иероглиф получалось «веселые поля» (произносится так же). Примерно с начала XVI века здесь был организован квартал красных фонарей, прославленный охочими до плотских удовольствий поэтами, художниками и писателями. Впрочем, посещали сей заповедный уголок Токио представители практически всех слоев общества.

Пара слов о проституции и отношении к сексу. К сексу и проституции отношение гораздо более мягкое, чем в христианских странах. Внебрачный секс не считался грехом, а секс с проституткой воспринимается японскими женщинами, конечно, не очень хорошо, но совсем не так, как западными. Сам факт того, что твой муж как-то раз вместе с коллегами зашел в массажный салон, вряд ли являлся причиной развода, несмываемым позором и моральным разложением. Кстати, в Китае  - то же самое. Вообще, романтическая любовь, моральные обязательства верности, грех прелюбодейства - это все изобретения западного мира, которые нам кажутся универсальными. Что, кстати, очень удивляло в европейцах и жителей востока, и арабов, индусов и африканцев. Да и всех жителей планеты, кто не несет тяжелое бремя белого человека.


Оттуда можно добраться до района Сумида, где находится самое высокое здания Японии -Tokyo sky Tree. Подняться до верхней обзорной площадки - дело недешевое. Кажется, по 2000 йен на человека, но сделать это, действительно, стоит. Особенно в темное время суток. Наверху находится большое помещение, откуда можно полюбоваться ночным Токио в любом направлении. Огромная стеклянная стена открывает вид на Токио с кольцевой галереи. Высота - около 400 метров. Вид просто захватывающий. Невероятное море огней -  насколько хватает глаз. Видно, как живет гигантский муравейник Токио, как потоки машин наполняют дороги-артерии, как ярко светятся некоторые кварталы и большие небоскребы, как реки черными змеями извиваются в этом огненном море, как нефтяным пятном  вдалеке виднеется океан. Интересно, чтобы сказал средневековый человек, увидев эту картину. Наверное, как-то так в воображении древнего человека выглядела преисподняя. И он раскаялся бы во всем, чтобы только не кануть в эту бесконечную Геенну Огненную и остаться здесь, на рукотворных небесах. Кстати, в полу попадаются стеклянные вставки, так что те, кто боится прыгать с парашютом, вполне могут почувствовать, что значит увидеть пустоту у себя под ногами.

Япония, путешествия

Previous post Next post
Up