Теперь отправимся в район Сибуя.
Сибия - место скопления всевозможных торговых центров. Здесь они практически в каждом доме, но дух этого места совершенно иной, чем в Гинзе. Сибуя - молодежное место, поэтому респектабельности здесь нет и в помине. Сибуя напомнил мне сцену из фильма «Вассаби», где Жан Рено отправился на моцион со своей японкой- дочкой и её друзьями. Та сцена очень неплохо отражает дух этого квартала. Разношерстная толпа молодежи в безумных нарядах циркулирует от дверей одних торговых центров к другим.
Здесь, в Сибуя, можно увидеть представителей практически всех модных течений в Японии. Образы этих «модниц» режут глаз, и находятся очень далеко от образа «модно одетой женщины» в европейском понимании этого слова. Ведь в нашем понимании, модно одетая женщина - в первую очередь привлекательна, модная - одетая со вкусом. В Японии молодежная мода, видимо, не ставит задачей украшать человека, но требует выглядеть необычно. (в этом, видимо и выражается специфический японский молодежный протест).
За время пребывания в Японии нам на глаза попадалось много подростков, которых мы записывали в категорию «когяру». В действительности, существует гораздо больше разновидностей девочек-фриков.
В японской культуре есть понятие «гяру», что обозначает «модная девочка». Фактически, это общее название для всех представителей японского молодежного паноптикума.
Так вот «когяру» - это лишь разновидность «гяру», дословно означающая что-то вроде «школьных гяру» или «школьных модниц». Таким образом стиль «когяру» - это приложение больной фантазии японцев к школьной форме. Как бы так извратиться в одежде, чтобы с одной стороны остаться в рамках школьных правил (а школьная форма обязательна), но при этом максимально порвать шаблон.
Название происходит от рекламного слогана 1970-х годов марки джинсов «GALS» - «Я не могу жить без мужчин», ставшего девизом молодых девушек. Нынешние гяру, как и их разновидности когяру и гангуро, заслужили прозвища «оя о накасэру» (заставляющие родителей плакать) и «дараку дзёкусэй» (дегенеративные школьницы) за нарушение традиционных для японок табу и увлечение западными ценностями. Девиз когяру - Биба дзибун! («Да здравствую я!»). Они выделяются легкомысленным поведением, позитивным мышлением, любовью к яркой модной одежде, особыми представлениями об идеалах красоты. К субкультуре гяру могут относиться и мужчины, так называемые «гяруо».
«Лолиты». Разновидность «лолит» в японской уличной моде просто масса:
«готическая Лолита», «сладкая Лолита», «классическая Лолита», «панк Лолита» - лишь одни из них. Основной принцип этого семейства стилей - быть похожей на куклу. То есть максимальный акцент именно на детском образе, но не на естественном, а на гипертрофированном кукольном. Прохаживаясь по Сибуя, я увидел девушку в подобном образе, и спросил, можно ли её сфотографировать. Она согласилась и тут же приняла вычурно неестественную позу куклы с немного опущенной головой и остановившимся, словно стеклянным, взглядом.
Несколько иной образ эксплуатируют «химегяру», то есть «принцесски». У них много общего с «Лолитами», но другой посыл. Они не изображают из себя кукол. Их наряд должен подчеркнуть то, что они воздушные и невероятно кавайные (милые) девочки с локонами, все в бантиках и рюшечках, обычно в розовой гамме.
Вообще, надо сказать, что создатели этих модных течений вышли в основном из порно-бизнеса, чем объясняется сексуальный подтекст этих образов. Нездоровая любовь японцев к малолетним девочкам так же находит здесь отражение.
К «модной» молодежи можно отнести всяких косплейщиков и отаку, гримирующихся под своих любимых персонажей всевозможных компьютерных игр или аниме. А при бешеной популярности аниме можно себе представить, какое количество сейлер мун и чан-ли (девочка из Street fighter) ходят по японским островам.
Существуют и мужские «стили». Всякие «Готы а-ля джепен», бриолинщики и прочее. Есть даже такие псевдопатриотический стиль-субкультура «босодзоку», которая эксплуатирует смесь «милитари а-ля вторая мировая», байкерскую одежду и даже элементы одежды камикадзе. Это что-то вроде полукриминальных уличных банд (т.е. де факто они, конечно, далеки от криминала, как бизнеса, но считают себя тру-бунтарями против системы). Но фриков мужского пола хоть и больше, чем в других странах, все же существенно меньше, чем безумно одетых девочек.
В общем, несть им числа. Так вот, Сибуя -это место, где концентрация подобных «интересных личностей» наиболее высокая. Поэтому вы можете просто прогуляться там, чтобы собрать небольшую собственную коллекцию… оригиналов.
Сибуя - это квинтэссенция шопинга «для души». Люди в Гинзе ходят по дорогущим магазинам совсем с другим настроением. Для них шопинг - тяжелый труд поддержания высокого статуса в обществе или перед своими подружками. Если женщина, обитательница Гинзы, не потратила 100 000 йен за выходные, то считай, теряет хватку. Подруги заклюют. Поэтому, все эти холеные барышни тащат на себе вязанки сумок в мучительной попытке потратить уже поскорее эти 100 000 йен, что бы пойти домой и, наконец, почитать книжку или налепить мужу пельменей суши .
В Сибуя все эти девочки получают удовольствие от процесса. Они порхают от магазина к магазину, словно стайки разноцветных рыб. Совершенно бессмысленно и хаотично. Если честно, пребывание в этом рае шопинга сильно утомляет, поэтому посмотреть какие-то вещи с целью покупки очень тяжело.
Впрочем, попадались и интересные магазины. К примеру, магазин аниме. Это большой подвал, заставленный стеллажами с аниме. Фактически, книжки-аниме - это те же комиксы, но в японском стиле. Выпускают их в огромных количествах, в любом минимаркете вы обязательно найдете стойку с дешевыми черно-белыми комиксами. В специальном же магазине их было просто огромное количество. У незнакомого с темой аниме человека связывается с детскими мультфильмами типа Покемонов. В Японии разновидностей аниме - множества. От детских, со всякими зверьками и супергероями, до боевиков и душещипательных мелодрам. Ну и, конечно, куда без порно аниме - хинтая, которого тоже масса разновидностей.
В том же магазине были фигурки некоторых героев. Так вот одна из полок была заставлена фигурками Годзиллы.
В общем, Сибуя - место обязательное для посещения.
Оно очень хорошо подчеркивает один из главных японских принципов. «Всему свое время и место». При всей своей традиционности японское общество нашло в себе некоторое пространство для реализации этих подростковых перегибов. Конечно, есть много людей, и думаю, в особенности родителей, которые не одобряют подобный внешний вид и образ жизни. Но все же с ними никто не борется. В район Сибуя не приезжают гопники с окраин бить стиляг, православные активисты не пытаются стукнуть Лолит хоругвями, а агрессивные старушки в выцветших платках не причитают «повырастали на нашу голову, проститутки, о матерях подумайте…».
По крайней мере, на уровне общества этого нет. Но и сами гяру бросают вызов обществу только на тех «площадках», где им позволено. Сложно представить, чтобы «Лолиты» устроили панк-молебен перед золотым павильоном в Киото, или босодзюку организовали байкслет перед императорским дворцом. (помните, всему свое место). Потому как для японцев бунт и социальный вызов несет не хаотизацию, а просто иной порядок в определенном месте и в определенном возрасте.
Все эти кагяру через несколько лет смоют весь безумный грим и наденут традиционное кимоно, чтобы выйти за муж за приличного мальчика, который вчера был байкером, а завтра будет офисным клерком в каком-нибудь Митсубиси или Панасонике.
Еще один интересный момент, как японская культура впитывает и искажает западные черты. Ведь само по себе «гяру» является искажением от слова «girl». То есть, это некие эталоны именно западной красоты, западных ценностей, как их понимают японцы. Только у японцев эти образы приобретают фантасмагорические, гротескные или комические черты, которые у нас можно встретить скорее в комедийных скетч-шоу вроде «Одна за всех». Помните, там был образ двух дегенеративных дам с накаченными губами и грудями (Крис и Энджи). А в Японии один из подстилей гяру называется гангуро. Представители этого стиля подражают калифорнийским красоткам, что выражается в выжженных волосах и промышленному масштабу использования автозагара (гангуро переводится как «черное лицо»). Такие вот Крисы и Энджи, сошедшие в мир живых людей.
Ведь это пародия на западный мир, которой «прививают» японское общество.
Япония в своей истории показывает определенную интересную тенденцию. Ткань японского общества - словно губка, которая удивительно быстро втягивает черты иных культур. И в истории Японии были несколько периодов, когда страна была открыта для окружающего мира. В эти периоды страна затягивала в себя все, до чего могла дотянуться, словно черная дыра. Но после, пройдя стадию насыщения, японские острова полностью закрывались на длительное время, словно переваривая полученную информацию. Так было в древности, когда в Японию транслировалась китайская культура. Все, от письменности, поэзии и до боевых искусств и религии. После этого страна закрылась на несколько веков, переплавляя под себя все эти китайские феномены. И когда страна снова открылась, то, что когда-то было китайской калькой, стало уже чем-то совсем иным, уже японским.
Потом страна открылась миру в эпоху реставрации Мейдзи, преобразившись буквально за пару десятилетий, но уже к началу XX века снова закрылась, выбрав свой «японский путь». Поражение во Второй Мировой войне снова открыло Японию миру, и снова Япония начала всасывать в себя культуры своих победителей. Если следовать исторической логике, вскоре Японию ждет новый период консервации, который переварит и переплавит западную массовую культуру, со всеми грудастыми блондинками, культом шопинга и прочими проявлениями.