Чудеса. Мироточение. Сомнения. Фанатизм. Православие 2021.

Jan 28, 2021 10:37


«В падшем мире нет такого чуда, которого не мог бы подослать сатана…»

Теперь приведем мнения церковнослужителей по поводу чуда мироточения. Они далеко не единодушны.

Типичный, наиболее распространенный комментарий, который чаще всего можно услышать от священников, встречаем, например, в интервью с настоятелем храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. 23 июля 1995 года в храме замироточили одновременно десять икон, причем одна была репродукцией на бумаге, одна - металлическая. Явление продолжалось два года. «Я воспринимаю мироточение со страхом, конечно, и трепетом - тому же учу паству, - говорит о. Сергий. - Здесь неуместны ажиотаж, шумиха, тем паче истерика. Ясно, что явление это таинственное, а вот к добру оно или к худу - неизвестно. Может, мироточением нам ” сигнализируется”, мол, будьте осторожны, грядут бедствия и страдания. Или, наоборот, - это радостный знак, мол, как хорошо, что русские вновь обращаются к Богу, строят и воссоздают храмы. То есть двоякий смысл может иметь факт мироточения. К нему следует относиться сдержанно, без экзальтации».



Отец Виктор П. признается: «Когда я слышу про очередное чудо мироточения, у меня возникает боль в сердце. Боль оттого, что столь многие из нас остаются лишь зрителями - и при чудесах, и на Божественной Литургии… Подлинное чудо должно внутри, в сердце совершиться. Вот слышишь, как иной батюшка говорит какому-нибудь маловеру: там-то мироточит икона, мол, поезжай, посмотри - и уверуешь. Он увидит. Он поверит. Но не произойдет главного - чуда внутри, перерождения души!».

Протоиерей Алексий М. на вопрос радиослушателя, как относиться к знамениям от икон, отвечает: «5 “Прологе” описан один человек, который не имел истинной веры. Христиане долго пытались наставить его на истину, но не добивались успеха, и тогда ему явился Ангел и сказал: “Послушай православных, они говорят истину”. Тот спросил у Ангела: “Почему же раньше не было небесного явления, которое отвело бы меня от погибельного пути!” На что Ангел ответил: “Человек должен быть научаем от человека”. Это значит, что далеко не каждое наше неправомыслие должно врачеваться сверхъестественными явлениями. Нельзя определять истину по чудесным явлениям, которые могут ведь носить и совершенно прелестный характер. Истина изложена в учении Святых Отцов, она хранится в традиции, в самом духе жизни Святой Церкви».

О том, для кого дается чудо, размышляет игумен Дамаскин: «Что касается знамений, чудес и мироточений многочисленных, которые и сейчас происходят, и происходили задолго до того, то я смотрю на этот вопрос как на чудеса и знамения, обращенные не к верующему миру, а как раз к неверующему миру. Никакой радости вот эти знамения как знамения грядущих событий у меня лично не вызывают совершенно. Потому что я вижу, что они обращены во внешний мир как миссионерская деятельность, Бога, через Церковь. Но внешний мир на них и внимания-то никакого совершенно не обращает».

О необходимости крайней осторожности предупреждает диакон Андрей Кураев: «Стоит помнить, что подобные чудеса есть и в сектах. Например, в Твери “Богородичный Центр” похваляется своей мироточивой статуей Марии. А в Киеве есть бабуля, у которой если на ночь оставить любую икону (хоть католическую литографию), наутро гарантировано мироточение… Вообще в нашем падшем мире нет такого чуда, которого не мог бы подделать сатана… Поэтому лучше не уподобляться тому роду, что ищет знамений и чудес. Мы же помним, какими эпитетами этот род награждается от Христа».

Диакон Павел Солдатов в своей статье «О спасительной осторожности в отношении к чудесам» также напоминает о существовании чудес истинных и ложных, т.е. демонических, и ссылается на Святых Отцов: свт. Игнатий Брянчанинов советует «соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность», а преп. Амвросий Оптинский по поводу благоухания от иконы Божией Матери, которое ощутила одна монахиня, замечает: «По совету прп. Марка Подвижника должно такие вещи оставлять без значения, не доверяя им, потому что, как пишет прп. Симеон Новый Богослов, они бывают тоже от прелести вражией». Вывод автора статьи: «Следуя совету прп. Марка, православный христианин должен занимать, так сказать, нейтральную позицию по отношению ко всем необычным сверхъестественным явлениям, независимо от того, относятся ли они к нему лично или же к другим членам Церкви».

Вот пример такой спасительной осторожности при встрече с чудом. Иерей Илия Уорнки, когда обнаружил мироточение от иконы свт. Николая (1996 год), хотя и воздал Богу хвалу за знамение, но «прочел над иконой заклинательную молитву и приложил к ней крест, чтобы убедиться в подлинности знамения». Заклинательная молитва, как известно, есть молитва об изгнании бесов. То есть православный священник допускал в принципе возможность прельщения. В данном случае Божественная природа чуда подтвердилась впоследствии тем, что через эту икону Господь даровал помощь людям: «Исцеления у святой мироточивой иконы неразрывно связаны с укреплением веры исцеленных. Я твердо верую, что это чудесное знамение от Бога», - полагает пастырь.

Мы не должны покидать почву православного мироосмысления и поэтому не можем следовать различным нехристианским мистическим школам и исследованиям, которые заводят человека во власть ложных и подчас душевредных представлений. Но ряд фактов вынуждает задумываться о существовании неких таинственных закономерностей, духовная природа которых не может быть определена наукой: здесь «различить духов» способны лишь святые боговидцы.

Даже священники не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений есть разновидность полтергейста (с нем. - «игра духов»). Как известно, полтергейст тесно связан с конкретными персонами и происходит большей частью только в их присутствии. Нередко такими личностями являются дети. Свидетельства говорят о том, что весьма часто иконы в домах и кельях начинали чудотворить именно там, где есть дети или подростки (а они, по свидетельству священников и богословов, в определенных ситуациях бывают особо открыты воздействию падших духов). Стоит задуматься над странной закономерностью: в пос. Таборы икона впервые замироточила в комнате десятилетнего Дениса, в «мироточивой» келье в Иваново живет монахиня с дочкой, в московской квартире образа замироточили после того, как школьница приложила к мощам икону блаженной Матроны, девочка живет и в доме села Державине.

Мы, конечно, далеки от того, чтобы везде видеть происки лукавых, но мы обязаны со всем трезвомыслием проанализовать все «странности», все предположения - чтобы не впасть в искушение почитания лжечудес.

Надо выработать церковное отношение и к такому понятию, как «хранитель иконы», которое установилось в последнее время. Такие люди, по собственной ли инициативе, получив ли благословение, перевозят «свою» икону по стране. Возникает вопрос, вряд ли объяснимый только психологическими причинами: почему иконы сопровождают именно те лица, у которых они начали мироточить, а не какие-либо другие? Почему эти иконы, как правило, не передаются в храмы?

«Можно ли из освященных предметов соорудить себе идола?»

Живое обсуждение чуда мироточения ведется в среде мирян, в частности, на Интернет - форумах, где люди высказываются с предельной искренностью и непосредственностью.

Любопытен следующий диалог. Нестор Иванович спрашивает: «Помогает ли миро при лечении болезней и каких? Если да, то только верующим или любому человеку?». Ему отвечает Алексей Н.: «Нестор Иванович, миро не лекарство… Мироточение является Богом как знамение, как ответ людям на их молитвы и, наверное, в результате нашего маловерия. Вы помните слова Христа из Евангелия, если прочли его: “Вера твоя спасла тебя”, - говорит он женщине. - Вы же относитесь к миру как к химическому соединению, которое может вас автоматически “поставить на ноги”. Относиться к святой воде как к “средству” тоже неверно. Читать молитвы, словно это заклинания, тоже неверно. Всегда на первом месте у христиан вера в Христа. Без этого всё фикция и глупость».

Об этом же размышляет православный Олег Д.: «“Чудо” лежит в. основе оккультизма, его обещают на входе, в Церкви чудо является лишь радостным свидетельством Истины, в первом случае “чуда” Вы не увидите, хотя именно за ним и пришли, во втором - увидите, хотя шли не за ним… Вы затронули важный вопрос: можно ли из освященных предметов соорудить себе идола! Отвечаю: да. Если воспринимать их как “самостоятельные силы”. Распространено ли такое отношение к Церкви, как к месту “куда все ходят подзаряжаться энергетикой”! Еще как. Но воспитан ли такой подход самой Церковью! Нет, конечно… Разве Церковь не борется с этим! Вы скажете - слабо, но разве легко преодолеть столь малыми силами такой поток».

По мнению Ольги С., «чудо - это не то, чтобы у тебя вдруг иконы замироточили… Чудо - это жить в гармонии с собой и с миром, в том, чтобы не разрушать, а создавать. И такое чудо - куда более редкое, чем мироточивые иконы… Все чудеса, совершенные Иисусом, носили совершенно практический характер - исцелить, накормить, напоить, воскресить. Сегодня - куда ни кинь - все мироточит, сияет, переливается, благоухает. А пользы-то! “Наружная реклама с иллюминацией”. Публика в восхищении».

Ольге С. возражает Иоанн: «Да вот как раз и напротив… Публика в раздражении: “не нужны нам ваши «чудеса», уберите, не показывайте мироточащие иконы и кровоточащие образа!”. И публика права - увидеть, признать чудо - это ж радикальным образом ограничить свою внутреннюю свободу! Узреть, поверить в чудо - означает, что хитрейшей душе не остается лазеек для самообмана и самообольщения. Так нужны ли любителям человечьей свободы чудеса! Понимаете, не имеет никакого смысла доказывать существование чуда тому, кому оно не нужно, кто всем сердцем его не возжелал. Какие еще чудеса, когда там у меня сардельки стынут! …Смысл и назначение “наружной рекламы с иллюминацией”, как Вы позволили себе выразиться, - вообще не имеет однозначного истолкования. К чему бы это, не имеющее аналогов, массовое мироточение! К прославлению! К сугубым скорбям!.. Ну, по крайней мере, не для глумления…».

Остается только согласиться с этими словами.

Тихое веяние благодати

Подведем итоги. В попытках постичь духовный смысл, мистическую природу явления вопросов остается пока больше, чем ответов. Доминирует мысль о его таинственности, загадочности, непроясненностй его целей. В суждениях даже православных верующих преобладает некое недоумение, звучат признания о том, что мы, мол, не знаем, для чего посылается нам чудо мироточения. Не меньше вопросов вызывают и порождаемые им человеческие деяния, подчас весьма странные, о которых упоминалось выше.

Но отвлечемся от умозрений и гипотез. В заключение приведем несколько кратких свидетельств очевидцев. Они ценны тем, что передают живое ощущение от встречи с чудом, не переиначенное трактовками третьих лиц. Эти истории показывают, что переживает верующая и бесхитростная душа, чувствующая тихое веяние благодати Божией.

Ольга Э.: «Вряд ли мои слова Вас в чем-то убедят Вы меня не знаете и с чего Вам верить мне. Но у нас в Уфе начали восстанавливать храм Рождества Богородицы, и вскоре замироточили сразу 5 икон. Висели они, как и раньше, никто их не огораживал и доступ не ограничивал, только табличка предупреждала, что икона мироточит и нельзя прикладываться, Миро стекало в специальный сосуд, очень обильно… А вот кума моя рассказывала, как прибежала в храм к ним женщина, совсем, видимо, нецерковная, накануне купившая бумажную иконку, размером с календарик, с фотографией одной из мироточащих икон. Перепуганная, принесла эту иконку обратно - говорит, с нее течет что-то и пахнет на весь дом. Она и не поняла, что это такое…»

Надежда (православная): «Я шла мимо и решила зайти в церковь, хотя и торопилась по делам. Увидела народ, толпящийся у иконы (святителя Николая), подошла, поинтересовалась, в чем дело, мне показали на маленькие маслянистые капельки на иконе. Рядом стоял священник и помазывал выступающим миром желающих. На моих глазах появились и потекли несколько капелек. А вечером того же дня замироточила икона Святой Троицы, мы уже всей семьей отправились наблюдать это явление и молиться».

Анна Л.: «У моей крестной мамы, жены православного священника, как-то в течение довольно долгого времени мироточила бумажная иконка Богоматери. Мне тогда было лет одиннадцать-двенадцать. Именно так, как Вам уже описывали, - тяжелые капли, буквально на глазах собирающиеся на поверхности и стекающие по ней. Их стираешь, а они опять появляются. Мы с ней тогда встретились в каком-то скверике и пару часов могли наблюдать происходившее. И запах, действительно, чудесный - за несколько метров чувствовался».

Александр А. (новоначальный православный): «У нас под Клином… мироточат иконы… Старые и новые, типографские… Кресты мироточат… А ещё есть две иконы, которые были написаны на альбомном листе акварелью… Валентина их берет на руки, а с них просто течет. Она ваткой оттирает, ватка уже вся пропитана, а с них течет и течет… До сих пор вспоминаю - трепетать начинаю… И запах - тонкий, необыкновенный. Спаси Вас Бог».

Сердечное умиление, вздох ко Господу, благодарное о Нем памятование - может быть, единственное бесспорно благое действие чуда на душу человеческую.

(Из выступления на конференции «Чудесные Знамения, происходящие в Русской Православной Церкви»)

пенсионеры, Православие, Россия, благолепие, Молодежь, Современность, Адекватно, Иэтопройдёт, radioradostru, На своей волне, Обсуждение, Рассуждения, Дружба народов, РПЦ, Риторический вопрос, Камо грядеши, кураев, Позитив, 2021, Храм, Раскаяние, Жизнь, Осипов

Previous post Next post
Up