«Вселенная Шекспира» станет второй творческой лабораторией, проведенной в стенах Русского драмтеатра. Первая (сентябрь 2012), собравшая молодых режиссеров из Москвы и Петербурга, была посвящена современной драматургии. Основной формой, которой пользовались участники лаборатории, были читки, позволившие ижевским театралам познакомиться с несколькими актуальными пьесами хотя бы в таком виде. Планировалось, что две лучшие режиссерские заявки лаборатории превратятся в спектакли, но в репертуар театра попала только пьеса британского мастера черного юмора и сложных моральных дилемм Мартина МакДонаха «Человек-подушка» в постановке молодого петербуржца Дмитрия Удовиченко. Премьера спектакля-лидера лабораторных показов состоялась в феврале 2013 года, и с тех пор это один из самых востребованных публикой спектаклей, билеты на который не достать уже за два месяца до показа, несмотря на то, что «Человек-подушка» предъявляет ижевчанам театр радикальный, непривычный, острый и по теме высказывания, и по художественной форме.
Вторая лаборатория, напротив, обращается к драматургии, составляющей фундамент европейского театра вот уже на протяжении четырех столетий - к Шекспиру. В 2014 году во всем мире будут отмечать 450-летие со дня рождения Барда, и Ижевск приготовит свое посвящение великому драматургу.
Театр получил более 20 режиссерских заявок. Для постановки эскизов (читки, понятное дело, на шекспировской лаборатории не нужны) пригласили тех режиссеров, чьи экспликации спектаклей показались наиболее интересны. В результате в течение недели с актерами Русского драматического театра будут репетировать 6 молодых режиссеров из России, Украины и Азербайджана.
8 сентября все эскизы будут показаны на сцене драмтеатра. Режиссер, чей эскиз будет признан лучшим, получит предложение поставить полноценный спектакль.
Ирада Гёзалова (Баку, Азербайджан) поставит сцены из комедии «Укрощение строптивой». И здесь можно ожидать сколь угодно смело режиссерского решения, поскольку Гёзалова - участница многих лабораторий и фестивалей современной драматургии, участвовала в лаборатории лондонского театра Royal Court, а классику восточной поэзии, поэму величайшего поэта средневековой Персии Низами «Лейли и Меджнун» в родном Баку она поставила в жанре хип-хоп мюзикла.
Москвич Александр Гнездилов будет работать над сценами из «Отелло». Гнездилов - руководитель Творческого объединения «Гнездо». В начале 2013 года молодой режиссер выпустил там спектакль «Враг народа» по Ибсену, который получил очень высокую оценку критиков и был назван ими одним из лучших московских спектаклей прошлого сезона. Призов театральных фестивалей и премий «Живого журнала» был удостоен и его спектакль «Подаяние не дали». Рецензенты отмечают у Александра Гнездилова редкий дар переосмысливать драматургию прошлых эпох, находя в ней новые, пугающе-современные смыслы.
Определенно, нетривиального взгляда на драматургию Шекспира можно ожидать и от петербуржца Максима Соколова, который выбрал для постановки на ижевской лаборатории трагедию «Ромео и Джульетта». До сих пор его эскизы становились эффектными заявками на полноценные спектакли. В 2010 году он стал победителем режиссерской лаборатории в Калининграде, и в следующем сезоне поставил там «Сирано де Бержерака» Ростана. В 2013 году был назван лучшим на лаборатории при московском театре РАМТ и в наступающем сезоне будет ставить там спектакль. На его «Ромео и Джульетту» в Ижевске можно делать ставку хотя бы потому, что сейчас в нашем театре как никогда много молодых актеров. Еще несколько лет назад руководители театра говорили, что если бы им вздумалось включить в репертуар «Ромео и Джульетту», это было бы невозможно осуществить, потому что в труппе почти нет артистов моложе 30 лет. Сейчас же труппа пополнилась молодыми артистами из Челябинска, Перми, Казани и выпускниками актерского курса ижевского колледжа культуры, и трагическая история веронских влюбленных буквально просится в афишу. 4 сентября зрители смогут увидеть открытую репетицию Максима Соколова с ижевскими актерами.
За, вероятно, самое востребованное современным театром произведение Шекспира, трагедию «Гамлет», взялась Роза Саркисян. Она - руководитель и режиссер театра DE FACTO (Москва), руководитель Лаборатории молодой режиссуры «Аритмия» (г.Харьков) и «FREE-UP Лаборатории» (Москва), участница многих режиссерских лабораторий и фестивалей современного театра (в том числе режиссерской лаборатории под руководством главного режиссера Государственного академического театра им. Вахтангова Римаса Туминаса). 3 сентября на открытой репетиции «Гамлета» можно будет увидеть, каким она представляет Принца Датского в современном театре.
Единственным участником шекспировской лаборатории из Ижевска стал актер и режиссер театра «Молодой человек» Андрей Опарин. За последние пару-тройку лет он заставил говорить о себе как об интересном режиссере с современным, образным мышлением. Он стал победителем в номинации «Лучшая режиссура» за спектакль «Мальчиш-Кибальчиш» на XII фестивале профессиональных театров Удмуртии «Театральная весна - 2012», получил прекрасные отзывы за работу на режиссерской лаборатории в Перми. Для лабораторного эскиза Андрей Опарин выбрал романтическую сказку «Буря».