Есть ряд выражений, которые я, кажется, ни разу в жизни не слышал иначе как в саркастическом контексте. Например, "вставание с колен" или "духовные скрепы". Ну вот реально ни один патриот, ни лоялист-охранитель, ни монархист-великодержавник, ни великоросский националист, ни верный идеалам коммунист, ни даже алармист-всепропальщик с разбитым о клавиатуру лбом не говорил при мне фраз, касающихся "вставания России с колен". В любом контексте - ни как о совершившемся факте, ни как о срочной необходимоси. Оборот "вставание с колен" - 99%-й маркер тех, кому не по душе это "вставание".
Без "духовных скреп" же не обходится, кажется, ни один спор о России. По неизбежность упоминания скрепы вплотную приближаются к Гитлеру в небезызвестном "законе Годвина".
Я не задумывался о происхождении этого мема, и был уверен, что это патриарх или кто-то из первых лиц РПЦ, например в контексте "дела Pussy Riot", сморозил нечто похожее на цитату из "Домостроя". И будто бы "скрепы" - это православие-самодержавие-народность, ну или что-то типа того. Чтоб с куполами золотыми, послушными бабами в длинных юбках и добрыми царями в неприступных дворцах. Но вот совершенно случайно в блоге
leonid-b (в перепосте
makkawity)
попался мне контекст этой фразы.
Им оказалось послание Путина Федеральному собранию 2012 года, и вот о каких "скрепах" речь шла в нём на самом деле: "Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились".
Так что осторожнее с повторением мемов, люди.