Сатка - ещё один промышленный городок (42 тыс. жителей) в Челябинской области на пол-пути из показанных в прошлых частях
Усть-Катава и
Катава-Ивановска в
Златоуст и
Миасс. До поездки я откровенно не ждал от Сатки ничего хорошего, но Сатка оказалась городом, способным удивить. Состоит она из двух полностью обособленных друг от друга районов, затерянных посреди отвалов и карьеров, так что и рассказ о ней удобнее разбить пополам. В первой части - про Старую Сатку, где есть свой Кит Китыч и можно заглянуть в Дупло Орла.
Конкретно этот район я осматривал один, но за экскурсию в Сатку и Пороги спасибо местному
Центру туризма и гостеприимства, а также
ball-ka и
vedmed1969, который меня с ними свёл и вообще два дня самоотверженно катал по Уралу.
Из Златоуста мы выехали на трассу М5 "Урал", горным участком которой водители давно уже пугают детей. Равнинный участок, откровенно говоря, тоже немногим лучше - две полосы, по которым фуры тянутся, как поезд-товарняк. В горах к этому добавляются многочисленные повороты и крутые склоны у обочин, и каков вклад этого участка в общероссийскую смертность от аварий - мне страшно даже представить. Вот и рядом с нами пошла на обгон длинномерная фура с белорусским номером, затем водитель понял, что идёт на столкновение и стал возвращаться на свою полосу, где в этот момент как раз находились мы... в общем, от аварии мы были на волосок. Разговоры о реконструкции М5 столь же актуальны и бесконечны, сколь и о реконструкции М1, ну а горами любоваться здесь может позволить себе только пассажир:
2.
Формально Сатка стоит в Европе, то есть в бассейне Волги. Фактически - где-то между частей света, в самой-самой глубине Южного Урала, который в отличие от северной части "хребта России" весьма широк. С юга к Сатке подходят мощные по уральским меркам хребты Нургуш и Зюраткуль, и хотя первый выше (1402м), второй - натурально, альтернативное название Сатки.
Зюраткуль - это национальный парк в горах и красивейшее озеро на его территории, пожалуй самое популярное у челябинцев место отдыха после Тургояка. Но ещё "Зюраткуль" - это заправочные станции со сказочным дизайном, появляющиеся у дороги в окрестностях Сатки:
3.
А потом на смену горам вдруг приходят отвалы:
4.
Сатка по своему устройству более всего напоминает логотип с рериховского Знамени Мира - три маленьких кругах в большом: посреди гор - участок перекопанной, изуродованной земли с бездонными карьерами и уходящими к облакам отвалами, километров 10 в поперечнике, а на нём, вне прямой видимости друг от друга - два жилых района и пяток промзон. С юга индустриальную пустыню ограничивает пруд, вдоль которого проходит дорога, связующая Старую Сатку и Магнезит, в обиходе просто Посёлок. На выезде из первой ко второму - колоннада с девизом "Богатство, счастье, долголетие!", а за прудом в тени отвалов - завод, храм...
5.
...и что-то, с трудом поддающееся описанию:
6.
Дворцы, замки и остроги:
7.
Часовни, аквапарк и пиратский корабль:
8.
Словно фондохранилище Бога, оставившего здесь свои черновики... А рядом - прокопчённые и покосившиеся избы, столь типичные для Горнозаводского Урала:
9.
Как и соседние города, будь то Златоуст или два Катава, Сатка начиналась как завод - в том же 1756 году. Но только основал его человек с фамилией, в этих краях неожиданной - Александр Строганов из пожалуй самой знатной промышленной династии в истории России, вотчиной которой традиционно был нынешний Пермский край (см.
Усолье,
Ильинский). Попытка экспансии в обескровленные восстаниями (вернее, их подавлением) башкирские кочевья, судя по всему, не задалась: почти сразу Строганов продал заводу Иллариону Лугинину, а тот в 1770-х годах основал новый завод в Миассе и тут же продал Сатку московскому купцу Андрею Кнауфу. Словом, заводом никто толком не занимался, среди крепостных с 1760-х годов шло глухое брожение, и немудрено, что в 1773 году именно Сатка сделалась оплотом Пугачёвщины в Синегорье. На несколько месяцев здесь установилась своя власть, организованная по образцу казачьих вольниц, во главе Сатки встал атаман Кузнецов, а важнейшие соратники "мужицкого царя" начали здесь концентрировать силы. 30 мая 1774 году под Саткой произошло решающее сражение полковника Ивана Михельсона и башкирского тархана Салавата Юлаева. Повстанцы проиграли тот бой и отступали через леса и горы, а с ними ушли и рабочие, спалив завод и село. В общем, Сатка влачила жалкое существование, и в конце концов в 1811 году Кнауф продал её государству. Дальнейшая история Саткинского завода была вполне типичной: упадок к середине 19 века и реиндустриализация в ХХ веке... но с некоторой местной спецификой:
10.
Гигантские отвалы, каких не навалила бы даже Магнитка, остались конечно же не от чугунолитейного завода: с 1898-1901 годов основной специализацией Сатки, её местом в даже не российском, а мировом разделении труда стала добыча магнезита - сырья для огнеупорных материалов, и кажется, как раз из таких кирпичей сложены инсталляции с кадра выше. Именно к магнезитным рудникам подошла в 1906 году железнодорожная ветка, но она же вдохнула новую жизнь и в плавильный завод - на краснокирпичном корпусе с кадра выше видны даты "1916-18".
11.
Пассажирские поезда в Сатку вроде бы не ходят. Между вокзалом и заводом - памятник Серго Орджоникидзе 1920-х годов и конечно же, заводская плотина, от которой даже остались фрагменты чего-то исторического:
12.
На берегу пруда - старые лодки:
13.
Памятник жертвам репрессий:
13а.
Никольская церковь, строившаяся в 1913 году как храм единоверцев - старообрядцы обживали окрестные горы задолго до строительства заводов, и не последнюю роль сыграли в превращении Сатки в пугачёвский оплот.
14.
Новодельная часовенка в её дворе:
15.
Да монструозного вида конструкции чугунолитейного завода и словно придавленные ими к земле постройки заводской администрации. На Западе подобные заводы порой превращаются в музеи и
даже берутся под охрану ЮНЕСКО, а этот - гудит, периодически дымит, и в воздухе вокруг него чувствуется тот особый запах тяжёлой индустрии, который вроде и не мерзок, но пускать его в свои лёгкие не хочется на самом что ни на есть подсознательном уровне:
16.
На самом деле всё не так уж архаично: чугунолитейный завод, работающий по технологиям столетней давности, в наше время бы просто не выжил, и с 2009 года, после простоя, угрозы закрытия и последующей реконструкции СЧПЗ уже не столько чугун делает, сколько ферросплавы на основе марганца. В своё время в Сатке немало шуму наделала делегация Габона, договорившаяся предоставить СЧПЗ месторождение бесплатно - то есть, за развитие в своих джунглях инфраструктуры. Ещё СЧПЗ работает как ТЭЦ, снабжая город теплом и электроэнергией, словом - не стоит судить о нём по ржавой домне:
17.
На кадре выше - дом управляющего (1849), а рядом с ним чугунная пушка тех же лет, которую здесь называют "демидовской":
18.
Хотя вот уж кого-кого, а "железных королей" Демидовых в этих краях не было отродясь. Такие орудия завод лил, скорее всего, в начале "казённого" периода - с потребительскими товарами справятся и частные предприятия, а вот производство оружия государство кому попало не доверит. Ещё одна пушка - по соседству, у местного краеведческого музея:
19.
В усайдингованном здании которого непросто опознать бывшую Троицкую церковь (1782-85) в столь типичном для Урала стиле русского барокко:
19а.
Надо заметить, традиция ломать храмы в Сатке давняя: первую деревянную часовню при заводе Лугинина сожгли отступавшие вместе с Пугачёвым повстанцы, и именно ей на замену был выстроен Троицкий храм. В 1930-х годах ему обкарнали купол и колокольню, а в слово "трапезная" вложили новый смысл - церковь стала заводской столовой. Дальше здание прошло весьма впечатляющая цепочка метаморфоз: в войну - школа снайперов, на волне Победы - Дом пионеров (1945-53), в застойное время - Кинотеатр имени Кирова (1956-1988), а в 1990 году, когда многие храмы возвращали прихожанам, здесь обосновался музей. Возможно, здание тогда сочли перестроенным необратимо, но думается, даже если оно вернётся РПЦ теперь, в Сатке за судьбу музея можно быть спокойным.
19б.
Невзрачная деревянная церковка с кадра выше - вероятно, предыдущее здание единоверческого храма. Дом с "крылышками", мелькавший на одном из прошлых кадров, узнаётся - это двухклассное училище (1894), ныне начальная школа №1. Куда делась ещё пара домов в стиле классицизма, каланча да второе здание с крылышками - не знаю, возможно были разрушены в Гражданскую войну: на месте их теперь сквер, а в нём типичный для Урала обелиск на братской могиле красноармейцев.
20.
Рядом с площадью - почтамт (1907, на кадре ниже) и ещё с пяток не зацепивших взгляд дореволюционных домиков, принадлежавших в основном местным купцам Алпатовым и Голубкиным. Города-заводы, или заводские посёлки царской России были вполне самодостаточной категорией населённых пунктов, с той разницей, что хозяйством в них не чиновники ведали, а заводские приказчики. Поэтому и исторические центры городов-заводов на Урале - вроде и не дотягивают до уездных городов, но и на разбогатевшие сёла не похожи. Сатка, пошедшая в рост на магнезите, уже в 1924 году стала ПГТ, а в 1937 - городом.
21.
Но строилась она в основном заново по ту сторону Карагайского карьера, и пол-квартала сталинок да пара кварталов пятиэтажек в Старом городе выглядят лишь его отголосками. Поднявшись по Советской улице из призаводской низины, я увидел грандиозную панораму отвалов:
22.
Ещё более впечатляющие виды открываются с окрестных дворов, и думается, те, кто едят картошку с этих огородов, звенят на металлоискателях и могут не бояться огня:
23.
Магнезитная пустыня тянется на десяток километров, пронизанная железными дорогами и затянутая пылью выработок:
24.
Отвалы наступают на дома, словно ползучие барханы. Это даже не метафора: под отвалами действительно погребена немалая часть дореволюционного посёлка, его предместье Ветлуга (название как бы намекает, откуда везли крепостных) с
церковью Рождества Богородицы (1899-1903).
25.
И в сравнении с этим страшным промышленным величием, напоминающим планету Десса из "Через тернии к звёздам", чёрные домны чугуноплавильного завода смотрятся почти по-домашнему:
26.
Даже на коротком арбатике Комсомольской улицы лежат глыбы магнезитовой руды:
27.
Ближе к площади - квартал сталинок, одна из которых украшена парой рельефных надписей:
28.
Напротив - "сталинский" ДК Металлургов вида полузаброшенного, однако детишки на какие-то кружки и секции при мне заходили в его дверь стайками:
29.
А красноармеец в сквере перед ним какой-то подозрительно развесёлый. Это собственной персоной Василий Тёркин, или вернее Григорий Лаптев, солдат из Сатки, вдохновивший Твардовского. Вот только Тёркин - образ собирательный, и потому бессмертен, а Лаптев погиб в 1941 году под Киевом. Но кому-то из сослуживцев он, наверное, тогда помог не падать духом и потому - остаться в живых.
30.
На Комсомольской, её коротком проезжем участке между арбатом и площадью у завода, мой взгляд привлекло небольшое здание, в основе может быть ещё дореволюционное. Но современный его облик здорово напоминает те сказочные города на берегу или заправки "Зюраткуль" в окрестностях Сатки:
31.
Это -
тоже "Зюраткуль", но - швейная фабрика. Или вернее - целое НПО, как те предприятия космической индустрии, над ведомственными музеями которых я бился в последние полгода. И шьют здесь не трусы и не сорочки, а армейские палатки, ремни для оружия, солдатские подсумки и даже бронежилеты:
31а.
Вензель на фронтоне расшифровывается как Китов Юрий Иванович, и с этой фабрики в 1992 году начинался путь наверх, пожалуй, самого колоритного жителя Сатки:
32.
Что тут было в начале - я не знаю, может быть ЧОП с экипировкой собственной производства, устойчивой к пулям городской братвы. Но поскольку нет в мире в более выгодного бизнеса, чем поставки армии, уральский Кит Китыч поднялся быстро. Ныне под брендом "Зюраткуль" он владеет сетью продуктовых магазинов и автозаправок, а по совместительству - строит в Саткинском районе сказочные города. Первой была
Китова пристань в горах на озере Зюраткуль, но в 2012 году её наличие вдруг перестало устраивать национальный парк. Бизнесмен не стал лезть в бутылку, а добропорядочно снёс "уральский Диснейленд", скорее всего просто понимая, что правда - на его стороне. В итоге национальный парк потерял 2/3 турпотока, а директор его раз и навсегда остался человеком, отнявшим у народа сказку. Кит Китыч же спокойно спустился в город, где построил ещё два диснейленда на берегу заводского пруда:
33.
Тот Neverland на берегу зовётся "Сонькина Лагуна", и в разных интервью Юрий Китов о происхождении названия отвечает по-разному - то ли в честь любимой внучки Софьи, то ли в честь хитрой Соньки Золотой Ручки, здесь предстающей в обличии капитанши пиратов.
34.
Юрия Китова в Сатке лично знают многие, и мне его описывали как матершинника, балагура и шутника, который в разговоре ну вообще никак не выглядит олигархом даже и районного масштаба. Я, кажется, знаю этот типаж вечного подростка-непоседы с неуёмной энергией, искренней харизмой и не подлежащими удовлетворению амбициями. Такие часто берутся за предпринимательство, но вставать после падения они умеют обычно лучше, чем не падать, и потому так и крутятся годами на уровне многострадального российского малого бизнеса, поминутно артистично проклиная власть. Однако, просто по закону больших чисел, находятся порой и те, кто прорывается выше, и здесь сочетание могущества и непосредственности начинает творить чудеса.
34а.
Примерно вот такие:
35.
У Андрея Платонова был такой персонаж - старый рабочий Вощёв, что бродит по свету с мешком да собирает в него разные вещи: вдруг одна из них возьмёт да окажется Правдой? Вощёв был героем своей эпохи, а Китов с его деньгами и связями - своей. Поэтому в его резиденции мирно уживаются часовни и черти, монархи и Сталин, идолы и срамные фигуры. И не сам ли хозяин попал мне в кадр посреди своих сюрреалистических владений?
36.
Это в голове столичного интеллектуала любая идеология принимает форму религии с неколебимым набором догматов и чётко разграниченными Добром и Злом. А отсюда всё кажется проще, и Сталина с Царём-батюшкой роднит хотя бы то, что оба они были в нашей истории, ходили по нашей земле, вершили её судьбу, а кто прав из них, кто виноват - так история когда-нибудь потом рассудит. Или - скорее уравняет, как уравнивала сотни непримиримых врагов. Пусть и те стоят, и другие, и Правда если не за ними - то где-то промежду них.
37.
Подзапущенную пиратскую гавань сменят особняк. Это "Старый город" - ресторан, гостиница да собственная резиденция Китова:
38.
В одном из интервью Кит Китыч признался, что никогда не пользуется услугами дизайнеров - если захотелось ему что-то построить, то он просто рисует эскиз от руки да спускает подчинённым: "выполняйте!". И эти постройки я бы вообще не пытался мерять искусствоведческой эстетикой - это фактически наив в архитектуре, материализовавшиеся рисунки сказочных городов из детского альбома с фломастерами:
39.
Судя по всему, сталинист Китов где-то раздобыл себе дворянство - потому что на стене ни дать ни взять фамильный герб с Китом. А пушки - перед тем сквером с Тёркиным:
40.
Дальше начинается собственно "Сонькина Лагуна" - развлекательный комплекс, в апреле, увы, оказавшийся запертым. Теоретически, сюда и экскурсии есть, но я счёл, что и через забор видно немало:
41.
Как я понимаю, ощущение "фондохранилища" - от того, что немалую часть здешних артефактов Юрий Иваныч вывез из "Китовой пристани". Здесь есть действующие часовни и зачаток технического музея с "кукурузником", автомобилями и мотоциклами.
42.
Нет, слова бессильны описать всю эту феерию:
43.
44.
45.
46.
Дальним концом выходящую к покосившимся избам... К Китову в Сатке относятся по-разному, да и вряд ли у поднявшегося в 1990-х годах бизнесмена не найдётся скелетов в шкафу. Но вот не покидает меня образ дородного пыхтящего старосветского купчины с мясистыми ладонями и пышной бородой, на котором на самом деле и держалась Русь в лучшие века своей истории.
47.
Пиратский корабль на фоне отвалов, изб, грузовой станции и заводской плотины. "Эх, страна моя родная, край загадок и чудес..."
48.
Второй диснейленд стоит посреди озера на маленьком Козьем острове, и имеет звучное название Дупло Орла:
49.
-Что за фигня? - скажете вы, - Орлы же в дуплах не живут!
-Фигня! - посмеётся в ответ Кит Китыч, - но ты ведь её уже запомнил!
В дупле, кстати, можно переночевать.
50.
Но на этом сюрпризы Сатки не заканчиваются. В следующей части отправимся в Посёлок, где своего колорита не меньше.
ВОЛГО-УРАЛ-2018
Обзор поездки и оглавление серии.
Моя космическая программа. Контекст.
Саратовская область - см. оглавление!
Самарская область - см. оглавление!.
Челябинская область.
Кыштым.
Касли.
Миасс. Старый Город.
Миасс (Автозавод и Машгородок) и Златоуст (Машзавод).
Сатка. Старая Сатка.
Сатка. Магнезит.
Пороги.
Катав-Ивановск.
Усть-Катав.
Пензенская область - ещё не написана.