Разве я говорил, что двери Муин Хальфа-бобо всегда закрыты? Я тебе сказал, что там огромные надгробья, ты тут же развернулся и захотел их увидеть. Я думал, ты открыл. Вот те фотография, как внутри: http://funkyimg.com/view/2kTJ8
Сейчас исправлю. Про мечеть - сам интерпретировал, потому что разве её могло не быть в "культовом комплексе"? Если Ногайкурган не заровняли - то где старые плиты и надгробия? Поверхность же совершенно не кладбищенская... Про Толе-би - я думал, это достоверные сведения, а не великоказахская интерпретация.
О Калдыргачбие - правителе Моголистана (т.е. Семиреченской части расколовшегося Чагатайского улуса) и предке Ходжи Ахрара написано ещё в у Хафизи Таныша в "Абдулла-намэ", а это сочинение, между прочим, написано в 1584-1588 году, Это заведомо отсекает Толебия. Кроме того, по архитектурным формам мавзолей датирован XV веком и Булатовой считается даже самым старым сохранным надземным сооружением в Ташкенте (вот ещё почему я сомневаюсь в возрасте Сузук-аты
( ... )
В конце 80-х я был в Куня-Ургенче наездом, повели нас на старое кладбище. На нём, правда, ещё хоронили, но мало. Запомнилось вот что: кое-где были нарыты довольно глубокие ямы, в одну из которых я чуть было не упал - потому и стал обращать на них внимание. Были они двух типов: из одних примерно на полметра-метр торчала лестница с привязанными белыми тряпицами, а другие, так и не зарытые ещё, покрывались этими лестницами, уже вытащенными, сверху. Естественно, были и закопанные могилы с небольшими холмиками и лестницами возле них. Как нам объяснили, мертвецов в белом саване кладут на дно ям и опускают лестницу, чтобы дух мог взобраться по ней. Через какое-то время считается, что дух покинул бренную оболочку - и лестницу вынимают. И ещё через какое-то время могилу засыпают. Это был единственный случай, когда я был на действующем, но старом кладбище в Туркмении. - А есть сейчас такое на среднеазиатских кладбищах, или это уж слишком древний стал обычай?
а, во-во-во, примерно так! - только не помню, были ли в виде носилок - длинные лестницы помню. Может быть лестницы-носилки - это уже что-то новомодное. Но впечатлило тогда.
Лестницы - пережиток зороастризма, до ислама тела видимо на них (или специальных носилках на них похожих) оставляли, чтобы они дошли до кондиции, т.е. разложились.
Хоронить на старых городищах - это в Узбекистане адская традиция, в том смысле, что вести археологические раскопки на таких кладбищах уже будет невозможно. Властям нужно запретить эту традицию, но видимо всем пофиг.
При Советской власти прекрасно получали разрешение на раскопки, я спрашивал лично у Филанович, как же это делалось. Другой вопрос, будут ли давать разрешения теперь.
Вы видимо плохо осознаете техническую сторону вопроса - вести раскопки на кладбище, тем более новом, невозможно, так как все слои перемешаны из-за постоянного рытья могильных ям, плюс множества "левых" мертвецов, которые столетиями копились друг на друге, если кладбище старое (в большинстве городищ они именно старые, так как хоронить на месте старых развалин это очень древняя еще доисламская традиция). Единственное, что можно сделать - это не давать новые территории старых городищ под погребения.
Я читал кучу археологических публикаций о среднеазиатских городищах, которые кладбища. Бывает, что упоминают верхний кладбищенский слой, бывают, вообще только предложением оговариваются, бывают, что факт превращения в мазар столь незначим, что археолог про него даже не упоминает. Насколько я понимаю, большинство городищ-кладбищ обычно имеют культурные слои гораздо глубже, чем слои с захоронениями. Возможно, там где они сопоставимы по глубине, вправду будут определённые проблемы. Впрочем, у археологов ведь полно способов датирования помимо глубины слоя.
12) Сузук-ата - не мечеть-мавзолей, там просто комплекс, включающий мечеть и мавзолей и ещё какое-то донельзя аутентичное в своей нетронутости старинное здание. 13) Хаст-Имам до революции был тем же, чем и Шейхантаур - кладбищем с разнообразными религиозными постройками, которые при Советской власти во многом посносили и позаменяли на современную застройку. А при Каримове снесли эту мешающую целостности застройку и восстановили ряд утраченных зданий, создав парково-архитектурную зону (мерзко-безвкусно отреставрировав сохранные здания и уж не знаю, насколько удачно воссоздав снесённые). Так что версию о существовавшей здесь торговой площади можно забыть. 14) В Зайнуддина-бобо, как я понимаю, всё же аутентична XVI веку нижняя часть стен, это выше сделана надстройка. Ну и дверь явно старая, хотя год там срезан.
Comments 33
Reply
Исправил.
Reply
Reply
Про мечеть - сам интерпретировал, потому что разве её могло не быть в "культовом комплексе"?
Если Ногайкурган не заровняли - то где старые плиты и надгробия? Поверхность же совершенно не кладбищенская...
Про Толе-би - я думал, это достоверные сведения, а не великоказахская интерпретация.
Reply
Reply
Ну, версия, которую я видел, была именно о захоронении Толеби в уже существовавшем средневековом мавзолее.
Reply
Reply
http://varandej.livejournal.com/779891.html
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Насколько я понимаю, большинство городищ-кладбищ обычно имеют культурные слои гораздо глубже, чем слои с захоронениями. Возможно, там где они сопоставимы по глубине, вправду будут определённые проблемы. Впрочем, у археологов ведь полно способов датирования помимо глубины слоя.
Reply
13) Хаст-Имам до революции был тем же, чем и Шейхантаур - кладбищем с разнообразными религиозными постройками, которые при Советской власти во многом посносили и позаменяли на современную застройку. А при Каримове снесли эту мешающую целостности застройку и восстановили ряд утраченных зданий, создав парково-архитектурную зону (мерзко-безвкусно отреставрировав сохранные здания и уж не знаю, насколько удачно воссоздав снесённые). Так что версию о существовавшей здесь торговой площади можно забыть.
14) В Зайнуддина-бобо, как я понимаю, всё же аутентична XVI веку нижняя часть стен, это выше сделана надстройка. Ну и дверь явно старая, хотя год там срезан.
Reply
Leave a comment