Leave a comment

carpodacus December 13 2016, 14:27:01 UTC
1) Высота минарета Кукчинской поминальной мечети - около 50 м.
2) Сухраверды был объявлён даже не еретиком, а атеистом. Левина-Булатова употребляет именно это слово, и я думаю неспроста, термин с таким смыслом в исламе есть (мульхид, а еретик - зиндик)
3) Мне неизвестно насчёт санкций Советской власти на ремонт в 1920-21 годах. Ну, скорее, так просто бы не дали, но везде пишут, что ремонт просто делался.
4) Мазар напротив Муин хальфа-бобо не безымянный, мне говорили его название, но я не помню (спросил у того человека). Просто постройка там и новая, и маленькая, и бесхитростная (я даже затрудняюст назвать это назвать мавзолеем), так что, в общем, совсем непримечательная.
5) Красивую резьбу для айвана у мавзолея Муин Хальфа-Бобо делал в 2007 года ганчкор А.Мухтаров. Насчёт наличия там мечети в прошлом не вполне уверен, пишут только про некий несохранившийся комплекс. Возможно, я тебе именно так сказал второпях на нервах, будем считать моим косяком.
6) Иброхим-ота, конечно, давно построен, но сейчас там кирпич явно недавний.
7) Про захоронение у себя Иброхим-оты рассказывают ещё в кишлаке Нанай у впадения Пскема в Чарвакское водохранилище, там даже кишлачное кладбище так называется. Популярный персонаж, чо сказать.
8) По не очень достоверному источнику (но других нету) во дворе школы рядом с Нуриддином-бобо похоронен некий то ли сирийский, то ли аравийский принц. Нуриддин-бобо, надо полагать, лежит в самом мазволее (там есть надгробье)
9) А почему ты думаешь, что кладбище Ногайкурган заровняли? Только по факту плит?
10) Сузук-ота якобы XIV века, а не XV.
11) Ну вот зачем эта великоказахская маргинальщина, что Калдыргач-бий = Толеби? Казахов водят - и водят, а здесь-то зачем?!

Reply

varandej December 13 2016, 14:33:21 UTC
Сейчас исправлю.
Про мечеть - сам интерпретировал, потому что разве её могло не быть в "культовом комплексе"?
Если Ногайкурган не заровняли - то где старые плиты и надгробия? Поверхность же совершенно не кладбищенская...
Про Толе-би - я думал, это достоверные сведения, а не великоказахская интерпретация.

Reply

carpodacus December 13 2016, 15:57:08 UTC
О Калдыргачбие - правителе Моголистана (т.е. Семиреченской части расколовшегося Чагатайского улуса) и предке Ходжи Ахрара написано ещё в у Хафизи Таныша в "Абдулла-намэ", а это сочинение, между прочим, написано в 1584-1588 году, Это заведомо отсекает Толебия. Кроме того, по архитектурным формам мавзолей датирован XV веком и Булатовой считается даже самым старым сохранным надземным сооружением в Ташкенте (вот ещё почему я сомневаюсь в возрасте Сузук-аты).
Версия, что в мавзолее Калдыргачбий похоронен Толебий, излагается Булатовой как одна из народных легенд, наряду с легендой, что он был моголистанским царевичем из кипчаков (мне кажется, именно так и происходила трансформация "моголы - кипчаки - казахи").
Но эта версия донельзя нравится казахам и была поддержана узбекским историком Шамсиддином Камолиддином, который вроде бы авторитетен по теме Согда, но в последние годы занимается тем, что пишет пасквили в адрес официальной узбекской истории и лично Филанович, издаваемые в Lambert Publishing (если не в курсе, посмотри в Вики, что это такое). Придирается в стиле "Калдыргач-бий такой же предок Ходже Ахрару, как самой Филанович", . Я находил у него глупые ошибки о ташкентских каналах, выдающие явную неразборчивость и желание только лишь язвить, как-нибудь сподоблюсь написать комментарий к этим его пасквилям и, надеюсь, покажу Филанович.
Конкретно про Толебия в мавзолее ему, дескать, рассказал современный смотритель, которому Камолиддин верит больше, чем всем археологам и архитекторам вместе взятым.
Думаю (ч.м. дилетанта), что Толебия туда или где-то рядом и могли подхоронить, но, конечно, это не сделает мавзолей построенным для Толебия.

Reply

varandej December 13 2016, 16:02:00 UTC
Спасибо за разбор.
Ну, версия, которую я видел, была именно о захоронении Толеби в уже существовавшем средневековом мавзолее.

Reply


Leave a comment

Up