Из четырех крупных островов Соловецкого архипелага я посетил три - кроме Анзера. Неплохо изучил и Большой Соловецкий остров за пределами монастыря и поселка. Но наиболее сильное впечатление, сравнимое с впечатлением от самого монастырского ансамбля оставил остров Большой Заяцкий, куда я ходил на экскурсионной яхте "Саламатин" на второй день, по волнам начинавшегося шторма. Скит на фоне моря и древние памятники исчезнувших языческих культов, ягель и деревья ниже человеческого роста, валуны и осока у берега и кресты на фоне серой дали - таков этот остров, часто в шутку называемый попросту "Зайчик".
На подступах к Большому Соловецкому чрезвычайно сложный фарвартер - даже яхта (по типу мотобота) вместо 2 километров по прямой идет примерно 5 километров. Что уж говорить о больших судах! Поэтому монахами был выбран Большой Заяцкий остров для устройства там гавани. Здесь отстаивались большие суда, грузы и пассажиры обычно доставлялись в монастырь лодками. Здесь же помещалась таможня - как и греческий Афон или наш Валаам, Соловки были "государством в государстве".
Скиты на Соловках носили в основном утилитарную функцию. Секиро-Вознесенский скит обслуживал маяк, Сергиево-Радонежский - скотоводческое хозяйство. Так и Андреевский скит на Заяцком острове был базой для обслуживания прибывающих судов.
И по сей день сохранились довольно крупные остатки портовой инфраструктуры 16-17 веков:
В первую очередь валунная гавань 16 века - она состояла из двух участков длиной по 43 и 62 метра соответственно, и могла принять любое судно, которые ходили тогда по Белому морю:
Однако Карелия стремительно поднимается - на 3 мм в год. Мой отец, вернувшись с коференции в Кандалакше, где до этого не был 28 лет, рассказывал, что многие бывшие островки обзавелись перешейками, ведущими к берегу. Что уж говорить о гавани, которая за 350 лет уменьшилась в несколько раз.
Церковь Андрея Первозванного - один из соловецких символов - на архипелаг привез в 1702-м Петр Первый. Это было его второе посещение архипелага, а во время первого царь (тогда еще царь, а не император) чуть не погиб в шторме. В благодарность за свое спасение он и выстроил на архипелаге деревянную церковь:
Внутри вся она изрезана надписями в духе "Сдесь был Вася", но... Но некоторые из этих надписей снабжены датами, и относятся к 50-60-м годам! Это уже история, а не вандализм, и будет жаль, если эти надписи уберут.
Две каменные постройки рядом относятся к 16 веку, но сохранились на уровне фундмента. То, что мы видим сейчас, было воссоздано в последние годы, причем весьма вольно. Но красиво.
Палата:
И поварня:
Рядом есть еще и ледник 19 века - кладка абсолютно такая же, как, скажем, в гавани.
"Зайцы" - это строго охраняемая территория Соловецкого заповедника. Посещение их возможно только с экскурсией (нелегально туда проникать лучше не пытаться), и делается это не только в целях "срубить бабла", но и потому, что ландшафты и культура "Зайцев" и правда очень хрупки. Тропа по островам пролегает по деревянному настилу.
Здесь сочетаются ландшафты лесотундры и тундры. Лесотундра удивляет своей сюрреалистичностью:
А тундра (ее южный вариант) отличается красотой:
Ягель. Образует сплошной ковер. Случайно оступившись и задев его ногой, я удивился, какой он мягкий и как пружинит. Но проверять не советую - эта экосистема чрезвычайно хрупка.
...Поселившись на острове, монахи обрекли себя на очень тревожное соседство. Ведь Заяцкий остров, судя по всему, был в прошлом величайшим культовым центром саамов. Ни в одном месте России и Лапландии нету такого скопления саамских (вернее, протосаамских) культовых памятников. Достаточно сказать, что основных протосаамских "храмов" - лабиринтов - здесь находится 30, в то время как во всем мире их 90. Культура протосаамов по-видимому отличается от нынешней саамской - если сейчас саамы поклоняются сейдам - святым камням, и их святыни - Воттоваара, Немецкий Кузов, Сейдозеро - то протосаамы имели совершенно невероятный набор культовых объектов.
Лабиринты. Или, как их называли монахи, Вавилоны.
Запутанные спирали с одним входом-выходом и каменной пирамидкой в центре. Для чего и как они использовались - по-прежнему загадка, но видимо, это были шаманские храмы.
Этот лабиринт в свое время раскопал археолог Брюсов (брат поэта), и доказал: лабиринты не были могилами, и использовались не для того, чтобы "запутать" духа.
А этот лабиринт считается крупнейшим - его диаметр 25 метров, и плутать по нему можно 40 минут. Кстати, дорожки лабиринтов слишком узки для двух ног, что тоже загадка.
Чуть дальше начинаются курганы. Земли как таковой на островах нет, поэтому и курганы тут булыжные:
Монахи панически боялись обитавшей здесь нечисти, и даже построили забор, состоявший из крестов, которым отгородили скит. Но в целом, видимо, чувствовали они себя тут как на линии фронта. Также монахи выкладывали на земле кресты из камней:
А со времен протосаамов уцелели солнечные часы с 12-часовым циферблатом:
А берег Белого моря завален камнями и зарос осокой:
И у воды лежат невероятно красивые валуны:
На острове круглый год, сменяя друг друга, живут вахтеры, охраняющие заповедник от незванных гостей и волков с континента. Говорят, зимними ночами здесь такая тишина, что слышно, как в поселке Соловецкий проезжает машина. Море замерзает, и наступает настоящее Белое Безмолвие.
На фоне моря стоит тонкий крест:
В прошлом монахи ставили такие кресты на каждом острове в Белом море, и кресты служили ориентирами - косая перекладина всегда указывает верхним концом на север. И есть в этом что-то символическое, что-то неописуемое словами...