Светлояр, где скрылся Китеж

Mar 06, 2015 12:58



Одна из самых известных русских легенд - о городе праведников, что не имел даже крепостных стен, и когда к нему подступил непобедимый враг, Батыева орда, по воле Божьей скрылся с глаз людских долой. Когда и где родилось предание о Китеже, теперь уже точно не ясно, равно как и происхождение другой похожей легенды о стране Беловодье. Видимо, это просто такой особый русский лейтмотив - потайная земля чистых сердцем людей, куда найти дорогу может лишь такой же чистый сердцем. Русью Китежской называли Нижегородское Заволжье, показанный в прошлой части край опустевших староверческих скитов, и с Малым Китежем отождеставляют Городец, а Большой Китеж - с круглым и глубоким озером Светлояр у села Владимирского в 30 километрах на северо-восток от Семёнова. Оно, наряду с ярославской Мологой, и было моей конечной целью этого осеннего путешествии на Волгу.

Основателем Китежской Руси легенды почему-то называют владимирского князя Юрия Всеволодовича, правившего в 1212-38 годах (кроме 1216-18, когда его сверг брат Константин и отправил княжить в Городец) и в русские предания вошедшего как такой воин света, могущественный, но гуманистичный, и это в общем не случайно - в годы его второго правления войска Владимирского княжества совершили 15 походов на булгар, мордву, ливонских рыцарей и других русских князей, но при этом ни одна из междоусобиц не закончилась кровопролитием. Ещё он, по легендам, братался с мерянами и черемисами (что, кстати, неправда - воевал с ними он весьма жестоко), а погиб вполне достоверно в битве на Сити, и по преданию его отсечённая чуть ли не самим Батыем голова после боя чудесным образом приросла к телу. По легенде, Малый Китеж он заложил в 1164, а Большой - в 1165 году, на самом же деле Юрий Всеволодович и родился в 1188, а чтобы погибнуть в Монгольском нашествии, основателю городов в 1160-е годы пришлось бы прожить полторы сотни лет, как Арагорну. Глухой мерянский край русские люди стали обживать на два века позже, в те же времена всё сводилось к крепостям на Волге типа того же Городца, Василёвой Слободы (ныне Чкаловск) или Нижнего Новгорода. И в то же время что-то в этом есть... Святое озеро в Городце, скрывающее Малый Китеж:

2.


Утром мы с dima1989 на его серой "Ладе" покинули Семёнов по Кировской трассе, у отворота на Владимирское завернув в чрезвычайный популярный среди дальнобойщиков "Кабак у Светлояра" - но увы, в самом кабаке оказался перерыв, и мы огранились пирожками. На огромной и переполененной фурами парковке заснял вот такую монструозную конструкцию - как пояснил
Роман Руденко, это самоходная буровая установка для бурения неглубоких скважин и зарезки боковых стволов. Там, впереди - Крайний Север...

3.


До Владимирского - ещё десяток километров по боковой дороге, и ныне и село, и Светлояр на слуху. Для наглядности переснял туристический стенд - хорошенько запомните не только расположение объектов, но и "рисунок" Светлояра, ближе к концу поста поймёте, для чего:

4.


Официально во Владимирском живёт 1,7 тысяч человек, но на глаз я бы дал самое большее две-три сотни - село выглядит небольшим и тихим, но исключительно (по меркам нечернозёмного села, конечно) ухоженным. От въезда видны две его церкви - Никольская (1915) и Владимирская (1766), вторая и дала селу нынешнее название, а прежде оно называлась по протекающей реке - Люнда:

5.


Никольская церковь ещё и прекрасно замыкает выезд. О том, что она строилась как старообрядческая или единоверческая, никаких упоминаний не находил - но облик (даже с учётом "обезглавливания" при Советах) и даты постройки уж очень подозрительные:

6.


Владимирская церковь же интереснее, чем можно подумать издалека - дело в том, что она деревянная, и при том, на мой взгляд, на привычные типы деревянных церквей Севера и Средней полосы непохожая, скорее такое "дерево под камень", только очень уж раннее. Впрочем, на Нижегородчине деревянных церквей 18 века не так уж и мало (например, в селе Великий Враг на правобережье), и то же самое можно сказать про облик большинства из них:

7.


Внутри красивое убранство, полумрак под низким и чуть вогнутым потолком, запах мокрого дерева. В церкви хранится чудотворный список Владимирской иконы Божьей Матери, и в ночь на Ивана Купала по старому стилю (то есть 6 июля, а не на нынешнее равноденствие) её выносят на крёстный ход по селу и берегам Светлояра - праздник это здесь, судя по заметкам cheger, вполне народный.

8.


Близ церкви - почти городская улица, выдающая в старом Владимирском типичное для Поволжья торговое село, этот русский аналог еврейских местечек (для сравнения - Ивье, Шаргород). В отличие Городца, Большого Мурашкина или Лыскова Владимирское так и не выросло в фактический городок - но собственно, большинство торговых сёл выглядели скорее как-то так. Да, на этом кадре взгляд назад - то есть по пути на Светлояр эти дома будут справа по улице:

9.


Не знаю и каким народным промыслом тут торговали, но скорее всего как и во всём Семёновском уезде - "щепным товаром" типа деревянных ложек, плошек или коромысел.

10.


Те же дома со двора:

11.


В стороне от главной улицы - обычные для Нижегородского Заволжья большие северные избы:

12.


13.


Напротив по главной улице - воинский памятник... с оторванной доской. Увы, не всё тут идеально:

14.


Ещё одна купеческая изба на каменном подклете:

15.


И колоритнейшее пожарное депо, наверное годов так 1920-х:

16.


Чей-то чудесный забор на главной улице. Всяких музеев, выставочных залов да культурных центров тут аж несколько штук (на схеме отмечено 4, но мы вроде видели и что-то ещё), думаю самая большая в России концентрация на душу населения, не считая может быть каких-нибудь Соловков. Хотя эта ограда, вроде бы, частного дома:

17.


Улица живописно спускается в долину Люнды:

18.


19.


20.


Практически на выезде к Светлояру - внушительный бревенчатый Дом культуры, видимо 1930-х годов (подобные я ещё видел на Урале - Ныроб, Троицко-Печёрск), но здесь явно монументальнее и аутентичнее:

21.


По соседству (правее прошлого кадра) с размахом строится новый ДК, добротно стилизованный под стилизации конца 19 века под русские палаты. Здесь будет среди прочего Оптический театр Сергея Зорина, позиционирующего эту технологию, разработанную им в 1969-89 годах как ни много ни малый новый вид искусства. До 2008 года театр действовал в, кажется, московском Рериховском центре, а затем скоропостижно сгорел - и теперь вот восстанавливается здесь при поддержке нижегородского губернатора.

22.


Ну а отсюда уже рукой подать до Светлояра, к берегу которого ведёт красивейшая аллея берёз. Что удивительно - аллея устроена ещё в 1970-е годы, когда стояла закрытой Владимирская церковь - но как и, например, марийские Священные рощи, святое место атеистическая власть берегла в статусе памятника природы:

23.


Вскоре за деревьями проглядывает вода:

24.


Светлояр невелик - овал размером примерно 210 на 180 метров, но зато весьма глубок - ближе к центру до дна 36 метров, при этом озеро состоит как бы из двух подводных террас, спускающихся к крутой впадине. О его происхождении есть много версий, от карстового провала до метеоритного кратера (последнее как-то непохоже на правду, если судить по кратеру Каали в Эстонии), но что интересно - образовалось оно действительно примерно во времена Батыева нашествия (плюс-минус несколько десятилетий). Вода его считается очень чистой и по своим свойствам напоминает святую воду, которая может месяцами стоять в банке или бутылке, не теряя вкуса и свежести. Раньше в Светлояре не принято было купаться, но с 1960-х годов традиция стала нарушаться, и судя по всему китежанам купальщики не мешают. Хуже то, что в другом месте я видел на воде бензиновую плёнку у берега, будто кто-то прокатился по Светлояру на моторной лодке. И всё же что-то особенное в Светлояре есть

25.


Вокруг озера издавна было принято делать обходы с молитвой, для чего ещё в 19 веке был впервые проложен дощатый настил по болотистым берегам. Больше всего это напоминает католические кальварии, но только тут нет "сюжета" Христовых страстей, а направление - просто по часовой стрелке. Однако точно так же по дороге стоят поклонные кресты, у которых или таблички с текстами молитв, или фонари для свечей. По субботам в 12 часов народ со свечам водит вокруг озера батюшка; канонически считается обойти его трижды, а некоторые, говорят, проводят обход на коленях. Начало кольцевой дороги - как раз у выхода из аллеи:

26.


Говорят, чистый сердцем человек может разглядеть в озёрной воде очертания церквей и домов, услышать из воды колокольный звон или церковное пение. Есть в России такой потайной субъект федерации, не входящий ни в один федеральный округ - Республика Беловодье, административный центр - Китеж, а всего с десяток городов (Малый Китеж, Молога, может кто-нибудь ещё сумеет вспомнить?), но вот переписям население не поддаётся, ибо слишком редко у государевых людей бывает чистым сердце.

27.


Над озером - современная уже Казанская церковь, от которой ведёт тропинка (около трёх километров) к источнику Кибелёк и могилами Трёх старцев - кто они были, точно не известно, но по местной легенде это были три воина, задержавшие всё Батыево войско (которому указал тропу на Китеж предатель Гришка Кутерьма) до момента сокрытия Китежа. Мы туда идти уже поленились.

28.


Рядом с храмом - целых два священных камня. Слева - Следовик, такие камни с отпечаток стопы Богородицы (а иногда и других святых) не такая уж редкость - я, например, один такой видел под Каргополем, а другой - в молдавской Сахарне. Справа же, по преданию, алтарный камень разрушенной Батыем древнерусской церкви; за ним - типичная местная пара креста и фонаря.

29.


Дальше просто несколько кадров с обхода - он весь выстлан узким настилом, причём не по самой кромке воды; кое-где - кресты и фонари для свечей; кое-где - болота и гати; местами дорожка выходит прямо на берег, а в одном месте сближается с автородорогой и светлоярскую тишину нарушает шум произжающих по битому асфальту машин. Представляю, каково здесь ночью крупных церковных праздников, когда в лесной темноте снуют огоньки свечей в чьих-то руках.

30.


31.


32.


33.


И кажется дорога бесконечной, но заканчивается очень быстро. А вон группу школьников привезли:

34.


Читал в нескольких местах, что маститые учёные проверять легенду о Китеже не очень-то спешили, но ещё в 1960-х годах комплексную экспедицию сюда организовала "Литературная газета", под эгидой которой на дне озера нашли пятно ила, слегка отличающегося от прочего на том же дне по своим свойствам, и попадались в нём остатки древесины со следами обработки то ли ножом, то ли топором... Кто знает - может быть, тут правда был какой-нибудь русский форпост, типа сибирский острогов, в год Монгольского нашествия по закону парных вероятностей провалившийся в карстовую воронку? А может... ведь Китеж должен был уйти с глаз долой, не оставив никаких рациональных доказательств своего существования.

35.


Так и сидел я на берегу да вглядывался в воду. Знаете, почему нечистый сердцем человек не найдёт пути ни к Китежу, ни к Беловодью? А потому что жить там он попросту не сможет, ведь невыносимо ощущать себя единственным тёмным пятном среди светлых людей и не иметь во внешнем мире ни малейших оправданий. Но мечта о Беловодье  - это, мне кажется, сама суть русского человека, та самая национальная идея, только называть Беловодье можно по-разному - хоть Китежем, хоть Коммунизмом, хоть Цивилизованными странами...

36.


Перед тем, как приступить к следующей большой серии - о Хельсинки и итогах путешествий по странам Западного пояса - всё же напишу ещё несколько постов о прошлогоднем летнем Крыме.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014. Часть 2: поиски Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Нижегородчина - Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Чкаловск. Город советской легенды.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. По городу.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в Заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.

Нижегородская область, древнерусское, дорожное, Поволжье, "Раскол", этнография, деревянное, староверы, русские (этнография)

Previous post Next post
Up