Чишмы, Агзиратово кладбище. Там, где Тамерлан преклонял колени.

Jul 14, 2008 14:37




Чишмы - крупный (24 тысячи жителей) ПГТ в 40 километрах от Уфы. Туда ходят электрички и маршрутки от улицы Ленина, в пути 40 минут. С виду ничем не приметный поселок, Чишмы известны уникальным памятником: мавзолеем Хусейнбека, что построил в конце 14 века Тамерлан на Агзиратовом кладбище.

В самих Чишмах смотреть откровенно нечего. Довольно-таки типовая станция с двумя водонапорками - пожалуй, все.



Хотя нельзя не заметить характерную для Башкирии опрятность и ухоженность типовых зданий - которых в Чишмах немного: преобладает тут частный сектор.



Если вы едете из Уфы на маршрутке, попросите остановить на нефтебазе - это примерно 300 метров не доезжая железнодорожной станции. Переходите через пути (только осторожно - товарняки тут носятся как поезда в московском метро), обойдите нефтебазу, а дальше - прямиком через поле. Идти около километра, любуясь пейзажами Речной Башкирии.



Наконец, вы достигнете кладбищенской ограды, за которой множество необычайно плото стоящих могил уже нашей эпохи, за которыми просматривается заросший травой купол средневекового мавзолея.





Это кэшэнэ (так башкиры называют мавзолеи) Хусейнбека - одна из главных мусульманских святынь России.
Где-то в начале 14 века в Башкирию из Средней Азии пришёл Хусейн-бек, сын Азмир-бека, ученик самого Ахмета Ясави, чей мавзолей в городе Туркестан (Ясы) ныне главная святыне Казахстана. Пришел не просто так, а по приглашению - башкирский хан Барыч решил обратить свой народ, тогда еще исповедовавший тенгрианство, в ислам, для чего ему нужен был проповедник. Хусейн-бек проповедовал в Башкирии несколько десятилетий, и умер здесь же в 1341 году 80-летним старцем. Его могила сразу стала главной святыней Башкирии, а спустя несколько десятилетий через эти земли проходит Тамерлан. Башкиры, издавна враждовавшие с Золотой Ордой, встречали завоевателя как почётного гостя. "Железный хромец" решил поклониться и могиле святого, после чего повелел выстроить над ней мавзолей.





Кэшэнэ по-прежнему чтим. Осматривая его и его окрестности, я видел, как то и дело сюда приходили люди, вставали у окон, читали какие-то молитвы и уходили. Входы в кэшэнэ закрыты решетками, а внутри - надгробие самого Хусейнбека.



А рядом с мавзолеем из травы выглядывают еще несколько старых, источенных водой и ветром надгробий:



Их покрывает не арабская вязь, а то ли монгольские письмена, то ли башкирские тамги (родовые знаки), то ли тюркские руны. Часть надгробий явно моложе:



Часть - явно значительно старше:



Сколько этим камням веков? И кто под ними покоится?





Считается, что на Агзиратовом кладбище похоронены умершие в походе соратники Тамерлана. А может быть - знать средневековой Башкирии.



На некоторых надгробиях не разобрать ни одной надписи:



Некоторые уже почти целиком ушли в землю:



На самом кладбище большинство захоронений - второй половины ХХ века, и все-таки и там можно найти каменную стелу 18-19 веков:



А на некоторых могилах растет вот это вот странное растение, называемое "петров крест":



Великая Степь, Башкирия, "Воля вольная", Золотая Орда, дорожное, Урал, Чишмы

Previous post Next post
Up