Leave a comment

ext_1665371 March 21 2013, 16:51:23 UTC
В одной из калининградских газет десятилетней давности была опубликована информация, что в Кенигсберге троллейбусы всё-таки ходили - трофейные, киевские (в 1943-1944 годах). Не знаю, правда это или нет.
Ну, а "Рагнит - пригород Тильзита", это всё-таки слишком. Правильнее, было бы сказать "город-спутник". Хотя Гурьевск и Светлый так никто не называет, хотя они расположены ближе к Калининграду, чем Неман к Советску. Поэтому пригородами чаще называют Исаково и Васильково.

Reply

kneiphof March 21 2013, 17:05:50 UTC
У меня есть книга на немецкорм, Hendrik Karl Nielsen. Kaliningrad (Königsberg Pr.). Stadtverkehr, Stadtbild und Strassenbahn. Там написано про трофейные киевские троллейбусы, использовавшиеся в Кёнигсберге. Так что наверное не легенда.

Reply

ext_1665371 March 21 2013, 17:15:38 UTC
Значит, правда

Reply

prussak March 21 2013, 19:45:10 UTC
интересно, что троллейбусное движение в кёнигсберге вообще началось в 1943 году - не самое характерное время для инвестиций подобного рода

Reply

dima1989 March 21 2013, 21:05:23 UTC
Там бывшие киевские машины работали. После войны в Киев передали 7 "Мерседесов" и МАНов из Инстербурга.

Reply

prussak March 22 2013, 01:07:16 UTC
МАНов в Инстербурге не было, были "Мерседесы" (первые линии) и "Бюссинг-НАГ-АЭГ" (последняя).
Также и про передачу именно инстербургских машин в Киев мне не встречалось читать.

Reply

dima1989 March 22 2013, 10:24:15 UTC
Спасибо! Информация об инстербургских машинах в Киеве - чуть ли не от Ааре Оландера, но у него много непроверенной инфы. Да и марки не совпадают.

Reply

varandej March 22 2013, 10:29:14 UTC
Спасибо, про троллейбус в Кёнигсберге я не знал, внёс в пост.
Википедия пишет, что это было сделано в целях экономии бензина для нужд фронта, а решение принял лично Кох.

Reply

prussak March 22 2013, 10:34:02 UTC
да, но пришлось тратить медь на провода, а её как раз в те же годы повсюду собирали на нужды фронта же
впрочем, это прекрасно вписывается в самовластие гауляйтеров. так, в тюрингии тамошний владетель продолжал строительство своего форума едва ли не до вступления в город союзных войск, хотя по рейху такие работы были воспрещены ещё в 42 году.

Reply

nkps March 22 2013, 20:04:23 UTC
пришлось тратить медь на провода
Это точно? Ведь можно обойтись и сталеалюминиевыми.

Reply

prussak March 22 2013, 20:08:22 UTC
алюминий был бы ещё более редок и дорог
сталь? возможно, но нигде о применении её в кёнигсберге под троллейбусные провода не читал
медные провода - стандартное технологическое решение

Reply

nkps March 22 2013, 20:09:32 UTC
Алюминий был дороже меди до изобретения электролиза. Чисто стальных контактных проводов не бывает, только биметалл.

Reply

prussak March 22 2013, 20:19:05 UTC
напоминаю, мы ведём речь о 1943 годе.
во всём рейхе запрещены невоенные работы, что строительные, что инфраструктурные. снимают памятники на металл. останавливают предприятия.
рассуждения о том, что было дешевле или дороже в мирное время тут как-то не к месту: металлы рационировались все. получить двутавр, простой прокат - уже счастье на грани военного суда, а тут такое.
досужими рассуждениями тут не поможешь, а литература молчит.
может, взяли что-то из резерва трамвайного управления. может, сняли какую-либо сеть на предприятии. может, придумали ещё какой-то эрзац. а может, инстербургский провод сюда пошёл?
там-то он точно был медным.
источники молчат.

Reply

nkps March 23 2013, 05:18:24 UTC
источники молчат
ясно
запрещены невоенные работы, что строительные, что инфраструктурные
НЯП у Вас слишком узкое понимание "военных работ". Разве обеспечение стабильного функционирования промышленности не входит в круг задач военного времени?

Reply

prussak March 23 2013, 05:32:20 UTC
в городе уже был трамвай, и разветвлённый. про промышленность в кёнигсберге говорить можно лишь относительно. тем более, оборонную. верфи - но к ним был рельсовый подъезд, вагонный завод - тоже.
а тут вдруг решают создавать с нуля совершенно новый вид транспорта, со всей обслугой - да, считаю это странным

Reply

nkps March 23 2013, 05:38:30 UTC
создавать с нуля совершенно новый вид транспорта, со всей обслугой
Если есть трамвай, то создавать троллейбус намного проще.

Reply


Leave a comment

Up