Инта. Город-сон.

Apr 21, 2011 23:55



Итак, после долгого перерыва продолжаем путешествие по Республике Коми. Перед отъездом на юг я успел выложить рассказ о железной дороге в Северной Коми, теперь же покажу два её основных города - Инту и Воркуту.

Забытая богом Инта, затерявшаяся в тайге чуть-чуть не доезжая Полярного круга, стала для меня самым настоящим открытием. Я знал о ней только то, что это умирающий город при угольных шахтах, основанный в 1942 году как центр Инталага, а спустя десять лет получивший городской статус. Здешним углём снабжались в войну Ленинград и Москва, но ныне из 6 шахт действует лишь одна, а население сократилось вдвое - с 60 до 30 тысяч человек. В общем, думаю, любой на моём месте представил бы мрачную дыру с заброшенными домами и спившимися людьми...
И тем поразительнее оказалось то, что Инта - очень красивый, необычный и даже уютный город, где смешались деревянный модерн, конструктивизм, сталинский стиль, неоготика и оригинальная позднесоветская архитектура - впечатляющий коктейль для города, которому чуть больше полувека. Да еще и на Крайнем Севере.

Так как информации о красотах Инты в интернете исчезающе мало, пост будет очень большой, за что заранее извиняюсь.

Как уже говорилось в прошлой части, вокзал находится довольно далеко (то ли 9, то ли 17 километров) от города - в посёлке Верхняя Инта. Поезд встречают таксисты, и где-то раз в полтора часа ходит ПАЗик. Путь до центра - около получаса, сначала через чахлый лесок, а затем по заброшенной промзоне. На километры тянутся какие-то трубопроводы, ржавые конструкции, заброшенные здания и целые шахты, которые здесь (в отличие от Воркуты) даже не ликвидируют. Вот эта шахта со звездой на копре - один из символов Инты, встречает на въезде в живую часть города.



А парадный въезд в Инту выглядит так:



Пожарное депо в крайне характерном для Инты стиле, балансирующем на грани сталианса, хрущовского минимализма и модерна:



Улица выходит на главную площадь, к здоровенной каменной арке с прилепившимися к краям бревенчатыми домами:



Здания напротив - слева (если стоять к арке спиной):



И справа:



Перед вторым домом - памятник Кирову, а фронтон увенчан вот такой штукой - явный отсыл к конькам северных изб:



В сущности, вся Инта - это одна главная улица, кажется Кирова, на которую нанизана почти вся жилая часть города. Есть и несколько параллельных улиц, и пара десятков перпенидкулярных - но в общем город имеет чёткую ось. Где-то четверть его застройки сосредоточены левее (если стоять к арке спиной) площади, три четверти - правее. Я же с начала и вовсе пошёл за арку:



Отсюда хорошо видна главная достопримечательность Инты, её доминанта - Башня. Водонапорка, об истории которой я расскажу позже. На переднем плане - опять же характернейший для Инты дом: большинство позднесоветских зданий построены из жёлтого кирпича с краснокирпичными узорами.



Как например вот этот дворец спорта за аркой:



Кадр снят с параллельной Кирова Полярной улицы. Её перспектива с Башней на западе (правее кадра выше) показана на вводном кадре, в другую же сторону вид вот такой, а в перспективе две трубы местной ТЭЦ:



За берёзами - впечатляющий сталинский ансамбль. Здания поражают своей обшарпанностью - на Крайнем Севере штукатурка слезает очень быстро, а поновлять её удаётся далеко не всегда. В 6 утра на улицах было пугающе безлюдно, и в этой части Инта производила именно то впечатление, которого я ожидал - умирающего шахтёрского города.



Здесь было легко почувствовать себя сталкером - хотя почти все окрестные дома обитаемы:



Интинский дворик. Обратите внимание на глухие "рёбра" многоэтажки - подозреваю, они прикрывают подъезды от ветров:



Чуть дальше - мостик, плотина и коптящая угольной сажей ТЭЦ. В облике последней явные черты конструтивизма - если бы я не знал, что Инта основана после войны, подумал бы - 1920-е годы:



Вид вдоль речки Инта. За рекой начинаются пустыри, мёртвые промзоны и вообще малонаселенная местность:



Отсюда я пошёл обратно к улице Кирова, к огромному городскому ДК с краснокирпичным силуэтом шахты на задней стене:



Фасад на улице Кирова и отражающееся в стекле мутное Солнце:



А вокруг.... Такого я здесь увидеть никак не ожидал!



Восточная часть улицы Кирова застроена самым натуральным деревянным модерном! Опять же, если бы я не знал истории Инты, я бы ломал голову над возрастом этих зданий - непохожи ни на советские, ни на дореволюционные.





Как я уже отмечал в прошлых постах, Республика Коми очень богата нетривиальным советским деревянным зодчеством, это едва ли не самая яркая "фишка" её архитектуры. Но ансамбль Инты - настоящий апофеоз.



А в сущности обыкновенные сталинские бараки - просто украшенные в северном духе. Обычный дворик в Старой Инте:



Есть тут и миниатюрные сталинки - например, местная ГИБДД. Учитывая, что с Большой земли сюда не ведёт не только автодорога, но и даже зимник - работы у них явно немного.



А здесь над входом  надпись "Христос - Путь, Истина и Жизнь". Какие-нибудь баптисты или адвентисты седьмого дня. Церковь в Инте тоже есть, но за пределами основной части города, и я к ней уже не дошёл. Но как символично - построить храм там, куда дойдёт не всякий!



Здесь улица как-то очень резко обрывается, открывая вид на коптящую ТЭЦ:



И далёкую промзону с колоссальными копрами угольных шахт:



Надо заметить, что хотя Инта встретила меня пугающим безлюдием, в 7 утра как по команде народ появился на улицах, и город-призрак сделался на удивление оживленным и даже шумным. Перейти улицу Кирова в некоторых местах было непросто - приходилось ждать аж по полминуты-минуте! Люди были одеты в основном если не хорошо, то прилично, откровенные пьяницы и деклассированные элементы попадались - но не доминировали. Скажем так: во многих городках Средней России контингент гораздо хуже.

Я же вернулся на площадь и пошёл по главной улице на запад:





Сталинка на параллельной улице - близко к ней подойти я так и не удосужился:



Хотя "классический" сталианс в Инте тоже очень достоин, и основная его часть концентрируется как раз в этом районе:





Вот только обшарпанность столь феерична, что скорее удивляет, чем удручает:





Есть здесь и свой "мост влюбленных" - подвесной и насквозь ржавый, но с замками на перилах. С моста хороший вид:



В этой части города, меж двух площадей, доминирует Башня - всего-навсего водонапорка, построенная в 1953-54 годах:



В это время в Инталаге среди прочих отбывал наказание шпион (реальный или мнимый - судить не берусь) Артур Густав Тамвелиус, швед по национальности. К началу 1950-х он занимал должность лагерного архитектора-художника, и когда ему в руки попали чертежи водонапорки для нообразованного города, он буквально за три дня переделал первоначальный проект. Если бы не Тамвелиус, город вполне мог бы выглядеть так, но проект башни каким-то чудом оказался принят, а затем Тамвелиус построил ещё несколько зданий, создав неповторимый стиль Инты:



Не знаю, Тамвелиусу ли принадлежит "деревянный модерн", но вот Новый город безусловно навеян его Башней. Граница Старой и Новой Инты - вот эта огромная площадь. Вид назад:



И вперёд - улица Кирова превращается в арбат, или, как здесь говорят, бродвей:



За бродвеем - еще одна площадь:



Где среди снегов стоит Ленин и небольшой Дом Советов:



И в целом Новый город занимает больше половины Инты, а живёт тут наверное процентов восемьдесят её населения. Его облик столь же прост, сколь и узнаваем - золотистый кирпич и узоры из красного кирпича. Но таким простейшим методом можно получить удивительное разнообразием форм!









Где-то здесь затерялся и местный Центр национальных культур:



В общем, удивительно самобытный и цельный в архитектурном отношении городок, где при этом ни на секунду нельзя забыть о том, что ты на Крайнем Севере. Если бы не экономический упадок и заброшенные промзоны, Инта была бы по-настоящему уютной - соразмерная человеку, со старой и новой частями, с удивительно тёплым обликом зданий, в основном (кроме сталинок) не нуждающихся в покраске - и это в городе, почти целиком застроенном в позднесоветское время.
Но всё же это Крайний Север - улицы на окраине обрываются прямо в тундру:



Ещё удивительнее то, что к середине дня, когда распогодилось и стало людно, Инта совершенно не выглядела умирающей. То есть, объективно здесь без всякой иронии всё плохо и будет только хуже, и никакой надежды - но взгляду гостя, приехавшего на несколько часов, это почти не заметно. К тому же, сейчас в Инту пришли газовики, строящие трубу на Ямал, и таким образом в городе возникло довольно много рабочих мест. Многие бывшие шахтёры с обанкротившихся шахт, кто не спился и не уехал, пошли на стройку механиками и разнорабочими, и как мне кажется, для старых работяг, чьи жизни сломала Третья Смута, это важно не только с материальной, но и с моральной точки зрения.



Вот такой вот необычный город. Впрочем, интинские впечатления поблекли, когда я увидел Воркуту. О ней и пойдёт речь в следующих частях.

КОМИ-2011
" Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма. Столица.
Ижма. Мохча, Бакур, Сизябск. Дорога к чуму.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Колорит.
Воркута. Архитектура.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.

невольничье, дорожное, "К студёным морям", Крайний Север, Урал, Югория, зона трагедии, Республика Коми, деревянное, шахтёрское

Previous post Next post
Up