Минск. Часть 4: окраины и музей валунов

Jan 13, 2011 15:40



Минск - из тех немногих на постсоветском пространстве городов, где интересны окраины. Не конкретные достопримечательности, а именно пейзаж окраин как он есть. Если угодно - городская среда. На самом деле мы в крупных городах России и Украины просто не замечаем, насколько сильно городской пейзаж изменился за два постсоветских десятилетия. Спальные районы Минска - это настоящий "город-музей" позднесоветского градостроительства.

В этот пост не войдёт (в прямом смысле - не поместится) рассказ о Национальной библиотеке, зато я покажу Музей Валунов - одно из самых впечатляющих и малоизвестных мест белорусской столицы. Почти все фотографии - 2008 года.

В феврале-2008 я жил в Минске на верхнем этаже одной из многоэтажек на Партизанском проспекте. Виды из окна показались мне очень впечатляющими:



Вглядитесь в эту панораму: о том, какая на дворе эпоха, не напоминает кажется вообще ничего. Такой была панорама юго-запада Москвы из моего раннего детства, вплоть до высоковольток и труб ТЭЦ в качестве безраздельной доминанты. Вообще, эта панорама выглядит гармоничной. Чуть-чуть правее открывается вот такой вид:



Это Партизанский проспект, "младший брат" проспекта Независимости. Если тот переходит в дорогу на Москву, то этот - на Могилёв. Всё то же самое, поразительно советское ощущение. Добавьте к этому еще и то, что мой минский знакомый - настоящий советский диссидент, уехавший в Америку и вернувшийся сюда. И соответственно, глядя на этот пейзаж, мы вели еще и правильные "кухонные разговоры".



Обратите внимание на ширину Партизанского проспекта. Все 4 основные магистрали Минска (по часовой стрелке проспекты Независимости, Партизанский, Дзержинского и Победителей) очень широкие по московским меркам. К тому же, Минск окружает свой МКАД и имеется некое подобие "третьего кольца". Всё это еще советская планировка, но благодаря ей в Минске почти нет пробок, а воздух для мегаполиса (1,8 миллионов человек) очень чистый.
Вообще, дороги - единственное, что вызвало у меня в Белоруссии сожаление "Ну почему же у нас не так?!". Въезд в город со стороны Бреста больше напоминает не СССР, а США:


Большая часть Минска выглядит примерно так:



Серые советские дома в хорошем состоянии. Внизу - удивительно пусто: ни ларьков, ни гаражей-"ракушек", просто ни-че-го. Стерильный пейзаж. И при этом большие расстояния между домами, отсутствие "точечной застройки". Это другая крайность: обилие пустых пространств, по которым гуляет ветер, постепенно начинает давить.

А вообще, мне в Белоруссии еще в самый приезд очень запомнилась позднесоветская архитектура. Белорусским архитекторам соцмодернизм оказался явно ближе, чем российским - может быть, потому что исторически белорусская архитектура была ровной и сдержанной, даже "виленское барокко" достигает вычурности только пластикой, но не деталями. Вот например обычные жилые многоэтажки на Проспекте около Библиотеки:



Дома-"кукурузины" почти в центре города (кстати, заметьте - стоит добавить в пейзаж рекламу и цветастых новостроек на заднем плане, и ведь становится похоже на Москву!):



(2010)

Универмаг "Беларусь" с фотопанно на фасаде (оно еще и меняется каждый год, такое было в 2008):



Еще одна минская особенность - это Офигенно Длинные Дома. На глаз - метров 500-700, не меньше. Таких по всему Минску я видел штуки три-четыре, один из них почти примыкает к Троицкому предместью:



Новостроек в Минске я видел по сравнению с Москвой, Питером и Киевом очень мало - впрочем, знающие люди говорят, что я был просто не в тех районах. В Минске не ведётся "точечная застройка", поэтому почти всё новое - на дальних окраинах. Я из таковых видел только Уручье на северо-востоке:



В Минске так и не укоренился ориентализм, определяющий облик современных Москвы, Киева, Самары, Казани и других городов. Стиль подавляющего большинства новостроек - или вот такое продолжение советской архитектуры, как на кадре выше, или строгий серо-синий хай-тек:



Но с хай-теком начали экспериментировать еще в СССР (один "дом-книжка" СЭВ в Москве чего стоит!), то есть не будет преувеличением сказать, что новая архитектура Минска - прямое продолжение советской. Как будто бы Батька или еще кто целенаправленно не хочет нарушать советский ансамбль. В общем, еще лет 50 - и Минск можно будет включать в ВКН ЮНЕСКО в пределах МКАД.



Вопреки расхожему мнению, Минск оказался совсем не индустриальным гигантом - кроме двух ТЭЦ на противоположных концах города серьёзного индастриала издалека не видно. Скажем так: в пейзажах Москвы и тем более Петербурга промышленность гораздо заметнее. Но при этом Минск остаётся крупнейшим промышленным центром Белоруссии, а может быть и крупнейшим центром машиностроения во всём бывшем СССР (после падения машиностроительных гигантов России, Украины и Латвии). Основная промзона сосредоточена, как и в Москве, на юго-востоке, вдоль Партизанского проспекта. Там находятся соцгорода двух легендарных заводов: Тракторного завода (а минский трактор - такой же символ Беларуси, как зубр или партизаны) и Минского автозавода (ведь МАЗовские грузовики на дорогах Евроссии встречаются в разы чаще "Камазов").
Когда-нибудь и я доберусь и туда, но вообще эту тему прекрасно раскрыл periskop.



Немного о транспорте. Нерельсовый в Минске в общем не отличается от транспорта в других городах Белоруссии. Разве что если в провинции автобусный парк 50/50 представлен как новыми автобусами "МАЗ", так и несусветными драндулетами типа старых "Икарусов", в Минске он обновлён почти полностью. Хороших кадров с автобусами в Минске у меня не нашлось, поэтому дам фотографию из Гродно:



(2010)

В Минске находятся целых два завода, выпускающим общественный транспорт - уже упомянутый МАЗ, наладивший производство автобусов в постсоветское время, и "Белкоммунмаш", специализирующийся на трамваях и троллейбусах. На фотографиях можно увидеть всякую совсем футуристическую технику, но "на глаз" трамвайный парк представлен где-то на 70-80% вот таким машинами (выпускаются с 2001 года), и на 20-30% советской техникой.



Есть (с 1984 года) в Минске и метро, состоящее из двух линий, которые пересекаются под Октябрьской площадью - станции "Купаловская" и "Октябрьская" ("Кастрычницкая") соответственно. В метро я фотографировал очень мало, так как это запрещено, а следят бдительно. Более того, в 2008 я еще и не умел фотографировать так, как сейчас, и поэтому кадры вышли смазанными.



В общем-то, в минском метрополитене довольно приятная архитектура, проход на станции по жетонам, но никаких ярких особенностей нет. То же самое питерское метро (хотя с московским не спутать). Единственная, пожалуй, особенность - что из 25 станций 10 были построены в постсоветское время. То есть, почти половина метрополитена!



Когда-нибудь я отсниму минское метро подробнее и сделаю о нём отдельный репортаж. Проблема еще и в том, что загружено оно не меньше московского, особенно центральные станции, то есть сделать адекватный кадр незаметно очень трудно. Что касается бытовых наблюдений, то и здесь ничего особенного не заметил: культура поведения посредине между Москвой (где она ужасна) и Питером (где она прекрасна), люди одеты хорошо и даже слишком ярко (в Москве одеваются как-то проще и практичнее), а рекламы в вагонах вопреки ожиданиям оказалось довольно много (больше, чем в Питере). Более подробно читайте у periskop.

А на последнем кадре станция "Уручье", конечная на северо-востоке Минска. Отсюда еще несколько остановок троллейбусом №62 до Музея Валунов на самой окраине города:



В белорусской культуре валуны всегда играли особую роль: полоцкие "Борисовы камни", растущий из земли "Туровский крест" и многое другое - видимо, сказывалось влияние языческой до позднего средневековья Литвы. В 1975-85 годах камни начали собирать на окраине Минска, устроив там своего рода "сад камней:



В теории это парк-музей, причём бесплатный и круглосуточный - ни забора, ни охраны. Вроде как он даже делится на 4 сектора: "Карта Беларуси", "Петрографическая коллекция" (откуда вообще берутся камни), "Формы ледниковых валунов" (а ледниковые периоды по Беларуси прокатились так же, как войны последних веков), "Камни в жизни человека" (то есть лапидарий). Но своими глазами ничего это я не заметил:



Но прогулка в сумерках среди камней стала для меня одним из самых сильных впечатлений от Минска-2008.



Безлюдье, тишина и камни. Здесь начинает казаться, что они живые, и даже будто бы слышишь их шёпот.



Особое место здесь занимает Дед - в прошлом священный камень с Минского капища (правда, не уверен, что "узнал" его):



Дело в том, что Минск был последним бастионом славянского язычества. Не "родноверия", а непрерывной традиции. Вплоть до 1927 года в глухом лесу за городом (ныне, впрочем, даже не на окраине) находилось действующее капище. Фотографий и рисунков его не сохранилось, но по описанием капище включало три элемента: камень "Дед", дуб "Волот" и священный огонь, который постоянно поддерживал хранитель. Рядом был помост, установленный на сваях над водой Свислочи.



Каким богам молились в 19 веке минчане, сказать сложно. Вряд ли Перуну и Велесу. Многие были двоеверами: регулярно ходили в церковь, а к языческим богам обращались, если случится беда, после чего вновь шли в церковь каяться. Всё то время, что капище было известно русской администрации, им управлял жрец Севастей, умерший в 1905 году в возрасте более 100 лет - его описывают как рослого, толстого и сильного старика с огромной бородой.



На капище совершалось множество ритуалов. Тут и животных приносили в жертву (потроха, кости и шкуры сжигали в жертвенном костре), и вешали на 33 дня жертвенные рушники на Волота (например, так девки пытались парня приворожить). Жрец варил разные снадобья и продавал их, причём недёшево. Бесплодные садились на камень - в общем, многое напоминает современные суеверия, а многое - Веру Предков в нынешнем Марий Эл.



Церковники и власти несколько раз пытались ликвидировать капище. Пару раз Севастею удавалось откупиться, пару раз гасили священный огонь. В 1880-м году срубили Волот и поставили на его месте крест... после чего местные жители продолжили делать то же самое, что и раньше, вешая рушники уже не на ветвях, а на кресте. Пытались и приставить к капищу священников, чтобы они служили вместо Севастея - но никакого очевидного эффекта это не дало. Слишком уж привлекательна эта идея: договориться с богом. В 1905 году Севастей умер, и его место занял сын-тёзка. Окончательно капище ликвидировали советские власти в 1927 году, Севастей-младший был репрессирован. А Дед так и стоял до 1980 года во дворе дома на улице Лодночной, 2, пока не "вышел на пенсию" в этом музее.



Из четырех "отедлов" музея я идентифицировал только один - "Камни в жизни человека". Жернова:



И крест 15 века, который я своими руками очистил от снега:



Время собирать камни...



В следующей части осмотрим Национальную библиотеку - новый символ Минска, самую необычную и спорную новостройку бывшего СССР.



МИНСК
От вокзала до проспекта.
Проспект.
Немига и Верхний город.
Окраины и музей валунов.
Национальная библиотека.
Строчица. Музей народной архитектуры.
Заславль. Древнерусский пригород.
.

скансен, дорожное, белорусы, ВКЛ, "Другая сторона", Минск, метрополитены, транспорт, трамваи, этнография, Белоруссия

Previous post Next post
Up