Каменец-Подольский. Часть 4: Старый город (север)

Nov 02, 2010 17:46



Итак, осмотрев крепость и каньон, поднимемся в Старый город. В Каменце он не слишком целостный, но исключительно колоритный и атмосферный. В один пост рассказ о Старом городе не поместился, поэтому разобью его на две части - по линии главной улицы, что соединяет Турецкий и Новоплавноский мосты, прошивая Старый город насквозь. В первой части осмотрим сама улицу и все, что к северу от нее.

Как выглядит Новоплавноский мост (1876) снизу, я уже показывал в прошлой части. А вот так он выглядит сверху - главный вход в Старый город из основной части Каменца:



Мост приводит прямиком на Троицкую площадь (или Троицкий майдан, кому что нравится), классицистические дома которой хорошо видны прямо по курсу.  А над площадью нависает Троицкая церковь (1582) - православный оборонный храм типичной для Подолии трехконховой планировки (то есть с алтарной частью в виде трилистника). За 400 лет своей истории она пережила множество метаморфоз: в 1722 году перестроена в униатскую, в 1862 - опять в православную, в 1930-е - снесена, а в 1990-е воссоздана.



На противоположной стороне площади - раскопки с явно не современной кладкой. Не фундамент аутентичной церкви ли это?



Хотя на сосединх улочках много интересного, пока сворачивать не будем. Троицкая площадь распадается на Троицкую и Татарскую улицы, соединяющиеся через квартал в Старобульварную. Здесь располагается Польский рынок:



Три вертикали - костел Доминиканцев (начало 16 века), Польский магистрат (14 век, облик 18 века), Армянский колодец (1638). Определение Польский для местного Рынка не случайно - если во Львове или даже Кракове одна Рыночная площадь, то в Каменце их целых три: Польский, Армянский и Русский. Более того, в городе и три магистрата, причем их расположение не совпадает с расположением Рынков.
Польский рынок ныне - улица, параллельная Старобульварной, но по сути это квадратный сквер в квартале между улицами:



Польская ратуша, имеющая в своей основе дом 14 века, считается старейшей на Украине, и примерно соответствует по возрасту ратушам Германии. Впрочем, перестраивалась она много раз, приобретя черты ренессанса, барокко и классицизма. Ныне ратушу занимает краеведческий музей.



А вот история Армянского колодца интереснее, чем кажется. На самом деле это памятник коррупции: в 1615 году умер видный армянский купец Нарзес, завещавший свое состояние на строительство водопровода. Увы, пилить бюджеты умеют не только в России 21 века, и ничего построено не было. Сей факт очень возмутил то ли честных мещан, то ли армянскую общину, скандал к 1638 году каким-то образом дошел до Варшавы, и бургомистр был вынужден сообщить проворовавшимся министрам пренеприятнейшее известие: "К нам едет ревизор!".
В общем, к приезду комиссии прямо на Польском рынке был сооружен колодец, куда воду к визиту ревизора пришлось чуть ли не закачивать специально. Ревизор остался доволен, а то, что колодец "сломался" сразу после его отъезда, объяснили мещанам проверенным способом: "Раз в колодце нет воды - значит, выпили ЖИДЫ!". А нынешний барочный павильон построен в 1760 году.

Напротив ратуши - длинные и явно губернские здания:



За которыми виден фасад францисканского костела Девы Марии (1617-72), к которому мы еще подойдем:



А еще на площади есть вот такие очаровательные "каменицы":



Я их принял за облагороженные гаражи - и почти не ошибся: это облагороженные сувенирные лавки. По-моему, очень удачная идея:



Чуть ниже - барочный костел Тринитариев (1750-65), за которым улица становится Замковой и круто идет под уклон - дальше см. вторую часть.



Однако не могу не отметить, что в этом есть что-то метафизическая: Троицкая церковь на восточном въезде и костел тринитариев (то есть ордена Троицы) на западном. Напротив костела - вот такой памятник Великой Отечественной, при всей современности облика поставленный еще в 1950-е годы. С серпом и молотом, которых не найти западнее Збруча:



Теперь подойдем ближе к краю каньона - ведь западный "фасад" Старого города образует цепочка монастырей и соборов:



Сначала - монастырь доминиканок (1750), полуразрушенные кельи которого хорошо видны из крепости:



Запущенный дворик монастыря поражает нереальностью своего облика. Я опять почувствовал себя героем компьютерной игры:



Расположенный дальше Францисканский монастырь, фасад которого мы уже видели с площади, интересен при взгляде со двора, сбоку - ведь настоящая готика! Хотя и поздновато - все же начало 17 века. Задняя часть пристроена в 1750-е годы:



Ну а чуть дальше - Кафедральный Петропавловский собор, знаменитый "костел-с-минаретом":



Сам костел возведен в 1502-17 годах и является образцом ренессанса. Минарет к нему приладили турки в период своего господства (1672-99), превратив храм в мечеть. После освобождения города минарет ломать не стали, а в 1762 году даже водрузили на него Богоматерь, превратив в триумфальную колонну. Богоматерь закреплена там по принципу "неваляшки".
Но вот утверждение, что Каменецкий минарет уникален - всё-таки неверно, его аналоги есть и в других католических провинциях Османской империи, прежде всего Венгрии (например, в городе Эгер).
Впрочем, до минарета еще далеко - сначала пройдем Триумфальную арку (1781), поставленную в честь визита Станислава Августа, последнего короля Речи Посполитой и одного из фаворитов Екатерины Второй:



По современной легенде, при проходе через арку надо загадать желание. Родилась эта легенда так: в 1994 году город посетил тогда еще премьер-министр Леонид Кучма. Его визит включал и экскурсию, и экскурсовод, видя абсолютное равнодушие, на ходу сочинила эту легенду. Кучма поверил... а через месяц стал президентом. Говорят, перед следующими выборами он приезжал специально пройти через арку.
Двор собора за воротами:



Вообще, как и всякий Кафедральный собор, этот храм примечателен множеством деталей. Скульптуры во дворике, уже упомянутый минарет, неоготическая часовня Непорочного Зачатия:



Надгробия на террасе перед храмом, с которой открываются отличные виды на Старую крепость и на Польские Фольварки:



Вход в храм - через неоготическую часовенку, и первое, что видит входящий - бесподобно красивое надгробие Лауры Пшездецкой:



Многие считают это надгробие красивейший скульптурой на Украине вообще. Раньше оно находилось в волынском имении Пшездецких Черный Остров, а история его создания одновременно красива и ужасна своей обыденностью. Во время самой обыкновенной конной прогулки по окрестностям усадьбы 21-летняя Лаура упала с лошади и сломала позвоночник. Спасти ее врачи не смогли, через несколько месяцев девушка умерла. Всё, что мог сделать безутешный отец Кароль Пшездецкий, о любви которого к дочери слагали легенды - это увековечить ее в камне. Скульптуру создал академик Виктор Бродский в 1874-76 годах, и тонкость работы поражает. Как будто бы Лаура превратилась в камень... В 1935 году усадьба Пшездецких стала колхозом, но надгробие сохранили и перенесли в Каменец, в собор, ставший музеем. И никакая идеология не помешала его уберечь!



Центральный неф собора, алтарная часть:



Кроме того, как и полагается Кафедральному собору, в Петропавловский костел встроено несколько часовен, примыкающих к боковым нефам. Вот здесь в урнах покоятся сердца двух епископов (в том числе Николая Дембовского, при котором минарет стал колонной Богоматери):



Напротив - целая галерея картин некоего современного украинского художника, имя которого не указано ни на одной из них. Но картины по-настоящему цепляют - если не мастерством, то настроением, да еще и в контексте собора:



Хотя в этом же соборе можно убедиться, что и католики далеко не всегда Эльфы, а "вопиюще безвкусный ремонт храма" умеют делать не только в Московском патриархате. Например, розово-зеленые стены часовни Лауры (краешек был виден на фотографии), ставшие такими совсем недавно, вызывают вопрос - а не экспериментировал ли реставратор с веществами? А уж кто рисовал вот этого некроманта - страшно подумать... Хотя это ведь не Россия, а стало быть ничего безобразного тут не бывает в принципе, да?



Прямо перед Триумфальными воротами идет строительство гостиницы - вроде и не такой уж безобразной, но своей этажностью сильно нарушающей панораму Старого города. А я вот не считаю, что Каменец - УБИТЫЙ ГОРОД. И видимо тем самым оправдываю его уничтожение и призываю городить такие домины по всему центру.



У собора начинается Татарская улица, огибающая полукольцом северную часть Старого города:



Здесь расположен Университет, уникальный историей своего появления - открыт в 1918 году, указом Павло Скоропадского как Государственный Всеукраинский Университет. Первый преподавателем истории был Дмитрий Дорошенко, потомок гетмана Петра Дорошенко, что в 1672 году в союзе с турками взял Каменец. В 1918 году еще были надежды, что Украинская Республика выживет... Однако нет уже ни УНР, ни поглотившего ее Советского Союза, а университет существует и его истфак остается одним из лучших в стране (в отличие от других факультетов).
Во дворе университета - руины Казанского собора:



Изначально это был монастырь кармелитов (1623-72) - последний крупный храм, замыкавший "церковный фасад". В 1866 году собор передали православным, переосвятили в Казанский и надстроили купол. В Подольской губернии собор стал кафедральным - и видимо поэтому был уничтожен в 1932-33 годах. Вообще, метафизика Каменца удивительна: если при турках в городе действовало по одному храму каждой религии (включая мечеть), то при Советах было уничтожено по одному собору разных вер - католический, а позже русский Казанский собор, армянский Никольский собор и украинская Троицкая церковь.



(отсюда)

На этой же улице - Петропавловская церковь (1580), русская уже не в современном, а в польско-литовском смысле (где "русинами" называли украинцев и восточных славян вообще). Как и Троицкий храм, это трехконховая церковь подольского типа.



В секторе между Петропавловской и Троицкой церквями и располагался Русский квартал средневекового Каменца. Его застройка весьма колоритна:







А центром является Русский рынок, самый неприметный из трех:



Вид в обратную сторону - рынок расположен прямо у Баториевой башни:



Это гигантской башней (1565), также известной как Кушнирская и Скорняжная, мы уже любовались из каньона. С внешней стороны башня больше напоминает форт:



Через Баториеву башню мы вернулись в Старый город от Польской брамы (опять же см. прошлую часть). Проход называют также Ветреные ворота - по легенде, здесь у Петра Первого ветром сорвало треуголку. Вообще, легенды про Петра Первого на Украине любят.



Помимо Русской улицы, есть здесь и вот такие уголки, в основном ближе к краю каньона:



kamienczanka отвела меня к старинному потайному колодцу - действительно потайному, так как дорогу к нему сейчас я уже не вспомню. Сверху колодец не виден, снизу подойти случайно - очень маловероятно, а между тем прямо в одном из двориков у каньона есть вот такой грот:



А внутри и сам колодец, которым пользуются и сами каменчане:



И мне подумалось, что ведь наверняка подобные "тайники" есть в очень многих городах, только рассказать заезжему путнику о них некому. Наверное, это и хорошо.

Дальше вернемся на Троицкую площадь. В следующей части осмотрим южную половину Старого города - Армянский рынок, Русский магистрат и многое другое.



ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий.
Меджибож.
Восточная Подолия (Винницкая область).
Буковина (Черновицкая область).

Хмельницкая область, Подолия, Западная Украина, дорожное, "Другая сторона", Каменец-Подольский

Previous post Next post
Up