На стыке Тверской, Псковской (Россия) и Витебской (Белоруссия) областей находится Исчезнувшая область. Исчезнувшая - и в административном (в 1944-57гг. тут была Великолукская область), и в жизненном: эти земли, бывшие на протяжении многих веков ареной войн России и Речи Посполитой, уничтожила Великая Отечественная война, после которой область обезлюдела, лишилась большей части дорог и крупной промышленности.
Однако Исчезнувшая область осталась глухим и заповедным углом всего в одной ночи пути от Москвы. Два месяца назад я уже был в этих краях, проехав по
Московско-Виндавской магистрали через
Великие Луки в
Себеж. Вчера я вернулся туда, чтобы посетить древнюю столицу Исчезнувшей области - Торопец, оказавшийся одним из красивейших малых городов России.
Но сначала расскажу о пути туда из Великих Лук по заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге.
Исчезнувшая область дважды становилась официальной территориальной единиецй: в 1167-1320 годах это было Торопецкое княжество, в 1944-57 - Великолукская область. Таким образом, Великие Луки и Торопец можно считать главными городами этой земли, новой и старой столицами.
О Великих Луках (Псковская область) можно прочесть по ссылке выше - более-менее подробно я осмотрел центр города еще в тот приезд. В этот раз я не покидал железнодорожной станции:
Однако станция, расположенная в 3км от центра города - по-моему, главная достопримечательность Великих Лук, почти стёртых с лица земли войной (Великие Луки тогда прозвали Малый Сталинград).
Во-первых, она огромна:
Во-вторых, почти полностью изолирована от внешнего мира:
Причём с "задней" стороны раскинулся гигантский и совершенно заброшенный локомотиворемонтный завод:
(апрель-2010)
Вокзал сталинской постройки стоит между двумя сторонами - Октябрьской (справа, если ехать от Москвы) и Балтийской (слева, у подножья ЛВЗ). Привокзальная площадь совершенно редуцирована, а из транспорта на ней только такси (автобусная остановка за путепроводом), зато на сотни метров тянутся пристанционные постройки.
В основном Великие Луки - грузовая станция. Пассажирское движение небольшое - пара дальних поездов и несколько дизелей, хотя встречаются и весьма интересные агрегаты. Например, РА1 (то есть рельсовый автобус):
И РА2, который вопреки названию представляет собой дизель-поезд:
Однако самое удивительное - обе железные дороги, пересекающиеся тут - это настоящие "действующие музеи".
Московско-Виндавская манистраль (Москва-Себеж-Рига) примечательна ручными стрелками - они хорошо видны на кадрах, такие коробочки с "глазом". Подробнее о них - смотрите по ссылке в начале поста.
Ну а вторая линия - Бологое-Полоцкая железная дорога.
Среди транспортных путешественников она - место культовое. Бывало на ней не так много народу, но восхищает она даже тех, кто не бывал.
Фото
vanya-tsukerman из
репортажа о паровозной поездке на БПЖД осенью-2007 (это были испытания восстановленного паровоза для планируемого пуска ретропоезда; регулярных паровозных рейсов там нет). +
еще один репортаж transphoto2007, более развёрнутый.
Железнодорожная линия Бологое-Полоцк была проложена в 1901-1907 годах на деньги Франции как одна из стратегических магистралей "центр-запад" (Московско-Виндавская дорога была построена тогда же и с той же целью, но её функции намного шире). Причём, хотя БПЖД строили в целях подготовки к войне, на эстетике не экономили - вдоль линии были построены многочисленные вокзалы, депо и другие пристанционные постройки по индивидуальным проектам. Стратегическое значение дорога оправдала и в Первую, и во Вторую Мировую войны (когда рядом шли тяжелейшие бои за Ржевско-Вяземский плацдарм). В послевоенные годы на ней было мощнейшее грузовое движение - везли в основном нефтепродукты к портам Прибалтики, и поезда ходили как в Московском метро. При этом БПЖД была еще и последней паровозной магистралью СССР - до 1976 года почти все составы ходили с паровозом, а в 1986 году прошли последние в Союзе паровозные учения.
Но с распадом СССР экспорт через Прибалтику резко упал, и надобность в БПЖД отпала. Ныне она в упадке и в любой момент может быть закрыта... Ну по крайней мере так говорят. Подробнее о настоящем, прошло и будущем БПЖД рассказано в статье "
Заповедная железная дорога".
Я проехал лишь малую часть Бологое-Полоцкой линии - от Великих Лук до Торопца (2,5 часа). Весь путь до Бологого - 9 часов. Так что на путеводитель по БПЖД мой пост не тянет. Однако я вполне получил представление об этой линии и весях вдоль неё, и понимаю - восхищаются ей не напрасно.
Эта надпись в сотне метрах восточнее Великолукского вокзала, от Балтийской стороны. В пределах Великих Лук Московско-Виндавская и Бологое-Полоцкая дороги идут параллельно и разделяются совершенно незаметно.
Так получилось, что в этом году я несколько раз ездил на классических дизелях, чего мне не случалось до этого. Более новые дизели почти не отличаются от электричек, даже снаружи. Однако правильный дизель - это несколько сидячих вагонов дальнего поезда с локомотивом. Вот как эти вагоны выглядят изнутри:
В вагоне дизеля уютно и даже как-то сонно. Из-за того, что кресла с высокими спинками стоят по два, нет ощущения "бочки с сельдями", каждая пара кресел образует некое подобие плацкарта. К тому же, ходят дизели в основном там, где толпы народу не ездят, а скорости небольшие. Так и на БПЖД - лежишь себе в кресле (как девушка на кадре выше), сонно поглядываешь в окно, иногда фотографируешь (причём этого почти никто не видит)... В общем, одно удовольствие. Конечно, вагоны такого типа встречаются в разных местах (в том числе и сидячка московских поездов), но ни с чем не сравнима атмосфера второстепенных дорог, на которых это основной вид пассажирского вагона.
Местность вдоль дороги весьма однообразна - холмы, смешанный лес, в низинах болота. Обильно цветёт люпин:
Вдоль дороги попадаются старинные постройки её инфраструктуры, в основном деревянные:
Хотя не только:
Магистраль очень сильно пострадала в войну, причём сохранность её построек нарастает с запада на восток. На участке Великие Луки-Полоцк как будто нет вообще ничего интересного; от Лук до Осташкова - ситуация немножко лучше, но в целом последняя небольшая часть дороги самая цельная: из 4 уцелевших вокзалов между Осташковом и Бологое находятся 3. Ведь туда, дальше станции Сигово, не дошла линия фронта...
После войны часть разрушенных вокзалов была заменена сталинскими (в Торопце и Осташкове), но в основном появились вот такие сараи (станция Назимово):
Вообще, между Луками и Осташковом две станции (в основном - разъезды и полустанки с номерами километра). Назимово примечательно огромным наливным составом: цистерны проржавели, пути заросли травой... Вероятно, этот состав тут стоит с распада СССР:
И водонапорной башней. Водонапорки в основном типовые, но почти на каждой железной дороге этот тип свой, не встречающийся в других местах:
Вокзал на станции Скворцово - единственный из аутентичных вокзалов БПЖД к западу от Осташкова, по-моему очень красивый:
Похожие вокзалы сохранились на станциях Фирово, Баталино и Куженкино (все на протяжении последнего часа пути в Бологое). А еще есть каменный вокзал Бологое-Полоцкое где-то в 5км от Бологое-Московского.
Еще какие-то постройки на станции Скворцово:
Многие железнодорожные здания - ныне жилые дома. И для меня даже более ярким впечатлением, чем сам БПЖД, стали глухие деревни вдоль неё:
Деревни, как и всюду в Нечерноземье, умирающие.
Но именно поэтому обладающие редкой этнографической цельностью. В Средней России, кажется, настолько хорошо сохранившихся деревенской среды и уклада нет больше нигде:
Гужевой транспорт я из окна поезда видел раза 2-3. А автомобили - раз 5-10 от силы. Да и бездорожье сплошное: кажется, на всём пути между городами я не видел ни одной асфальтовой дороги (может 1-2 и были, но я их проглядел).
Очень запомнились вот эти штуки - навесы для сушки сена, причём как будто переменой высоты. В прошлом совершенно обычный агрегат, но в других местах Средней России я их если и видел, то штучно и не обращал внимания:
Народ в этих краях, мне показалось, очень дружелюбный. Почти как на Севере. По крайней мере, хотя по мне сразу было видно, что я чужак, не заметил никакой настороженности. Увы, о Великих Луках того же сказать не могу...
Перед въездом в Торопец поезд проходит мимо озовой гряды, которую я сначала принял за городище:
На самом деле озы - это отложения древних рек, которые когда-то текли под ледником. Гряды, похожие на железнодорожные насыпи:
Вот уже и сам Торопец. Дорога проходит почти за городом, у северной окраины, но храмы уже видны вдалеке:
Сталинский вокзал в Торопце - почти такой же, как в Осташкове:
Гидрант для заправки паровоза водой:
И манящая даль:
Может быть, я когда-нибудь поеду дальше. Мне понравилась и сама дорога, и способ перемещения по ней. По крайней мере, 8 часов я бы без труда выдержал даже в одиночку, и по ощущениям это довольно безопасно: за вагонами следят проводники, а в этом сонном краю даже гопники сонные.
Но в этот раз далее будет рассказ об удивительнейшем Торопце в нескольких частях.