Продолжаем путешествие по Старофинляндии, или бывшей Выборгской губернии. В составе России финский регион разделили между двумя нашими: Ленинградской областью и Карелией. Между собой они отличаются довольно сильно: в Карелии были сохранены аутентичные названия, а сам ландшафт с озерами и скальными грядами больше похож на Финляндию, чем на Россию.
Центром восточной части Старофинляндии традиционно была Сортавала. К ней из Петербурга можно доехать двумя путями: по Западно-Карельской железной дороге на поезде Петербург - Костомукша всего за 5 часов; и в объезд Ладоги от станции Ляскеля на заповедной линии Лодейное Поле - Янисъярви. От Петербурга до Ляскеля прицепной вагон идёт 15 часов (из которых 4 стоит в Лодейном Поле), дальше надо преодолеть еще около 30 километров.
Я выбрал второй вариант. Во-первых, ночной поезд позволил мне избежать траты на гостиницу; во-вторых, по Западно-Карельской дороге я ездил из Петербурга в Сортавалу летом-2004 и хорошо её помню; в-четвертых, Янисъярвская линия - одна из самых экзотических и заповедных железных дорог России, где по вагонным окнам скребут ветки и сохранились действующие семафоры.
По этой линии я уже немного проехал в декабре-2009, во время своего путешествия "
Полярная ночь", и уже тогда задумал проехать её целиком. Три фотографии из той поездки я приведу и в этом посте.
Общая протяженность линии Лодейное Поле - Янисъярви около 250км, и на своём пути она пересекает 3 города: Лодейное Поле в Ленинградской области (исходный пункт), Олонец и Питкяранта в Карелии - причём последняя была в составе Финляндии. Строилась линия в 3 этапа: в 1933 году было построено ответвление к Питкяранте от Западно-Карельской железной дороги; в 1950-е годы, после присоединения Старофинляндии к СССР, линию дотянули до Олонца, который стал тупиковой станцией. В 1970-е был построен участок до Лодейного Поля, и таким образом эта линия соединила Западно-Карельскую железную дорогу с Мурманской магистралью.
Нынешняя линия Лодейное Поле - Янисъярви, хотя и нормальной колеи, выглядит примерно как узкоколейки в 1980-е годы:
Наверное, летом можно высунуть руку в вагонное окно и дотянуться до деревьев, скал. На некоторых участках шуршание ветвей по обшивке и стёклам вагона сопровождает почти непрерывно и очень громко. Зимой в поддонах полок первого плацкарта лежит уголь, запах которого ощущается в вагоне:
(фото 2009)
На линии сохранились настоящие действующие семафоры, причём на многих станциях и в достаточно хорошем состоянии (во всяком случае покрашенные). Единственный поезд состоит из двух плацкартных вагонов, которые стартуют с Ладожского вокзала в Петербурге, часа 4 отстаиваются в Лодейном Поле и дальше идут уже с местным локомотивом. Почти все пассажиры едут в Питкяранту, после которой вполне можно оказаться единственным пассажиром в поезде. И это приятно - когда целый поезд везёт лишь тебя одного!
Совершим небольшую поездку по трассе (и да, конечно, летом там гораздо красивее, не надо мне об этом напоминать!).
Мост через Свирь (которая соединяет Онежское озеро с Ладожским) в Лодейном Поле:
(фото 2009 года).
Построен в 1970-е годы, совмещенные железнодорожный и автомобильный, да еще и вдобавок разводной, так как по Свири ходят крупные суда. Я проезжал и его железнодорожную часть, и автомобильную (возвращаясь в 2009 году из Олонца). Асфальт на нём изломан, как карельские скалы.
Примерно в часе пути от Лодейного Поля -
Олонец, маленький (11 тыс. жителей) захолустный городок, бывший когда-то столицей Карелии. К тому же, это "самый карельский город Карелии" - титульная нация составляет тут 60% населения (против 11% по Карелии вообще). Город беден достопримечательностями - но очень колоритен и особенно мне запомнились его деревянные мосты. Вокруг Олонца - настоящее "ополье", и много интересного есть в окрестных деревнях, таких как посещенная мной
Мегрега.
Вокзал находится на отшибе, и с поезда Олонец виден плохо. .
Еще в часе пути от Олонца - станция
Видлица, докуда я доехал в прошлый раз. В декабре-2009 я здесь встречал рассвет на замёрзшей Ладоге, до которой от станции 2 километра через село. В селе много интересного, а еще здесь находится, кажется, первый на нашем пути семафор:
(фото 2009).
На фотографии виден локомотив, ведущий грузовой поезд с лесом. Вообще, грузовое движение тут весьма развито, но так как линия однопутная - незаметно при езде.
Станция Ильинская недалеко от Видлицы. Простенький советский вокзал:
Примерно в трёх часах пути от Лодейного Поля находится
станция Погранкондуши - наверное, самое интересное село на этой линии. Дело в том, что здесь дважды была граница: в 1618-1721 годах русско-шведская, в 1918-1944 - советско-финская. От обоих границ сохранились межевые камни: валун Варашев камень у берега Ладоги (имеет форму неправильного параллелепипеда размером с небольшой грузовик, на разных сторонах сохранились рельфы с шведской короной и русским крестом) и пограничный камень с надписью "СССР" у трассы. Кроме того, в деревне Погранкондуши сохранился целый комплекс ДОТов и капониров 1930-х годов (причём не ясно, советских или финских).
Сначала у меня был план сойти именно в Погранкондушах, но оценив количество снега, я решил - не стоит. Вероятно, я снова вернусь в эти края. А вот так выглядит местность у Погранкондуш - очень погранично:
Итак, мы снова могли бы жить по-человечески оказались в бывшей Финляндии. Говорят, Погранкондуши интересны еще и сочетанием карельских и финских изб, различия между которыми можно увидеть. Вот этот кадр снят в какой-то другой деревне, так как до Погранкондуш от станции пара километров (причём село в одну сторону, а Варашев камень - в другую):
Надо сказать, что снимал я далеко не всё интересное вдоль линии, потому что в двух соседних плацкартах оказались орущие дети, а как результат, я не выспался, и утром (когда дети наорались у уснули) непроизвольно засыпал. Скажем, так я проспал село Салми с руинами церкви.
А к 11 часа утра (из Лодейки поезд выходит около 6) поезд прибывает в Питкяранту - промышленный город на берегу Ладоги с 12 тысячами населения. Надо сказать, что выглядит Питкяранта весьма мрачно и уныло. Слева от путей расположен целлюлозно-бумажный комбинат, дым которого виден даже с Валаама:
Как село Питкяранта (название означает "Длинный Берег") известна с 1499 года, а в 18-19 веках в окрестных скалах были найдены богатейшие по тем временам залежи железных и медных руд. До 1950-х годов здесь существовали горные производства, имелась отдельная горняцкая слобода, а близость к Петербургу стала причиной того, что здесь работали многие учёные-геологи. В 1930-е годы финны построили ЦБК, и Питкяранта стала городом.
Почти вся финская Питкяранта была деревянной и полностью выгорела в Зимнюю войну. Лишь недавно здесь была воссоздана православная церковь (
отсюда, фото
Василия Шелёмина, или eeyore) 1870-х годов.
Мне же в Питкяранте удалось осмотреть только район вокзала, где ничего уже не напоминает о финском прошлом. Собственно вокзал:
Кирпичные дома с орнаментами, которыми застроена большая часть Питкяранты:
Хотя вот эта котельная может быть и финской постройки:
Но абсолютная доминанта Питкяранты - в любом случае ЦБК:
На станции имеется в семафор - довольно далеко (20-картный зум + кадрирование):
Пейзажи в окрестностях Питкяранты. Между прочим, это Ладожское озеро - только закрытое полосой островов:
Недалеко от Питкяранты - явно какое-то добывающее предприятие. Скорее всего стройматериалы - но сразу вспоминается горняцкое прошлое:
Ну а за Питкярантой начинается самое интересное. Рельеф делается всё более холмистым и скалистым:
Порой пейзажи напоминают Урал:
Лес сгущается, становится более первобытным:
А самое потрясающее - скалы. Периодически поезд уходит в настоящие ущелья, склоны которых выше вагонной крыши, а до камней, если б не стекло, можно было бы дотянуться рукой:
Вид наверх - зимой в заснеженных скалах есть своя прелесть:
Потрясающий звук - скрежет веток по обшивке вагона! Это надо просто слышать...
Большинство остановок поезда - практически в лесу или чистом поле, без признаков цивилизации. Станций с вокзалами мало, но финские деревянные вокзальчики весьма приятны:
Станция Леппясинта:
Но вот уже и пора сходить. Поезд выехал из Петербурга в 22:01, в Ляскеля в 12:59. Только в тамбуре я осознал, как ошибся - если вагонные стёкла были пыльными и мутными, то чистые стёкла тамбура позволяли заснять любой вид в естественном цвете. Я заснял лишь панораму Ляскеля:
Еще несколько кадров я снял с земли. Вид выше был снят примерно с вот этого моста, кажется, тоже финского:
Около моста на холме красавец-семафор. Кстати, из поезда их увидеть почти невозможно, так как они намного выше вагонов, а "стебелёк" семафора совершенно неприметный:
Вот и всё. Поезду осталось пройти до Янисъярви меньше часа, а мне - осмотреть Ляскеля (о котором будет следующий пост) и уехать в Сортавалу.
Кстати, по местной традиции финские названия нельзя склонять: ни Питкяранта, ни Сортавала, ни Лахденпохья, ни другие. Здесь даже в школе учат, что говорить "в Сортавалу" - признак необразованности. Ведь в этих краях карельский и финский языки тоже имеют статус официальных.
Старофинляндия
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).
Выборг. От вокзала к замку.
Выборг. Виды с башни Олафа.
Выборг. Старый город.
Выборг. Новый город.
Выборг. Остров Твердыш.
Железная дорога Лодейное Поле - Янисъярви и станция Ляскеля.