Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница.

Mar 14, 2010 14:07



Отсюда.

В 1918-1940-м годах советска-финская граница проходила по реке Сестра, через посёлок Белоостров. Проехав его электричкой по дороге в Зеленогорск, я понял, что в условиях надвигающейся Второй Мировой войны у Сталина просто не было выбора, кроме как напасть на Финляндию - союзника Германии - и отбросить границу подальше. Потому что от Финляндского вокзала Петербурга до бывшей границы всего около полчаса езды электричкой! Где-то слышал, что в те годы Ленинград был в зоне обстрела дальнобойных орудий Финляндии. Я не оправдываю здесь Сталина - но всё же считаю, что это повод задуматься.

Первый пост Старофинляндской серии будет опять же построен на чужих фотографиях, так как я проезжал Белоостров еще в темноте, ну а главный предмет рассказа - два уникальных вокзала - утрачен в войну.

Белоостров - округ и бывший ПГТ (1,7 тыс. жителей) в составе Курортного района Петербурга, на полпути между Сестрорецком и Зеленогорском. Как и другие места Курортного района, это гигантский дачный посёлок - летом его населения возрастает в 30 раз, до 50 тысяч человек. В садоводствах Белоострова затеряны многочисленные постройки Карельского укрепрайона - советского "двойника" финской линии Маннергейма.
Река Сестра, протекающая через Белоостров - с виду маленькая и ничем не примечательная речка шириной метров 20-30. Однако еще в 14-15 веках по ней проходила граница Швеции и Новгорода, по ней же проходила граница Выборгской губернии, Великого княжества Финляндского и, наконец, советско-финская граница в 1918-40гг.

Вот так вокзал в Белоострове выглядит сейчас (взято отсюда, здесь же подробный рассказ):



Да и по-прежнему станция остаётся довольно крупной. Дачная атмосфера Белоострова неистребима даже зимой.
А вот такой вокзал стоял в Белоострове в конце 19 - начале 20 века, когда здесь располагалась внутренняя таможня Российской империи:



Но в 1920-30-е всё было намного интереснее - на южном берегу Сестры располагалась русская станция Белоостров, за рекой - финская станция Раяйоки. Обе станции служили "парадными воротами" своих стран, и между двумя войнами всего в нескольких сотнях метров друг от друга выросли два удивительных вокзала.

Граница:



Вокзал на советской стороне был построен в 1930-1934 гг. по проекту архитектора А.И. Воробьёва, и был чрезвычайно удачным образцом постконструктивизма и одним из крупнейших довоенных вокзалов СССР:







Барельеф "Советская Индустрия", чтобы буржуи сразу видели, в какую крутую страну въезжают!



Увы, вокзал простоял всего 7 лет - в 1941 году он сгорел и был разрушен почти до основания.

Чуть дальше, за Сестрой располагался финский вокзал - станция Раяйоки (финское название реки). Этот вокзал строился в 1916-17 годах для дачных посёлков, так как мост был не пешеходным, а следующая станция располагалась несколькими километрами дальше.
Однако к моменту завершения строительства этот вокзал оказался на самой границе и стал парадными воротами Финляндии.



Его автором был Бруно Гронхольм - финский инженер, автор многих вокзалов Карельского перешейка (из сохранившихся - в Зеленогорске и Приозерске). Однако и этот вокзал был разрушен до основания в Великую Отечественную войну (не в Зимнюю). Но около путей остались фрагменты вокзального пола, которые возможно осмотреть, когда мало снега.





Автор фото - Евгений Евдокимов, взяты с того же сайта (хотя есть и в его ЖЖ по ссылке, разумеется).
Еще через 10-20 минут электричка прибывает в Зеленогорск (Териоки) - ближайший город бывшей Финляндии, административно входящий в Курортный район Петербурга. О нём и будет первый собственно мой пост этой серии.

Старофинляндия, дорожное, ксенополисы, "Балтийские ветры", "Западные рубежи", Северо-Запад

Previous post Next post
Up