Год Дракона. Итоги

Dec 30, 2024 21:54



Ну что сказать: по нынешним временам главный итог года - что мы живы, здоровы, в тепле и безопасности. Или во всяком случае, если читаете эти строки - просто живы. Но это не так интересно, как локальные итоги отдельных людей, и для меня уходящий високосный 2024-й оказался Годом Дракона в куда большей степени, чем я ожидал.

Апрель. Москва - Минск - Москва.
Май-июнь: Маньчжурия. Москва - Владивосток и окрестности - Уссурийск - Пограничный - Суйфэньхэ - Муданьцзян и окрестности - Хэндаохэцзы - Имяньпо - Ачэн - Харбин - Чанчунь - Шэньян - Далянь и Люйшунькоу (Порт-Артур) - Цицикар и окрестности - Бокэту - Хайлар - Лабдарин и Эньхэ-Русская волость - Хайлар и Шэнэхэн - Маньчжоули - Харбин - Маньчжоули - Забайкальск - Борзя - Иркутск и Тальцы - Улан-Удэ - Усть-Баргузин - Монахово (морем) - Улан-Удэ - Кяхта - Тугнуйская долина - Тарбагатай и Большой Куналей - Тугнуйская долина - Улан-Удэ - Иркутск - Москва.
Июль. Москва - Кимры - Москва.
Сентябрь-октябрь: Сочи и Абхазия. Москва - Новороссийск и Абрау-Дюрсо - Геленджик и Джанхот - Лоо - Адлер и окрестности - Гагра - Рица - Пицунда - Мюссера - Гагра - Адлер и Сочи - Гудаута - Новый Афон - Сухум и окрестности - Агудзера - Кындыг - Очамчира и окрестности (в т.ч. Ткуарчал) - Гали - Сухум - Москва.
Октябрь-ноябрь: Великий Чайный путь. Москва - Улан-Удэ - Улан-Батор и дальние окрестности (Хархорин, Арвайхээр, Тэрэлж) - Сайншанд - Замын-Уудэ - Эрэн-Хото - Хух-Хото - Датун и Юнган - Пекин и Чжанцзякоу (Калган) - Тяньцзинь - Шанхай - Ухань и Янлоудун - Чаочжоу - Сямынь - Цюаньчжоу - Гуанчжоу - Чэнду - Москва.

Главными стали, конечно, два маршрута по Китаю: знакомство с русским следом Поднебесной я счёл обязательным ещё в 2018 году, после своего первого вояжа по Дальнему Востоку. Но дальше, - то эпидемия, то война, то просто более актуальные планы, - пожалуй, самый выстраданный мой проект долгих 5 лет ждал воплощения. Всё это время обрастая новыми подробностями, пунктами, идеями, так что в конце концов размножился делением. Прежде столько сил и надежд у меня было вложено разве что в Вайгач. Это странное чувство - вот путеводная звезда осталась за спиной. И новой не видать пока над горизонтом!

Вводному кадру - почти два года: в январе 2023-го, в трудное для нас время, мы с Наташей pamsik забрели на ВДНХ на открытие выставки " Терракотовая армия". Единый китайский маршрут тогда планировался на теперь уже прошлую осень, но в итоге в силу разных причин я решил его отложить. Однако - именно яркое действо в серый московский день запомнилось мне началом пути в Поднебесную:

2.


3.


4.


Но и в 2024-м, помимо уже ставших привычными визитов с Наташей в театр (вот например спектакль "Пленные духи" Владимира Агеева в музее Высоцкого, после которого я до сих пор ломаю голову, как кентавры воду пьют) всё начиналось с прогулок по Москве.

5.


Атмосфера зимней столицы:

6.


7.


Особенно продуктивными эти прогулки сделались, когда приехала Лена из Кирова, знакомая по одному из недавних постов. Начали с задворков Ярославского вокзала:

8.


А продолжили - тестированием электро-тапков: так я прозвал пассажирские электрокатера, с недавних пор курсирующие по Москве-реке круглогодично. Зачем они нужны, чем оправданы экономически - не понимаю, но неспешно прокатиться на них было очень приятно. Причал у Киевского вокзала:

9.


Посадка на другую линию в Нагатинском затоне. Это, если кто не понял - судно:

10.


И уютный интерьер, в котором очень не хватает буфета - есть только кофе-машина:

11.


А напоследок навестили на ВДНХ выставку "Россия", которая сама едва помещается в наших 11 часовых поясах.

12.


"Новые регионы" тоже представлены, как экспонатами, так и посетителями ("Та мы ж мэстные! А он ваще из Рихи прыэхал, инахэнт!").

13.


А сама выставка... в общем, я понимаю, почему её столько продлевали и то и дело награждали н-миллионных гостей: это реально грандиозно, ярко, колоритно и... страшно утомительно из-за шума и духоты.

14.


И хотя площадка каждого региона невелика, впечатляют даже не столько сами инсталляции и экспонаты, сколько то, до чего по-разному каждый презентует себя - кто-то хайтеком:

15.


А кто-то фольклором:

16.


Прошлым, будущим, городами, природой, заводами, туризмом... и именно в этом единстве непохожих ощущается масштаб страны.

17.


А некоторые названия просто странно видеть вне военного контекста:

18.


Кульминацией московских прогулок стало месяц спустя посещение Останкинской телебашни - как ни странно, первое за прожитую мной в столице треть столетия:

19.


О чём я даже написал отдельный пост. Ну а Останкино парадоксальным образом стало самым представленным в моём ЖЖ московским районом - ещё я несколько раз затрагивал ВДНХ (больше по космической теме) и страшные (кажется, мне самому недавно столько было!) 15 лет назад писал о монорельсе.

20.


Тем временем неспешно настала весна, и с ней - сезон путешествий. Начавшийся поводом съездить в Минск:

21.


Где я по большей части изучал метро:

22.


Немного полазал в промышленных районах:

23.


Ещё про пару мест на окраинах, про белорусскую кухню и про зачатки шоппинга я писал уже только Вконтакте.

24.


А оформленная здесь банковская карта оказалась почти бесполезна: прикладывать её к терминалам за границей ещё получается, купить же по ней я не смог ни авиабилет "Сычуаньских авиалиний", ни билет на поезд КитЖД. Полезнее оказалась карта "ЮнионПэй" от "Газпромбанка", и хотя 21 декабря она превратилась в тыкву, своё дело к тому моменту сделала сполна.

25.


Зато считанные дни оставались до того, чтобы воспользоваться купленной в Беларуси обновкой... Ведь поездке в Минск предшествовал визит вот сюда, в этот бизнес-центр на улице Василисы Кожиной у московского "Парка Победы":

26.


Там делают китайские визы - быстро (3 дня, не считая дня подачи) и дорого (6000 против 2500 в консульстве), но в Москве дешевле не сделать. Дороже - можно: весной я видел цены в районе 40 тысяч рублей, а здесь немалую часть очереди стояли ребята с полными сумками паспортов. Получение китайской визы весной - процесс инфернальный: придя в 9 утра, мы обнаружили очередь в несколько сотен (!) человек, простояли в ней 7 (!!) часов и ушли ни с чем (!!!) - если в консульствах Дальнего Востока на многое смотрят сквозь пальцы, то здесь документы не примут без билетов (причём - и билетов "туда" тоже!) в оба конца, а если эти билеты не авиа-, или авиа-, но не до Пекина или Шанхая - ещё и заставят писать объяснительную. Зато к пунктам вылета сотрудники не столь щепетильны, поэтому на второй раз я предъявил дорогие, но зато 100% возвратные билеты Владивосток - Пекин и обратно, а получив визу - вскоре сдал их. А вокруг - утешительный приз для тех, кому отказали: сняв близ бизнес-центра такой кадр, можно всем говорить, что в Китае побывал.

27.


Ещё немного - огромный самолёт повёз нас с Наташей через всю Россию.

28.


По пути коротали время за просмотром небезызвестного "Вызова" на бортовом дисплее. А под крылом плыла Сибирь, и среди редких городков в тёмной тайге я даже узнал знакомые с позапрошлогодней поездки Нерюнгри...

29.


30.


Приземлились на другом конце страны - в аэропорту Кневичи за 60 километров от Владивостока. Так что и владивостокский аэроэкспресс, устроенный к в 2012 году к небезызвестному саммиту - не роскошь, а средство передвижения. Проблема только в том, что электричка (самая обычная, только из 2 вагонов) ходит всего несколько раз в день, причём её расписание никак не подгадано к самолётам. В этот раз нам повезло, и я наконец-то её затестил:

31.


32.


33.


И даже, хоть и в другой день - заснял наконец колоритный вокзал 1930-х годов на пригородной станции Угольная:

34.


35.


Ну а пыльный весенний Владивосток, где до того я был 4 раза, предстал мне будто новым городом:

36.


На месте вроде порт, мосты, "Лима" и китайские чифаньки на Спортивной, и даже Аня из Уссурийска, у которой я гостил в прошлый приезд, вновь приютила нас... однако сама атмосфера города оказалась совершенно иной. Но то - муссонный климат: полгода - дыхание тропиков, полгода - дыхание Арктики.

37.


Зато холодная вода богаче жизнью, и несколько дней в Приморье я посвятил морским экскурсиям по островам и глухим бухтам:

38.


39.


Не дешёвым - в среднем 5000 с человека... но парадокс в том, что увидеть те же красоты без собственной лодки дешевле почти что никак.

40.


Тем более когда главная цель - это лежбища сивучей и дальневосточных нерп, по весне особенно обильные:

41.


А прекраснее сакуры - багульник (на самом деле рододендрон), цветущий в голых лесах:

42.


Но всё это был пролог: вскоре мы пересекли границу между Пограничным и Суйфэньхэ, и отправились в компании друзей, - знающих китайский язык и китайские реалии Петра dom-v-kitae и Айны aineli, - в путь по Китайско-Восточной железной дороге. Где вот такой вагон стал, кажется, более привычным для нас местом, чем из раза в раз дешёвая и злачная, забронированная через китайские сайты, гостиница:

43.


А по пути - пейзажи таёжных станций:

44.


Маньчжурская старина:

45.


Казавшиеся мифическими города - как Харбин:

46.


Далянь:

47.


Или Порт-Артур:

48.


Хотя и ими русский след не исчерпывается - вот например часовенка в Шэньяне:

49.


Поверх всего этого - жизнь Китая, наше первое знакомство с его неповторимой культурой:

50.


51.


Странным бытом:

52.


53.


И индустриальным величием:

54.


Добравшись до Жёлтого моря, мы вновь вернулись в Харбин и продолжили путь горами и степями Маньчжурии:

55.


56.


Добравшись до ещё недавно русских деревень:

57.


И русской культуры в нынешнем понимании китайцев. Ну да они и слово "хорошо!" считают приветствием:

58.


В приграничном Маньчжоули я остался один: Наташа неделей ранее улетела в Москву через Хэйхэ и Благовещенск, а теперь и Пётр с Айной спешили на Лесной сход. Но в одиночестве я снова съездил в Харбин - чтобы понять, по силам ли мне узнавать Китай без переводчика.

59.


А потом - вынужденный отдых в Борзе, откуда я так и не смог уехать в монгольский Чойбалсан и далее к Халхин-Голу:

60.


Бессмысленные дни в Иркутске - столь знакомом, что, кажется, успел мне надоесть:

61.


Глухие дороги Бурятии на машине в компании хороших людей:

62.


И наконец то, ради чего я задержался в Сибири - нерпы на Ушканьих островах и мысе Святой Нос, куда мне довелось попасть не туристом, а участником экспедиции "Заповедного Подлеморья":

63.


64.


Такой вышел маршрут - через Китай от нерпы до нерпы:

65.


Потом было длинное жаркое лето в Москве, которое я в итоге провёл за компом, выложив самую долгую (20 частей) в историю своего блога городскую серию - про Тбилиси, где был в 2023-м году:

66.


И в общем до сих пор не могу себе простить, что мало гулял, мало тусил с друзьями и ни разу не скатался в Гжель искупаться. Лето перед компом - это грустно, но выбирался я куда-то лишь в сумме на несколько дней. С Наташей прошлись Босоногой тропой Лосиного острова:

67.


Местами весьма жёсткой, надо сказать:

68.


Прогулка тут яркое впечатление, но приятным его не назвать:

69.


А к двум зимним маршрутам на электрических плавтапках добавились два летних маршрута на старостильных "речных трамвайчиках". "Амстердам" увёз нас в дебри Серебряного бора:

70.


Нудисты, скажу сразу, не обнаружены... а вот в окрестностях свои красоты есть:

71.


А "Чижик" с очень неплохим обедом катает по центру Москвы:

72.


72а.


И в общем только поводя итоги года, я вдруг осознал, сколько времени в 2024-м уделил столице:

73.


Но главной из коротких летних вылазок была поездка в тверские Кимры - в тестовой группе авторской экскурсии Георгия Абзианидзе (ведущего очень приятную группу ВК и одноимённый канал на Дзене):

74.


И вот этот вензель - на его фото: у меня в Кимрах сдох очередной фотоаппарат. Зато я с удивлением узнал, что уже появились смартфоны с оптическим зумом, а значит, думаю, вопрос нескольких лет и мне полностью перейти на смартфон:

75.


О Кимрах я написал несколько постов Вконтакте... а вот в ЖЖ напишу о них, наверное, примерно тогда же, когда про Дмитров, Евпаторию, Новую Ладогу или Химмаш.

76.


Так что вот - посты о деревянных теремках и каменных домах с "кабанчками", о кимрской обуви в отличном городском музее и про обычно остающееся в тени кимрского центра Савёлово.

77.


Там и осень подошла внезапно. С планами на неё я разрывался между Абхазией и возвращением в Китай, а в итоге выбрал вариант "а я и в А и в Б". В сентябре мы рванули на Черноморское побережье Кавказа - навёрстывать упущенное полутора годами ранее:

78.


И отмечать день рождения... который оказался напрочь испорчен несколькими обстоятельствами. Одно - сугубо личное, второе - взятая в аренду машина, на сочинских дорогах с их безумным трафиком, заумными развязками и тупоумными понтами превращавшая жизнь в нервотрёпку. Но проблемой стал сам по себе Адлер, который мне теперь сложно вспоминать без отвращения...

79.


А вот отдельное разочарование года:

80.


Но день рождения отметили в горах - в компании Наташи, Лены (той самой, из начала рассказа), Егора, трёх кошек, двух собак и Прометея.

81.


А дальше отправились изучать Абхазию, о которой пока я здесь ничего не написал, а ссылки на посты по горячим следам есть в обзоре.

82.


83.


84.


85.


86.


87.


88.


Здесь мы отчаянно навёрстывали лето, и хотя так и не нашли денёк для тихого пляжного отдыха - по крайней мере почти ежедневно купались. Вода здесь по сравнению с Черноморским побережьем Кавказа куда чище, а по сравнению с Крымом - теплее.

89.


Здесь я ушатал второй за год фотоаппарат. Оба покупались с рук накануне поездок, но думается мне, то не совпадение - давно снятая  с производства, техника неизбежно приходят в негодность, и если мой первый фотик этой модели сломался за 2 года, второй - за год, третий - за полгода, теперь их едва хватает на месяц. А я вновь иду не в ногу с прогрессом...

90.


В Москву мы вернулись всего-то на несколько дней: нас снова ждала Поднебесная. Визу я сделал ещё до абхазской поездки, и осенью да с имеющимся опытом это оказалось прямо-таки на порядок легче. И если Маньчжурия - это окраина, дающая о Китае представление не больше, чем Дальний Восток о России, то теперь мы собирались по Великому Чайному пути, ведущему в самое сердце Срединной империи... Ещё в аэропорту усталый, сломленный горем солдат взял да подарил нам свои боевые перчатки - как странное напоминание о хрупкости и зыбкости возможности жить так:

91.


Обзор путешествия я выкладывал месяц назад, и думаю, внимательный читатель его ещё помнит. Здесь же ограничусь лишь одним его аспектом - наклоном земной оси... Хотя мы не покидали часового пояса +5, все полтора месяца продолжительность дня не менялась. Что в середине октября, что в конце ноября темнело около 17, светало около 8 - мы погнались за летом.

92.


Самолёт привёз нас в Улан-Удэ, оставив под крылом Байкал и Братское водохранилище:

93.


И путь наш пролегал сквозь зиму в Монголии - первый морозец и дымки юрт по окраинам Улан-Батора:

94.


Где, продираясь через толчею и пробки, мы искали русские следы:

95.


А затяжная метель спонтанно свела нас с в кафе бизнесменом Владимиром и его другом (раньше тоже бизнесменом, но работавшим в России) Отгивом, которые помогли нам многое узнать.

96.


В Гоби та же зима оставалась бесснежной, но ветер всё так же пробирал насквозь:

97.


Во Внутренней Монголии, где в Хух-Хото нас приютил отлично говоривший по-английски китаец, представлявшийся Стивом, мы въехали в позднюю осень:

98.


Продолжившуюся в пыльной от лёсса и дымной от шахт Шаньси, где китайцы в тысячах костров жгли передачки на тот свет для предков:

99.


И приобщившись по дороге к чуду света - Великой Китайской стене...

100.


...которая, за вычетом нескольких сверх-туристических мест, в основном такая:

101.


Мы въехали в Пекин под самый разгар золотой осени:

102.


Познавать столицу чужой империи нам помогала Ирина china-cat, достаточная известная поэтесса русского зарубежья.

103.


Золотую осенью продолжил и приморский Тяньцзинь с его авианосцем-музеем (настоящим, с Тихоокеанского флота) "Киев":

104.


А тысячей километров южнее, в старинном романтичном Сучжоу и блестящем Шанхае, который нам помогала узнать Елена algaedo, виднелись лишь первые краски осени:

105.


Но не столько среди небоскрёбов, сколько в платановых улицах огромного исторического центра:

106.


И в общем, Шанхай - это определённо мой Город Года. Может даже и десятилетия - не помню, когда и какой город оставлял столь могучее впечатление. Что и немудрено - ведь это и самый большой город мира (24 миллиона жителей).

107.


Ещё по пути сюда мы переехали Янцзы:

108.


А в Ухане на её берегах, куда отправились после Шанхая, нас встретили Пётр и Айна - до этого мы справлялись сами... Здесь, в глубине материка, осень вновь стала чуть ближе:

109.


В тихом городке Янлоудун, маленьком не только по китайским меркам, мы достигли финальной точки исторического Чайного пути и даже увезли отсюда кусочек примерно такого же, какой возили через Гоби караванами, чая.

110.


И поехали на юг, где лето бесконечно, а ноябрь похож на май:

111.


В Гуанчжоу, где всю нашу команду встречал Сергей geraldineandme, живущий в соседнем Гонконге, я впервые пересёк Тропик Рака. А в Сямыне и на берегу Южно-Китайского моря постоял:

112.


Всё это - сквозь чуждость китайской среды, сложности коммуникации, пока были одни, и сложности этики, когда Пётр познакомил нас со своими китайскими друзьями.

113.


Порой Китай шокирует, порой - выводит из себя, но вновь и вновь заставляет видеть мир иначе.

114.


115.


С каждой поездкой я чуть больше о нём понимал. Если вывод весеннего путешествия касался современности: "Китай - это работающая система", то вывод осеннего маршрута был уже вне времён: "наша культура основана на экспансии [захвате ресурса], а китайская - на космизме [упорядочивании реальности]". Из этого и надо исходить, рассуждая о позиции Дракона...

116.


Но пока работающая система и упорядочиваемая реальность приносят грандиозный результат. Китай - уже вполне высокоразвитая страна, где одних лишь метрополитенов я за время поездки посетил 12, причём 5 из них (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Ухань, Чэнду) крупнее московского, а ещё 2 (Сучжоу и Тяньцзинь) - и питерского. Обратная сторона этого космизма в том, что китаец - идеальный обыватель, и свобода ему будто и не очень-то нужна.

117.


Напоследок снова заглянули в осень - на пересадке в Чэнду, столице Сычуани. Под её серым небом мы успели поприветствовать панд:

118.


А потом долго-долго летели домой в прозрачном воздухе над отрогами Тибета:

119.


120.


121.


И в общем, это именно осеннее путешествие определённо стало для меня новой высотой. Ещё ни разу я не забирался так далеко и надолго в настолько чуждую среду, но вдруг оказалось, что за тропиком может быть не менее интересно, чем за полярным кругом. А главное - я собрал действительно уникальный материал, ещё нигде в рунете пока не представленный целостно - конечно же, о русском наследии Китая, которым он богат, как ни одна страна Дальнего зарубежья. Вряд ли я бы смог это сделать без опоры на труды других людей - как Андрея Фатьянов из Владивостока, разметивший на Викимапии каждый старый русский дом в Маньчжурии, или не знакомая мне в реале Катя Князева, составившая полный путеводитель по Русскому Шанхаю в "Магазете". Надеюсь, начну публикацию китайских постов сразу же после праздников.

122.


...Впрочем, возможно, трэвел-итоги года - даже не самые важные. Для меня, наверное, важнее, что этой весной, после перерыва в 14 (!) лет, я вновь начал писать художественную прозу. Кажется, с другим опытом понимания мира, другой честностью и критичностью к себе. И надо ж такому быть, что ключевой фигурой первого рассказа был не кто-нибудь, а - Дракон! Так что я сполна выложился в этот Год Дракона...

123.


...И о погоде планах на следующий год. Они, увы, пришли как-то сами: имея колоссальный завал неопубликованных материалов (если никуда не ездить - нужно 10-11 месяцев, чтобы разобраться со всем) по Китаю, Грузии и Черноморскому побережью, я в 2025 не собирался ездить далеко. Были мысли походить под рюкзаком в походы, съездить разок в какой-нибудь маршрут, который даст сильные впечатления, но небольшой материал, а в итоге...В марте зовут на джиппинг по Эвенкии, летом друзья делают Дом для всех Норильске, а там Тува с Хакасией в общем-то недалеко. Так что покой только снится, а в 2025-м манит Енисей...

124.


Вот и пожелаем же друг другу мирного неба в наступающем году, и чтобы 2025-й мы могли не только встретить, но и проводить в тепле и безопасности. Продолжаем путь сквозь сумрачное время, но с каждым годом ближе и другие времена.

литература, русская эмиграция, дорожное, Абхазия, Дальние страны, животные, Китай, транспорт, Черноморское побережье Кавказа, Москва, Белоруссия

Previous post Next post
Up