Leave a comment

shm512 March 14 2024, 23:16:56 UTC

Биография Ивана Абхазова (урожд. Абхази, грузин) прям классика империализма - бунт одних федератов жёстко подавляет другой федерат, родом с соседнего и культурно близкого региона. А потом и потомки подавленных бунтарей стали лучшими союзниками имперской власти -- любо-дорого смотреть, в натуре Третий Рим.

>обрушение ледника Колка со склона Джимары унесло жизни 125 человек, среди которых был Данила Багров Сергей Бодров, чью смерть можно сравнить в общественном сознании разве что со смертью Цоя

Очень точное сравнение. Помню, мне тогда было 8 лет, и не верилось, что он может умереть - казалось, просто не может быть такого, просто что-то там ещё не разгребли и он обязательно обнаружится живым. Только сейчас, вспомнив это, понял смысл фразы "Цой жив" (и её прототипа "Ленин жив" во всех вариациях).

>Легенда гласит, что укреплённый грот построил некий изгой, бежавший от мести, которую кровники всё же сумели совершить, но только по итогам целой спецоперации. Один из них надел медвежью шкуру, зная, что в ней и умрёт - житель башни подстрелил "зверя", а когда спустился его освежевать - получил то ли пулю в лоб, то ли кинжал под горло.

На что не пойдёшь ради... кровной мести. Это ж надо было такое придумать, и в качестве мотивации именно кровную месть указать. 10 Кавказов из 10.

>более мрачного и умного "Брата" сменил залихватский "Брат-2", ещё и в национальном самолюбии нажавший на множество точек

Не факт, что "Брат-2" менее умный. Есть трактовка, что Балабанов во втором "Брате" тонко высмеял ура-патриотизм: и друга не спас, и брата потерял, зато гордости - полные штаны... Да и вообще, оба "Брата" Балабанов снял чтоб снять денег на артхаус.

Но это, в сущности, не важно (Достоевский тоже много писал от безденежья) - ключевое, что фильмы тогда именно что "нажали на множество точек", на которые тогда НУЖНО было нажать. Эти фильмы ценны не столько даже сами по себе, сколько тем, насколько ВОВРЕМЯ они вышли, насколько в точку попали.

Ну, по крайней мере у меня такое впечатление позже сложилось - я-то был в те годы мал, и даже общественное восприятие второго фильма в моменте словил лишь отчасти, а уж первый и вовсе посмотрел гораздо позже, в куда более сознательном возрасте. Но да, это была ВЕХА, настоящий народный эпос, который ДОЛЖЕН был возникнуть и он возник.

Знаковых для своей эпохи потом ещё наснимали ("Дозоры", в первую очередь), но вот народного эпоса больше не было. Поэтому, наверное, в детстве так воспринималсь смерть Бодрова: герой не может умереть, он был приравнен к богам и вознесён на Олимп...

>Не известно то, на каком языке говорили кобанцы. Генетический анализ показал, что от Сванетии до Чечни им родственны все народы, но ни один - до прямой преемственности. Однако разве видано такое на Кавказе?! Беда его жителей в том, что почти всё кавказское наследие - продукт совместного творчества и культурного обмена (пусть бы и через, в прямом смысле слова, "взятие на вооружение") многих народов, каждый из которых теперь полагает, что лишь его предки всё это создали, а все остальные - украли!

Типичный результат разбития на этностейты... Европа тоже век за веком сама с собой воевала, кто тут истинный наследник Христа, римлян, франков, "арийской расы" и прочего, в процессе так воевать научилась, что между делом весь остальной мир покорила - а по факту вся Европа, включая не то что Россию, а даже и Турцию, от одного антично-христианского корня...

Reply

varandej March 15 2024, 05:26:10 UTC
А мне вот было 4 года, когда Цой погиб. Правда, я впервые узнал о нём в связи с этим событием.
Вообще, соглашусь, что второй "Брат" не так прост. Насчёт "всё потерял, но гордый" - не соглашусь: друг погиб не по его вине, а в Америку он поехал выполнять последнюю волю друга. Но вот что фразы "русские не сдаются!" и "вы мне, гады, за Севастополь ответите!" говорит тот же человек, что и "в Америке вся сила мира" - заставляет задуматься.

Я вижу эту дилогию так. В первом фильме - полностью дезориентированный мир, в котором БРАТ не хорош и не плох, а объективен. Родственная связь является данностью, за которую приходится цепляться как за последнюю кочку в трясине. Во втором фильме же оба брата героев (и Виктор Багров, и американский Громов) оказываются очень даже так себе людьми. Но зато на передний план выходит русская идентичность, а падшая женщина Даша ("Поехали домой! -А что мне там делать?! -А здесь ты что делаешь?") возвращается домой. То есть "Брат-2" - действительно, запечатлел приход новой эпохи.

А вообще о героях эпохи я недавно ВК писал (не в блоге, а на личной странице):
https://vk.com/wall5107434_10333

Reply

shm512 March 15 2024, 08:03:03 UTC
"Эпический, но дезориентированный герой находит себя в этнической идентичности" - да, как-то так, и очень в духе эпохи. Не зря у меня было острое желание пересмотреть этот фильм в первые недели СВО - ни до, ни после не было такого желания, и дело тут точно не в "ура-патриотизме"...

По героям эпохи. ВК комменты закрыты, отвечу тут. Десятилетие - это, пожалуй, слишком много. Цой - это вторая половина 80-х, у первой были думаю другие герои. Лично мне больше всего импонирует герой фильма "Мужики!", но я из другого поколения, в моменте герои могли быть другие - из "Белорусского вокзала", например.

Самое начало 90-х - абсолютное безвременье, тогдашние фильмы невыносимо абсурдны или антигероически мрачны, а главное едва ли "выстрелили". А вот в середине 1990-х появляются герои, хотя и мягко говоря своеобразные - я про трёх братьев из "Ширли-Мырли" (ну и сама фабула фильма, прожечь достояние страны ради двухнедельного отдыха всей страной на Канарах - поразительная метафора мрий 90-х от олигарха до героинового наркомана).

Потом, понятно, "Браты". Но 90-е в обычно вкладываемом смысле явно не в 2000 году закончились, скорее где-то в 2004-2005, и в этом промежутке успела выйти ещё "Бригада" - ещё один знаковый фильм эпохи с культовым героем, достойный ответ на который отечественная культура выдала только в прошлом году в виде "Слова Пацана" (без спойлеров тут не пояснить, но по месседжу это именно ОТВЕТ "Бригаде").

Потом были "Дозоры" (книги - яркие метки 90-х, а фильмы - 2000-х), а дальше само общество настолько стратифицировалось, что исчезла сама потребность в едином герое. В отдельных социальных группах появлялись свои герои, у вас там в комментах совершенно справедливо Навального вспомнили (мягко говоря не поддерживал его никогда, но в определённых кругах он действительно был героем), точно так же в этот ряд можно вписать и героев советского времени, окончательно превратившихся в мифологических персонажей:

https://t.me/shm512_shared/5736

Reply

shm512 March 15 2024, 09:02:19 UTC
Что же касается современной эпохи (как верно заметил Норин, начавшейся в 20-х числах февраля 2014), то здесь культура находила себе героев иначе.

Часть, уже тогда идейно втянувшаяся в построссийскую гражданскую войну, рисовала себе героев из бойцов своей стороны в Донбассе (зачастую образ от реальных прототипов был далёк, как это обычно и бывает - просто общество ХОТЕЛО видеть героев и и оно их видело).

Другая часть начала поиск НОВЫХ героев в недавнем прошлом - отсюда всплеск интереса к Перестройке и 90-м как к "эпохе основания" ПостРоссии. Группа "Она развалилась", Ельцин-центр (и наоборот воскрешение "красно-коричневых" 1993-го), многочисленные исполнители, аппеллировавшие к эпохе (GSPD, Стереополина и многие другие) - это всё проявления одного процесса. Общество интуитивно (и правильно) чувствовало, что корень нынешнего конфликта - он тогда...

В 2022 это вышло на совершенно другой уровень - но это ещё предстоит осмыслить. Фактически современная русская (а не пострусская) культура рождается в муках прямо сейчас, на наших глазах... А героев нынче много настолько, что их нет нужды придумывать...

Reply

acer120 March 15 2024, 15:00:09 UTC

А вообще о героях эпохи я недавно ВК писал (не в блоге, а на личной странице):

Герой 2010-х как антитезе безыдейных "сытых 2000-х" - это Арсен Моторола

Reply

shm512 March 15 2024, 15:04:39 UTC

О чём я и пишу выше. После 2014 пошли герои другого типа: что у нас, что у противника. Большинство из них, откровенно говоря, в жизни были не столь прекрасны, как в медийном образе. Но кого и когда это волновало?

Reply


Leave a comment

Up