Возвращение на "Атоммаш", или Рекордная отгрузка

Apr 26, 2023 16:12



"Росатом" - безусловно, первое, что приходит на ум в ответ на вопрос "Чем может гордиться Россия?". Преемник советского Минсредмаша, учреждённая в 2007 году госкорпорация сумела не только сберечь всё наследство социалистического Мирного Атома, но и преумножить его. И вглубь, как на Белоярской АЭС, из всей электроэнергетики мира ближе всего подошедшей к вечному двигателю, и вширь: если в 2014 году "Росатом" строил 40% всех атомных станций планеты, то к 2022 году - уже 74%. Что и увидел я воочию 21 апреля 2023 года.

На завод "Атоммаш", что в Волгодонске Ростовской области, я впервые попал полтора года назад, но тогда - на некое спортивное событие, устроенное прямо под стальным небом его колоссальных цехов. Год спустя я вновь приезжал в Волгодонск осмотреть уже сам город, ну а нынче весной у меня вдруг зазвонил телефон, и представитель владеющего заводом дивизиона "Атомэнергомаш" озвучил предложение, от которого трудно отказаться - вотпрямозавтра беги в аэропорт, и увидишь рекордную в истории отечественного атомстроя отгрузку продукции. Если точнее, 2 реактора и 8 парогенераторов для атомных станций Китая и Индии.

В квадрате между Воронежем, Волгоградом, Ставрополем и Ростовом-на-Дону лежат довольно странные чёрные земли: густонаселённые, до предела обжитые - но напрочь лишённые больших городов. Кажется, такая ситуация озадачивала не меня одного, и именно Волгодонском, поставленным в самый центр этого пространства, исправить её пытались Советы. По идее он должен был разрастись до субмиллионника и стать центром нового региона... вот только изменились времена. Поэтому самое неприятное свойство Волгодонска - что при солидном размере (160 тыс. жителей), он далёк буквально от ВСЕГО. В 2021 году мы ехали туда 3-4 часа из новейшего аэропорта "Платов" близ областного Ростова, но теперь... мой знакомый в прошлом году летал из Ростова в Москву, однако - на носилках в сером самолёте. Теперь основной путь до Волгодонска - через Волгоград, его аэропорт Гумрак в 15 километрах от Мамаева Кургана:

2.


Основанный в 1952 году на месте тренировочного аэродрома Сталинградского училища лётчиков, свой нынешний облик он принял в 2018 году к Чемпионату мира по футболу. Напротив терминала за парковкой - старый административный корпус да скульптура "Хлеб-Соль" (1967):

3.


Но главная фишка Гумрака - собственный аэроэкспресс, станцию которого оснастили в 2018 году всё к тому же Мундиалю. Было это в общем-то не трудно - от тупика примерно полкилометра до московской магистрали, ну а рядовому пассажиру пользы от 4 рейсов в день, никак не состыкованных с вылетами, немного. Куда актуальнее стало возрождение Волгоградской городской электрички, неплохо (хотя и без громкого названия) бегавшей в мой первый приезд в 2008-м, но к середине 2010-х зачахшей. Теперь вдоль самого длинного города России, протянувшегося узкой полосой на 70 километров вдоль Волги, электрички курсируют в среднем раз в час, и со слов основательного шофёра подкатившего откуда-то из парковочной толчеи минивэна я понял, что нам стоит позавидовать их пассажирам.

4.


Шофёр сразу нагнал страху: так-то ехать 4 часа, но городские пробки ещё пару часов накинуть могут запросто. Объездной, по его словам, с этой стороны Волгограда нет, и я уже представил, как мы будем продираться через центр города, меж помпезных фасадов сталинских домов, воздвигнутых после Битвы. Но в итоге оказалось, что "не объездная" эта дорога буквально из-за пары километров промзон на окраине, после которых мы резко взяли курс перпендикулярно городу. Миновав последнее "узкое" место - железнодорожный переезд на окраине посёлка Новый Рогачик (6,3 тыс. жит.), основанного в 1909 года крестьянами с Херсонщины, мы притормозили затариться в долгую дорогу пирожками и водой. Водитель рассказывал, что раньше в Рогачике была целая пирожковая площадь, где бабушки продавали великолепную самодельную выпечку с десятками разных, но всегда обильных начинок... однако разогнали бабушек уже несколько лет как. Мы понадеялись на былую славу в киоске рядом с "Магнитом", но пирожки там оказались столь отвратны, что даже бродячие собаки воздержались от них. Расположившись в просторных креслах минивэна, мы продолжили путь по тоскливым степям:

5.


Как бы не единственное место, оживляющая их пейзаж - мост через Дон с его меловыми обрывами:

6.


У героического городка с забавным названием Калач-на-Дону (24 тыс. жит.), близ которого 23 ноября 1942 года захлопнулась крышка крупнейшего "котла" в истории войн. Тяжёлые бои за Калач сопровождали всю Сталинградскую битву, и достопримечательности его теперь - памятники героям да послевоенные шлюзы Волго-Донского канала в соседнем Пятиморске. С моста просматривается речной порт и далёкие купола Никольского собора (1990-2011):

7.


Уже в темноте мы свернули на юг у городка Морозовск и ещё через пару часов мимо Цимлянска въехали в Волгодонск:

8.


Да расположились в знакомой гостинице "Арт-Сити", где первым делом я поприветствовал столь же знакомых рыб в огромном аквариуме между кафе и холлом:

9.


Подойдя дождливым утром к окну, я увидел площадь Победы в центре Старого города, построенного в 1950-х годах у Волго-Донского гидроузла и химзавода "Кристалл". К середине 1970-х это был обычный в общем южный городок с 40-тысячным населением, на который нежданно-негаданно обрушился как бы не последняя в СССР Великая стройка. За Сухо-Солёновском заливом бескрайнего Цимлянского водохранилища вырос Новый город, а в нём....

10.


К концу 1960-х годов атомная энергетика стала привычной частью советских реалий. Не зависящие от масштабного подвоза топлива АЭС могли располагаться там, где это нужно потребителю, вплоть до глухих углов Крайнего Севера, как например пущенная в 1974 году Билибинская АЭС на Чукотке. Первыми производителями ядерных реакторов в СССР стали Завод им. Орджоникидзе в подмосковном Подольске (там делался реактор первой в мире Обнинской АЭС, а ныне, наряду с ОКБ "Африкантов" в Нижнем Новгороде - компактные реакторы для кораблей) и, с 1961 года, Ижорские заводы в питерском Колпино. Но планы строительства новых АЭС всё больше упирались в нехватку производственных мощностей. В 1972-74 годах был разработан проект ВЗТМ (Волгодонского завода тяжёлого машиностроения), вскоре, с лёгкой руки корреспондента "Известий" Владимира Чемонина, получивший куда более звучное название "Атоммаш". Стройка, начатая в декабре 1975 года, получилась всесоюзной ударной комсомольской отнюдь не на словах: уже через год были сданы первые объекты, в 1978-м "Атоммаш" вступил в строй, а в 1981-м отгрузил первое изделие - реактор ВВЭР-1000 для Южно-Украинской АЭС. Но выйти на проектную мощность советскому гиганту тогда не случилось - Чернобыльская катастрофа и закономерный после неё всплеск радиофобии, а затем и вовсе крах страны лишили предприятие заказов. К середине 1990-х на "Атоммаше" осталось 4 тыс. сотрудников (из 20 тыс. в середине 1980-х), да и те месяцами не видели зарплату, город же чаще фигурировал в новостях про оргпреступность и терроризм. Начальство, однако, вместо того чтобы со словами "экономически выгодно!" обанкротить завод, озолотиться на продаже сотен тысяч тонн металлолома и уехать жить в Испанию, продолжало бороться за жизнь гиганта. К началу 21 века тут освоили оборудование для металлургии и нефтегазовой промышленности, а также уникальные изделия вроде установщика ракет " Морского старта". Но страна оживала, и в 2010-х годах "Росатом" вновь упёрся в недостаток мощностей. В 2012 году его машиностроительный дивизион "Атомэнергомаш" взял волгодонский завод в долгосрочную аренду, а на следующий год объем заказов "Атоммаша" вырос в 5 раз. Тогда впервые за 26 лет началось изготовление нового реактора (ВВЭР-1200 для так и не достроенной Балтийской АЭС в Калининградской области), а в 2015 было отгружено первое за 30 лет соответствующее названию завода изделие - ВВЭР-1200 для Белорусской АЭС. В 2020 году "Атоммаш" впервые превзошёл советские показатели (в работе было 5 реакторов и 18 парогенераторов), но пока ещё не достиг проектной мощности - 8 комплектов (из 1 реактора и 4 парогенераторов) в год. В 2023-м планируется отгрузить 4 комплекта. У Инженерного корпуса сложно найти место для парковки:

11.


Промзона, раскинувшаяся на южной окраине Нового города, представляет собой квадрат 3 на 3 километра, и при взгляде с дороги буквально уходит за горизонт. Над Инженерным корпусом нависают корпуса №4 (1978-84, его сейчас арендует производство ветрогенераторов) и №1 (1975-81) площадью 27 и 33 гектара соответственно - думаю, не будет преувеличением сказать, что это самые большие здания во всей России. На кадре выше обратите внимание также на памятник у проходной - слева виден корпус ВВЭР-1000, с 2015 года напоминающий о первых здешних изделиях. Ближе я показывал его в прошлый приезд: на проходной нас встретили знакомые интерьеры и лица. Из новшеств - то и дело возникающее на дисплее объявление о сборе средств на благотворительность в Энергодаре да совсем не виртуальная двухфакторная аутентификация: каждый турникет на проходной оснащён алкотестером и открывается только если дыхнуть туда, одновременно прикладывая к терминалу пропуск.

11а.


Пройдя в переговорной небольшой инструктаж по безопасности, получив жёлтые жилетки да чёрные каскетки (бронекепки вместо привычных касок), проходим на территорию. У Первого корпуса - флаги стран заказчиков: слева направо Венгрия (Пакш), Турция (Аккую), Россия (Курская АЭС), Индия (Куданкулам), Египет (Эль-Дабаа), Китай (Тяньвань) и Бангладеш (Руппур), причём в последней, Турции и Египте это будут первые атомные электростанции.

12.


...Думаю, не я один в детстве воображал себе планеты, на поверку оказывающиеся гигантскими космическими кораблями в тысячи километров шириной, да ещё и населённые роботами. И подходя к невысокой дверце с кадра выше, да зная, что за ней увижу, я предвкушал именно погружение в эти знакомые с детства миры - Корпус №1 раскинулся своими 10 пролётами на 750 метров в длину и 374 метра в ширину. Ни с одной точки его не окинуть взглядом полностью, а потому легко представить этот металлический пейзаж под 40-метровыми потолками уходящим за горизонт:

13.


Под сводами, как под куполом, гуляют эхом лязг и вой, грохот и скрежет, тарахтением и стук, сливающиеся в странную техногенную симфонию. И как все её звуки порождает производственный процесс, так и в интерьере - ни одной детали-украшения. Даже колористика полов - и та функциональна: красным отмечены зоны повышенной опасности, и самый простой инструктаж по ТБ для заглянувших в гости журналистов - это "ходите только по зелёному!".

14.


Единственное украшение пролётов - плакаты, обильно возникшие тут за полтора года:

14а.


А вот новинка ли доска почёта с зимним садиком, так и не скажу - в прошлый раз мы в этой части цеха не ходили:

15.


Под стальным небом со звёздами окон и ламп стоят целые здания - диспетчерские, бытовки, небольшие "цеха второго порядка" и колоссальные печи. Всё это связует целая сеть внутрицехового ("напольного") транспорта - велосипеды, автомобили вплоть до "Камазов" и даже раритетные электрокары "Балканкар" из тогда ещё братской Болгарии:

16.


Вдоль пролётов главный транспорт - 87 мостовых кранов с грузоподъёмность 80, 250 и 600 тонн, причём работать они могут парами, то есть перетаскивать грузы до 1200 тонн. Перпендикулярно им курсируют рельсовые "межпролётные телеги" с электромотором в каждом колесе и грузоподъёмностью в сотни тонн. Ездят они очень медленно, с непрерывными бибиканьем и сопровождающим их "пингвиньими шагами" рабочим.

17.


В прошлый приезд и то, и другое активно перемещалось по цеху, добавляя новых звуков в техно-симфонию, однако в этот раз цеховой транспорт словно замер в ожидании Рекордной отгрузки:

18.


Первый пролёт за станками и печами основных пролётов - своего рода внутрицеховая объездная:

19


Второй и третий пролёты, где происходит сборка реакторов и парогенераторов соответственно - основное место действия и этого, и прошлого рассказов. Собственно, в 2021-м мы дальше и не ходили:

20.


Зато в этот раз прошлись по всему цеху поперёк - в следующих нескольких пролётах делают заготовки, узлы и комплектующие. Вот например сборочно-сварочный участок по изготовлению коллекторов первого контура:

21.


Среди которых обнаружилась пара очень симпатичных девушек в спецовках. Одна после долгих уговоров Игоря zavodfoto согласилась спозировать:

22.


Взгляд сквозь коллектор:

23.


Как я понимаю, всё показанное выше - первая очередь корпуса, сданная в 1978 году. Последние пролёты, устроенные несколько иначе - соответственно, вторая очередь (1981):

24.


Здесь занимаются изготовлением внутрикорпусных узлов и металлоконструкций:

25.


Само словосочетание "ядерный реактор", конечно, заставляет неподготовленного человека сжиматься от страха перед невидимой радиацией. Спешу успокоить неподготовленного человека - "Атоммаш" не более радиоактивен, чем фабрика металлических тарелок. Здесь работают только с грубым железом, которое встретится с ядерным топливом лишь непосредственно на АЭС. Однако грубое - не значит примитивное! Корпус реактора - одно из сложнейших металлических изделий, на создание которого уходит около 3 лет. Он состоит из 7 сегментов - днища и обечаек (металлических колец) двух видов - у ВВЭРа 4 целиковых и 2 с патрубками. Парогенератор устроен примерно так же, только у него все обечайки с патрубками: преобразовывать энергию ядерного распада напрямую в электричество люди пока не научились, а потому атомная станция - по сути та же ТЭС с паровым котлом. Только способ получения пара необычен: сквозь активную зону реактора циркулирует заражённая его радиацией вода первого контура, нагревающаяся в герметичных трубах до 300 градусов - испаряться ей попросту некуда. Эти трубы, ветвясь тонкой сетью, и пронизывают парогенератор, где на них подаётся чистая вода второго контура, становящаяся быстрым плотным паром для турбин.

26.


О производственной цепочке "Атоммаша" я подробно рассказывал в прошлый приезд... но тогда не смог подробно показать её начало - стоящий в левом (если смотреть от входа) торце пресс от японской фирмы IHI. Да, вот он - высотой с 10-этажку:

27.


Пресс "Атоммаша" развивает усилие до 15 000 тонн (то есть в 1000-1500 раз больше, чем давление товарного вагона на рельсы) и с многочисленными насадками и матрицами формует металл толщиной в десятки сантиметров. Само собой, разогретый докрасна - к прессу прилагается специальная печь:

28.



Для формовки используются многочисленные матрицы, устанавливаемые в яму под прессом:

28а.


И шаблоны, надеваемые на сам пресс: парой с прошлого и следующего кадров, например, формуют днище реактора.

29.


Однако это только начало - в Первом корпусе работают 427 станков. На срезе обечайка напоминает ствол дерева с годичными кольцами, вынутой сердцевиной и мощной корой. Кора - это вышедший из под пресса монолитный внешний корпус, рассчитанный на внешние же воздействия вплоть до прямого попадания крылатой ракеты. Внутренний корпус - в первую очередь антикоррозионный: внутри реактора вода, разогретая до немыслимых температур под немыслимым давлением. Антикоррозионный слой уже не штампуют, а наплавляют изнутри на вращающуюся обечайку или днище:

30.


Со станками соседствуют кантователи, на которых многотонные заготовки разворачивают в трёх плоскостях, хотя то же самое можно делать и краном в гигантской "песочнице". Затем обечайки сваривают воедино на специальных сварочных установках, а в гигантских (портал 9 на 10 метров!) печах разогретый до 920 градусов корпус сплавляется в монолит. Изготовление атомного оборудования - это не столько даже производство, сколько проверки, доппроверки, контрольные проверки, внеплановые проверки и перепроверки: всего 315 операций контроля. В первую очередь - в ультразвуковых и рентгеновских камерах, позволяющих увидеть малейшие дефекты, и створки этих камер толщиной до 4,5 метров напоминают о том, что рентген - единственный источник радиации на "Атоммаше". "Выпускной экзамен" для реактора после 3 лет строительства - гидравлические испытания, для которых применяется уже привычно здесь гигантский (глубиной метров 30!) кессон: там в герметичной камере нагнетают воду до давления 254 атмосферы - это существенно больше, чем рабочие параметры реактора. Но всё это (ссылки ведут на отдельные фото) я показывал в прошлый приезд, а сейчас можно вспомнить вопрос "Что есть сталь в сравнении с рукой, которая её направляет?". Вот она, эта рука - у станков донские рабочие:

31.


32.


33.


Отштампованный, обработанный наплавлением, сваренный, сплавленный, просканированный рентгеном и ультразвуком, испытанный в кессоне реактор или пароген (прошедший ещё и "набивку трубами") остаётся только покрасить - опять же не для красоты, а для защиты от воздушной коррозии. В прошлый приезд за кадром осталось не только начало, и наконец производственной цепочки: вот так изделия, издали похожие на железнодорожные цистерны, выглядят перед отгрузкой. Слева - два гладких реактора, а справа - парогенераторы с их многочисленными патрубками:

34.


На бортах у них - флаги заказчиков, а на переднем плане, кстати, тот самый кессон, который в 2021-м нам крупно повезло застать открытым.

35.


Рекордная отгрузка - это 10 изделий суммарным весом около 3400 тонн. Для перевозки железяк весом в 334 тонны каждая (это реакторы, и примерно столько же парогены) используются SPMT - самодвижущиеся модульные транспортёры с отдельным мотором и гидроусилителем в каждом колесе. На "Атоммаше" работает техника от немецкого производителя "Голдхофер", начинавшегося в 1705 году с семейной кузницы в баварском Меммингене и в ХХ веке ставшего ведущим мировым производителем подобных машин. У них 12 осей, рассчитанных на нагрузки до 60 тонн на каждую, и 96 двойных колес, способных поворачиваться независимо друг от друга:

36.


С другой стороны - автотягач во главе каравана:

37.


Тут в техногенную симфонию вдруг вклинилась музыка да голоса в микрофон: действительно другая планета тут была бы, если бы рекордная отгрузка могла пройти без церемонии.

38.


С короткими речами на фоне изделий выступили генеральный директор АО «Атомэнергомаш» (машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом») Игорь Котов и директор по операционной деятельности АО «АЭМ-технологии» Ровшан Аббасов:

39.


Затем Игорь Владимирович расписался на фотографии реактора и начал церемонию награждения особо отличившихся сотрудников:

40.


Как из рабочих, так и из административного персонала:

41.


На заднем плане, тем временем, неспеша открылись грандиозные ворота, куда и устремилась, стоило было Игорю Владимировичу сказать слово "Поехали!", толпа с камерами и микрофонами. За воротами - исполосованный ЖД-путями двор на фоне Волгодонской ТЭЦ (1977, 420 МВт), 270-метровая труба которой довлеет и над приземистыми машиностроительными цехами, и над микрорайонами Нового города.

42.


Воздух у её подножья чист, а газоны в апреле оказались буквально усыпаны улитками:

43.


И даже не сразу после того, как журналисты заняли удобные позиции, из ворот показался караван:

image Click to view



Двигавшийся не то что не быстрее, а очевидно медленнее пешехода:

image Click to view



Автомобили в нём - лишь направляющие: такую тяжесть им не стронуть, зато платформа о 96 колёсах вполне справляется сама.

44.


Вот так выглядит её водитель - по сути это машинка на радиоуправлении!

45.


Дальше через полгорода им ехать несколько часов, причём вполне вероятно - ночью, когда проще контролировать дороги. Так что выезд из цеха значил лишь продолжение церемонии:

46.


47.


Среди заводчан и журналистов я приметил и заказчиков - трудовых китайцев:

48.


И солидных индийцев:

49.


После небольшой фотосессии все, кроме прессы, включая начальников и заказчиков, отправились на лужайку - на "Атоммаше" есть традиция после отгрузки изделий сажать деревца:

50.


Индийцы отнеслись к этому явно скептически, но дабы не обидеть хозяев, всё же прошли непонятный им ритуал. Китайцы - наоборот, посадили и полили деревья по всем правилам, явно изученным предварительно:

51.


И хочется надеяться, что скоро Атоммашевский лес выйдет за периметр завода:

52.


Среди множества "зданий второго порядка" под стальным небом мы приметили столовую, и решили пообедать там. Что ж, не первый раз уж замечаю, что в рабочих столовках на уважающих себя предприятиях верны все три слова над дверью - еда тут простая и сытная, но щи да печёнка с пюрешкой радуют не хуже блюд высокой кухни из пафосных ресторанов.

53.


Напоследок - заехали в "Рыбный цех", как волгодонцы называют небольшой магазин на набережной, размером уступающий своей парковке. Там продают честную донскую, да при том отличную рыбу, из которой особенно популярны вяленые щука, лещ и толстолоб. И вот же совпадение - проехали до магазина мы примерно тот же путь, который предстояло пройти отгруженным с "Атоммаша" изделиям: вдоль Сухо-Солёновского залива как бы чуть в стороне от городских тянется Набережная улица. У начала моста в Старый город, с разных сторон от него, стоят Троицкая церковь (2011-13) с миниатюрным Ильинским храмом (1992) во дворе:

54.


И Курган Казачьей Славы (2008), до которого я так и не дошёл в свой прошлогодний приезд:

55.


В конце, миновав "Рыбный цех", Набережная уходит прямо под кран Спецпричала, рядом с которым всегда лежат несколько изделий, обёрнутых в чехлы. Ждать отправки они могут долго, к тому же на воде ничего точного не бывает, а потому иногородняя пресса на Спецпричале - очень редкий гость. Удалённость и зыбкие грунты Волгодонска для советских госпланщиков окупало его расположение: слишком громоздкие даже для железной дороги, реакторы куда удобнее перевозить по рекам, которые Советы не зря так мучительно сводили в 1930-50-х годах в Единую Водную систему. Доставить оборудование на какую-нибудь АЭС вдали от судоходных путей (например, на Белорусскую) - целая спецоперация, в рамках которой приходится порой прокладывать отдельные дороги. Наши "виновники торжества" поедут отсюда по Волго-Дону, Волге и Волго-Балту в Петербург, а оттуда морем в Азию. По словам индийского представителя, первый ток этот реактор даст лишь через годы...

56.


Как можно понять по внешности индийца, Куданкулам - это на самом юге, в штате Тамилнаду. Соглашение о строительстве крупнейшей индийской АЭС заключал ещё Михаил Горбачёв в 1989-м, но лишь в 1998-м индийцы поверили, что Россия не рассыплется и всё выполнит да утрясли вопрос с вездесущими американцами. Строительство началось в 2002 году, и на данный момент введены в строй 2 энергоблока. После 2025 года, когда обещают запустить все 6, мощность Куданкуламской АЭС достигнет 5520 МВт, наряду с канадской АЭС Брюс (6232 МВт), Запорожской АЭС в Энергодаре (6000 МВт) и корейской АЭС Хануль (5900 МВт) она войдя в первую пятёрку крупнейших атомных станций планеты. Ещё масштабнее Тяньваньская АЭС в провинции Цзянсу на берегу Жёлтого моря - начатая ещё в 1999 году крупнейшая в Китае российская стройка. Многие технологии "Росатом" впервые обкатывал именно там, чтобы позже внедрить их уже на российских атомных станциях, а потому Тяньвань регулярно упоминается как самая современная АЭС в мире. И, с недавних пор, крупнейшая: сейчас работают 6 энергоблоков общей мощностью 6608 МВт, а на подходе ещё два, с запуском которых мощность ТАЭС достигнет 8008 МВт. Впрочем, теоретически ещё более крупная АЭС Касивадзаки-Карива (8212 МВт) была построена в 1976-85 годах в Японии, но она простаивает со времён катастрофы на Фукусиме, а её перезаупуск откладывается из года в год.

57.


У "Росатома" же впереди - новые рекорды...

транспортная экзотика, "Атомная быль", Волгодонск, дорожное, авиация, Волгоградская область, событийное, Волгоград, транспорт, индустриальный гигант, Росатом, Русский Юг, Ростовская область

Previous post Next post
Up