Перейти брод. Итоги ушедшего года.

Jan 04, 2022 19:52



В ушедшем году я не успел сделать одну вещь - подвести традиционные итоги.
2021-й мне запомнится не как отдельный год, а как странное продолжение 2020-го, этакий " Две Тысячи Двадцатый 2". В глобальном мире - всё тот же Царь-вирус (в короне же!), к которому мир привык, а я таки сподобился с ним познакомиться лично. В работе - всё тот же Яндекс-Дзен, доходы которого по сравнению с 2020-м заметно упали, и всё же пока остаются наибольшими в моей жизни. В путешествиях я ездил между Владивостоком и Иркутском почти теми же маршрутами, в 2020-м словно посетив их чётные, а в 2021 нечётные пункты. Моё присутствие в ЖЖ, да и вообще в соцсетях, продолжает сокращаться, и под кат я советую заглянуть хотя бы ради нескольких десятков фотографий из коротких поездок ушедшего года, о которых я не написал по горячим следам ни слова. И даже Прекрасная Незнакомка (имя её называть пока преждевременно) пришла в мою жизнь ещё в 2020 году, но её появление в некоторых из этих поездок я могу назвать для себя главным итогом 2021 года.

2021-й в этом блоге я встретил под завалом постом с благословенного 2019-го. Тогда я набрал какое-то неописуемое количество материала, и на мне до сих пор висят долгом летние Ленобласть и Карелия. Но тогда мне надо было закончить с осенним Закавказьем, которое я лишь иногда перемежал Прибайкальем уже другой, 2020-й, осени.

2.


3.


4.


5.


6.


7.


Ну а посты про Ольхон, окрестности Иркутска, Байкало-Амурскую магистраль и другие впечатления осени 2020-го я решил отложить на следующую, то есть нынешнюю зиму: всё отчётливее вырисовывалась идея вновь вернуться в те места и собрать материал для более целостной картины. И первые месяцы 2021 года одним из главных мой сайтов стал Sputnik.Irk.ru. "Спутник" в данном случае не имеет отношения ни к вакцинам, ни к погромам, но картинка, которую он мне показывал, неизменно выглядела так:

8.


Я собирался на Байкал увидеть его знаменитый лёд, но вот со льдом-то и не задалось - зима выдалась аномально снежной, и хотя тогда на Славное море съездили пяток моих знакомых, я по итогам разглядывания спутниковых карт решил сдать билеты. Не последнюю роль в этом сыграло то, что Москве в кои-то веки природа подарила нормальную русскую зиму с сугробами в человеческий рост и морозными днями, а потому я не испытывал столь острого желания удрать из серости туда, где снег искрится в яркий день и громко скрипит под сапогами. Эту зиму удалось запечатлеть около Речного вокзала - у меня решила взять интервью Наталья pamsik с "Русского Блоггера", да к делу подошла так основательно, что специально для этого организовала мне фотосессию. Автор следующих двух кадров - Алексей Клиндухов:

9.


10.


Ну а краешек зимы ухватить я решил уже в марте:

11.


Сначала отправившись в подмосковную Яхрому с Прекрасной Незнакомкой. Её я хотел порадовать горными лыжами, а себя - ретро-электричкой с Савёловского вокзала...

12.


...и ретро-икарусами до горнолыжных курортов на холмах Клинско-Дмитровской гряды:

13.


А по прибытии в Парк Яхрома...

14.


...было решено, что это не очень-то радостно - когда одна катается на горных лыжах, а другой переминается с ноги на ногу наверху.

15.


И потому кататься было решено на тюбингах:

16.


Возвращаясь обратно наверх на специальном подъёмнике:

17.


И небо не осталось в стороне, решив порадовать нас облачно-снежной феерией:

18.


19.


Напоследок заглянули в Дмитров, рассказ о котором в двух частях у меня тоже между прочим должок - причём не с 2019, а с лета 2018 Космического года. В этот раз же мы не столько смотрели город, сколько просто гуляли по валам да вкушали припасённые заранее ананасы в шампанском...

20.


В следующие мартовские снега я отправился со своими автостопными друзьями, среди которых были хорошо знакомая давним читателям Ольга и тогда ещё не знакомый Пётр. Он и предложил идею воспользоваться новым турпоездом РЖД, который ездил из Москвы в Москву через Великий Устюг и Кострому со стоянками на весь день и при этом обычными плацкартно-купейными тарифами. Маршрут его с парой пунктов менялся за последующий год не раз от Новгорода до Элисты, но кажется, неизменно пользовался спросом - вагон оказался набит битком.

21а.


Вагон же был не простой, а модный хипстерский со шторочками - вроде и симпатичный с виду, но невыносимо тесный:

21.


В Великом Устюге для меня главной достопримечательностью стал вокзал - я вообще не знал, что таковой тут есть, однако ещё в 1982 году, когда про Деда Мороза тут никто слыхом не слыхивал, в древний город проложили тупиковую ветку.

22.


Вокзал тех же лет расположен в паре километров от города, и как я понимаю, редкие турпоезда - единственная возможность увидеть его изнутри. А интерьеры тут и впрямь крутые:

23.


24.


Сам Великий Устюг я посещал летом 2008 года, и тогда рассказал о нём в трёх частях ( Соборное дворище и монастыри. || По городу. || Скитания за Сухоной.). И мой уровень проработки рассказа за эти годы несоизмеримо вырос, а вот в Устюге, кажется, не изменилось ничего. Туристический сезон тут слишком короткий, чтобы серьёзно влиять на город, поэтому улицы тут запущены, многие дома брошены, реставрация в монастырях продвинулась едва-едва, и даже поесть по-прежнему толком негде. Но вместе с тем устюжские древности всё так же прекрасны:

25.


А окрестности зимой гораздо более доступны:

26.


Ещё я посетил музеи, упущенные в тот раз, и впечатлился в них традиционными устюжскими промыслами - чернением по серебру:

27.


И морозью по металлу, рецепт которой, как считается, давно забыт:

28.


Новинкой же стала разве что популяризация Мурки, на которую так неудачно запал Рабинович - якобы, прототипом её был некая Мария Климова из Великого Устюга:

29.


Продвигает новый бренд местный пивзавод "Бавария" с пивом "Семён Дежнёв":

30.


К старинным зданиями которого мы дотопали под вечер:

31.


Из Устюга поезд отправился прямиком в Кострому, на станции Галич обзаведясь своей главной "фишкой" - паровозом:

32.


Который, впрочем, шёл до Костромы в паре с машиной поновее:

32а.


А потом долго стоял, пыхтел и гудел так, что было больно ушам, заполняя дымом станцию Кострома-Новая:

33.


Для тех, кто далёк от путешествий или от России, стоит сказать, что мимо моего блога совершенно прошёл Паровозный Ренессанс - в последние несколько лет благородные машины вернулись как рейсовые (!) локомотивы по выходным на такой количество маршрутов, что я уже перестал их считать. Более того, я к тому времени уже успел доехать на паровозе из Сортавалы в Рускеалу, но так об этом и не написал. Однако и на второй раз работающий паровоз впечатляет:

34.


35.


Только помните, что

А вот такой кадр можно было бы снять и в музее...

36.


...но в музеях тендеры не бывают наполнены углём:

37.


А в кабине, если она и открыта...

38.


...нет злого резкого жара пылающей топки:

39.


Ну а массово лазил в кабину действующего паровоза народ именно потому, что здесь не рейсовый, а туристический маршрут, и паровоз на нём своё дело сделал.

40.


В Костроме я оказался то ли в третий, то ли в четвёртый раз, хорошо осмотрев центр города ещё в 2002-м и вновь душевно погуляв по нему в 2009-м. Однако более-менее подробного описания города в этом блоге так и не появилось, а если и появится - то после того, как я съезжу сюда летом да на 2-3 дня. В этот раз же я решил осмотреть "родину Снегурочки" (да, именно поэтому она вошла в маршрут!) точечно, вспомнив, что её вокзал не случайно называется Кострома-Новая. Новой она стала в 1932 году, а прежде поезда останавливались на правом берегу Волги и пассажиры их садились на паром. Мы же у Костромы-Новой сели на автобус да поехали за Волгу смотреть Старый вокзал (1887), который неожиданно хорошо сохранился:

41.


Хотя крылья его и выглядят так, будто стоять им осталось недолго.

42.


Куда лучше смотрелась каменная сердцевина, в которой обнаружился частный музей антиквариата:

43.


Вот только хозяин его так боялся ковида, что с нами разговаривал исключительно через дверь:

44.


Пути до вокзала теперь не доходят:

45.


Но сама пустая заснеженная станция Кострома так и лежит среди невзрачного района пятиэтажек и частного сектора:

46.


Дальше у меня были наполеоновские планы осмотреть заречные слободы, но в итоге мы дошли до церкви Спаса Преображения за Волгой (1685), с 1987 года принадлежащей староверам...

47.


....да нечаянно попали на мастер-класс по реставрации старинных книг:

48.


В котором нам без всяких вопросов разрешили поучаствовать:

49.


50.


51.


В центр, где воссоздаётся собор разобранного большевиками Костромского кремля, мы возвращались экстремально, пешком пересекая Волгу сквозь налетевшую метель:

52.


Вскоре поезд увёз нас в Москву, а там недалеко осталось и до новых, куда более основательных путешествий. В апреле я открыл для себя Северный Кавказ, решив начать сразу же по хардкору - с Ингушетии и Чечни.

53.


Часть маршрута я проделал с "Неизвестной Россией", которая уже не первый год организует авторские туры по десяткам регионов России. Моя дружба с ними началась ещё в 2020-м и обещает продолжиться в 2022-м:

54.


С ними я увидел Грозный, озеро Кезеной-Ам, Аргунское ущелье и города с гигантскими мечетями, где теперь уже ничто не напоминает о войне и старом довоенном мире:

55.


56.


57.


И успел в Урус-Мартан, в его знаменитый музей Донди-Юрт, который Адам Сатуев по прозвищу Донди собирал прямо во время войны. Увы, теперь это история: полгода спустя Донди умер от короновируса... Светлая, вечная память достойному сыну Чечни!

58.


Самостоятельно, в компании Ольги, я осматривал равнинную Чечню, включая бывшие казачьи станицы с их трагической судьбой:

59.


И Ингушетию сверху и снизу:

60.


61.


Краешком задел я и Северную Осетию, начав путешествие в Моздоке, а закончив в Беслане. И пожалуй именно Беслан я назову в 2021 "городом года" своих путешествий (есть у меня такая традиция).

62.


На впечатлениях Кавказа сейчас не буду подробно акцентироваться - вот здесь у меня обзор поездки, а в конце его - и оглавление по всем постами, оперативно написанным в апреле-мае. Май стал рекордным по посещаемости месяцем в истории моего блога (ЖЖ умирает, говорили они!), и думаю, не стоит пояснять, что большая часть порождённых этим рекордом комментариев - безобразная ругань.

63.


От которой отдыхать мы ездили с Прекрасной Незнакомкой в майский Питер:

64.


Как всегда переполненный яркими событиями и колоритными сюжетами:

65.


66.


67.


68.


69.


Четыре дня вместили и величие Троице-Измайловского собора, близ которого мы жили в крошечной съёмной комнатке с полатями над санузлом.

70.


И пространственно-временные континуумым мрачной Апрашки, куда забрели случайно и потому внезапно:

71.


72.


И самую красивую парадную, которую долго искали, готовясь препираться с консьержкой, но на месте обнаружив, что туда теперь свободный платный вход:

73.


В первую очередь, однако, мы поехали в Северную столицу именно что отдыхать, а потому реперными точками маршрута стали кафе. От модных ресторанов в центре...

74.


...до точки с самой вкусной в Питере шавермой за Обводным каналом, которой видимо с тех пор пришлось поменять вывеску:

75.


А ещё, как заметила когда-то Масяня, в Питере есть настоящее море... Ну, по крайней мере с точки зрения москвича на это звание сгодится и Маркизова лужа:

76.


Мы поехали на мыс со странным названием Гора-Валдай (или Каравалдай), оставшийся чуть в стороне от автовояжа в благословенном 2019-м.

77.


Чтобы там увидеть сосны на морском берегу:

78.


А в основном мы гуляли не спеша вокруг Шепелёвского маяка (1910), любуясь им с разных сторон:

79.


80.


81.


На егерской вышке у берега Прекрасная Незнакомка призналась, что панически боится высоты...

81а.


Возвращались в Питер через Петергоф. Но как бы ни были поэтичны фонтаны в весеннем парке...

82.


...нашей целью были не они, а красивое возвращение в город. Ведь прямо в парке находится причал "Метеоров":

83.


Которых тут курсирует столько, что им даже приходится ждать своей очереди на рейде.

84.


Цена кусачая - 800-1500 рублей (в зависимости от компании, даты и места) за полчаса ходу, но от желающий промчаться по заливу и увидеть Питер с необычной стороны отбоя явно нет:

85.


Мы входили в город самым суровым и колоритным маршрутом - через Большую Неву:

86.


Мимо знаменитых верфей:

87.


88.


По возвращении в Москву мне оставалось лишь в марафонском темпе выложить последние посты с Кавказа да съездить на традиционный Лесной сход Академии Вольных Путешествий. Чтобы через пару дней после него сесть на самолёт да на фоне Третьей волны Царь-вируса улететь на просторы Сибири.

89.


Так началось Суровое Сибирское Лето, в итоге продлившееся ровно три месяца. И на моём пути тут вставали то вода, то огонь, то конфликты с близкими людьми, то бюрократия людей бесконечно далёких. Оно же было как мало какое из моих путешествий богато на яркие встречи. В Хабаровске меня встречала Айна, прежде мне знакомая по Донбассу, Латвии (заочно) и Москве. По диким степям Забайкалья, судьбу восхваляя, со мной вместе Пётр гулял с рюкзаком на плечах. В Иркутске я гостил в избе у трёх художниц, из которых прежде был знаком с автостопщицей Аделиной, а на Байкале встретился с мотоциклисткой и гражданкой мира Ольгой. В Долину вулканов мы ходили втроём с другой, более привычной Ольгой и автостопщицей Аней, а другая Аня, тоже автостопщица, прежде успевшая пожить в нескольких странах, показывала нам Владивосток. Об этом путешествии, коллизиях, трудностях и ярких встречах я рассказывал в 3 частях, а посты из отдельных мест по горячим следам выкладывал всю осень.

Даурия (июнь). Хабаровск - Свободный - Тында - Забайкальский край - Агинский Бурятский округ.
Прибайкалье (июль). Иркутск - Окинский район Бурятии - Ольхон.
Второй путь БАМа (август-сентябрь). Чинейская железная дорога и Кодар - Хабаровск - Владивосток - остров Путятин.

Как ни странно, с 2020 у меня теперь больше долгов, чем с 2021-го: из того, что я планирую опубликовать, в блоге есть уже 3/4 этого путешествия. Пока же остановлюсь на нескольких особенно ярких моментах...

90.


В этом путешествии было много цветов. Прежде я был фанатом сибирской осени, но первая половина лета оказалась как бы не ярче. Вот - марьины коренья (дикие пионы) на Нерчинских рудниках:

91.


Вот - саранки на родине Чингисхина:

92.


93.


А вот - жарки на перевалах Восточных Саян:

94.


Под Хабаровском нанайцы показывали мне о том, как выделывать рыбью кожу:

95.


А на Ольхоне я посетил тайлган - молебен нескольких десятков бурятских шаманов:

96.


Я видел в ту поездку несколько старинных городов, самым ярким из которых ожидаемо был Нерчинск:

97.


Но всё же каркас этого путешествия образовали три пеших похода по горам. Первый - в Долину вулканов в Восточных Саянах, куда прорывались мы с боем, несколько раз отменяя поход и вновь намечая по мере введения и отмены локдаунов в Окинском районе Бурятии. Приключения продолжились и в Орлике, где мы долго и не с первого раза искали машину, и в самой Долине, где Оле из-за внезапного флюса пришлось эвакуироваться с встречной группой, а мы остались вдвоём с Аней. Об этом похоже я уже рассказал в 6 частях.

98. Окинский тракт.


99. Орлик и Окрестности Орлика.


100. Хойто-Гол и дорога вдоль Сенцы.


101.


102. Перевал Черби.


103. Долина вулканов.


104.


Другие два похода прошли подряд в августе, и их начальным пунктом была Новая Чара - станция на Байкало-Амурской магистрали, которую я бы назвал кульминацией БАМа.

105.


Сначала - на юг от железной дороги, на Удокан, по каньонам которого проложена самая высокогорная и самая технически сложная в России, но при всём том заброшенная Чинейская железная дорога:

106.


107.


В окрестностях которой нам повезло зайти в гости к оленеводам-эвенкам:

108.


Но кульминацией всего путешествия, да и года, стал Кодар - красивейшие горы, что я когда-либо видел:

109.


Но - лишь по хорошей погоде: при всей пронзительности впечатлений, Кодарский поход кончился неудачей - затяжные дожди заперли нас на избе ГМС, которая служит приютом для большинства туристов, и не успев сходить в три радиалки к достопримечательностям, мы были вынуждены эвакуироваться с другой группой, экипировка которой позволяла пересечь вздувшиеся реки.

110.


Тягостные, холодные, непредсказуемые броды остались для меня символом уходящего года. Каждый из них приходилось проходить по три раза - самому вперёд, самому налегке назад и снова вперёд с рюкзаком Ольги, держа её за руку. К одному из бродов пришлось целый день лезть без тропы через крутую сопку - в низовьях той речки вода была слишком высока. За одними бродами ждали другие броды, да неизвестные тропы, да густой туман...

111.


И что там, на том берегу?

112.


С Кодара, ещё два дня проведя в поезде...

113.


...мы спустились словно прямиком в Приморье, завершив путешествие на, натурально, райском тропическом острове Путятин:

114.


...где a-krotov организовал ещё один маленький сход АВП:

115.


Ну а в Москве меня ждала Прекрасная Незнакомка, и после короткой передышки мы отправились в мою родную Пермь. Тут, конечно, мне стоит принести извинения тем своим пермским друзьям, с кем не встретился, но сам формат поездки третьих не предполагал. Мы поехали в мои любимые места всей России - на север Пермского края, в Усолье, Чердынь и Соликамск, где я оказался уже в пятый раз, но и в шестой приеду с удовольствием.

116.


Мои посты 2010 и 2018 годов:
Березники и окрестности. Березники. || Лёнва и Пыскор (а также штрихи к портрету) || Усолье.
Соликамск. Соборная площадь || Центр || Уездное и советское || Усть-Боровский сользавод.
Чердынь. Пейзажи и атмосфера || Архитектура и музеи.
Зачердынье. Пянтег и Рябинино || Покча || Ныробский тракт || Ныроб || Красновишерск.

Березники продолжают проваливаться и переезжать на другой берег Камы:

117.


Но химзаводы их всё так же дымят:

118.


Являя контраст с пасторалью Усолья:

119.


Где в этот раз я открыл для себя пару новых музеев:

120а.


И "секретные локации" - немало старопромышленных руин на берегу Камы находятся за пределами Строгановского ансамбля.

120.


121.


Чердынь же я увидел в новой для себя, осенней одежде:

122.


А в её музее помимо привычных за прошлые приезды вещей обнаружилась такая вот очаровательная карта Российской империи из местной уездной гимназии:

123.


Фотографий же с этой поездки почти что и не будет - в Ныробе у меня сломался фотоаппарат. Вскоре мы добрались до скалы Узкая Улочка, восхождение на которую сквозь узкую трещину, по народному поверию, отпускает все грехи. Впервые оказавшись тут в 2018 году после обильного дождя, я не рискнул на неё подниматься, но вдвоём - совсем иное дело... Несколько раз то я, то моя спутница пытались отступиться, но глядя друг на друга, вновь принимали решение лезть. Подъём оказался нелёгок в первую очередь из-за того, что в мире много любителей отпущения грехов на халяву, и от их ног дно Улочки скользкое, как лёд. Однако мы взобрались, и я не знаю насчёт отпущения грехов, а пару дней спустя в Перми на мосту через Каму моя спутница вдруг поняла, что ей совсем не страшно смотреть вниз. Победа над страхом высоты воодушевила её так, что в Москве она пошла на скалодром. Ну а таким в той поездке был я:

124.


По возвращении из Перми меня взял в оборот "Росатом" - ещё в 2020 году у них намечался блог-тур на Белоярскую АЭС, откладывавшийся в итоге столько раз, что я успел про него забыть. Однако блог-тур состоялся, и в конце сентября я совершил 3 перелёта за сутки с небольшим - из Перми в Москву, а потом из Москвы в Екатеринбург и обратно. В ночном автобусе, которым я ехал то ли в аэропорт, то ли из аэропорта, моими попутчиками стала вот такая вот колоритная пара, причём к собаке парень обращался не иначе как на Игорь Николаевич:

125.


На Белоярской АЭС нам показали самый настоящий Вечный Двигатель - реактор на быстрых нейтронах, который с обычными реакторами по очереди может использовать одно и то же топливо десятки, если не сотни лет.

126.


127. фото Валерия Грачикова.


128.


Перелётов же в итоге вышло 5 за неделю - буквально по пути из Заречного (где Белоярка) в Кольцово (аэропорт Екатеринбурга) мне было предложено слетать ещё и в Ростов-на-Дону:

129.


Из которого я видел лишь новый пафосный аэропорт "Платов" (кадр выше). Прилетев одним днём, мы сразу же помчались с лихой донской таксисткой Олесей в Волгодонск, на " Атоммаш", завод ядерных реакторов с неописуемо гигантскими цехами:

130.


Под сводами которых команда силачей буксировала ядерный реактор:

image Click to view



А по возвращении Олеся и её супруг, по виду классический донской казак словно из первых глав "Тихого Дона", угощали нас ужином. В завершение сезона - пиво с раками:

131.


Дальше я купил билеты на поезд и в конце октября готовился ехать смотреть сам Волгодонск, а заодно Армавир и Адыгею... Но судьба распорядилась иначе - третья волна Царь-вируса, не успев закончиться, перешла в четвёртую, которая накрыла и нас с Прекрасной Незнакомкой. Переболели мы в целом легко, без температуры и кашля, но с положенной потерей обоняния, а сильнее всего подлый вирус ударил меня и вовсе по нервам. Теперь и это позади, а судьба, кажется, уберегла нас и от пост-ковида. Год же как начался отменённой поездкой, так ей и закончился. Напоследок - вот такой сюжет: я наконец-то раздобыл пакколь, или шапку-пуштунку, которую Антон Кротов привёз под конец года в заснеженную Москву из знойного Пакистана.

1а.


2022-й я встречаю в плотной работе, давшей передышку на считанные дни. И надеюсь, что Варандей-Дзен, как и прежде, будет плодоносить, а путешествия продолжаться. Тем не менее, радует, что и Варандей-Фонд не совсем зачах - в 2021 году вы перевели мне 69 тыс. рублей, что меньше, чем в 2016-20 годах, но всё же больше, чем в первые годы проекта. Отдельное спасибо человеку, который не так давно прислал мне 7000 с чем-то - это крупнейший перевод в Варандей-Фонд 2021 года.

Вы можете поддержать этот журнал.

Карта № 4276 3801 4264 5311



PayPal - для перехода на страницу нажмите эту кнопку:



Счёт №: 408 17 810 5 38126760756
Буяновский Илья Алексеевич
Сбербанк РФ, офис №9038/01205
БИК: 044525225
Корр.счёт: 30101810400000000225

Чего я пожелал бы себе в предстоящем году, помимо путешествий, здоровья и доходов? Пожалуй, двух вещей.
1. Научиться уже ходить в пешие автономные маршруты, в идеале - вернувшись на Кодар.
2. Перейти, наконец, брод, чтобы Прекрасная перестала быть Незнакомкой.

А о планах напишу отдельный пост.
Previous post Next post
Up