Гах (Кахи). Эретия - алеф Кавказа

May 17, 2020 16:25



По Борхесу, алеф - это "одна из точек пространства, в которой собраны все прочие точки". Вот и Эретия, или Шеки - северо-западный хвостик Азербайджана, где живут грузины и дагестанские горцы, в былые времена правили армяне, а древнейший след оставили скифы, в контексте которых можно вспомнить ещё осетин. Эретией я начинаю рассказ про Арран - Западный Азербайджан, ядро Кавказской Албании в среднем течение Куры, между Большим Кавказом (за котором показанный в прошлой части Хыналыг) и Малым Кавказом (за которым - показанный в другой прошлой части Дилижан) в противоположность спускающемуся на Каспийское море Ширвану. И для начала наведаемся в Гах, или Кахи - небольшой городок (14 тыс. жителей) в 40км от старинного Шеки, "столицу" азербайджанских грузин-ингилойцев.

Про сам Шеки я ещё расскажу в трёх частях - в Азербайджане он примерно как в России Суздаль, патентованно интереснейший малый город страны. Пока же начнём рассказ от границы Шекинского района. Необычайно красивый въездной знак - не помню точно, на какой из двух параллельных дорог: одна, из Евлаха, идёт по долине, другая, из Шеки, по самой подошве гор, и к Закаталам они сходятся, а вот Гах стоит на второй дороге.

2.


Азербайджан тут вклинивается узкой полосой между границ России и Грузии. С одной стороны стоят остроконечные хребты Кавказа, в которых мне чудились знакомые по прошлым частям Базардюзи с Шахдагом. Но нет - это другие горы, и примерно на километр пониже: в среднем высота вершин тут около 3200 метров, а стало быть на них лежит снег, а не вечные льды. Однако за горами - точно так же, Дагестан:

3.


И тщедушные речки образуют у подножья бескрайние курумники:

4.


С другой стороны, особенно если ехать по верхней дороге, открывается впечатляющий простор. Это знаменитая Алазанская долина, и за Алазань-рекой - Кахетия:

5.


А на узких разбитых дорогах оживают стереотипы Кавказа. То скрипит деревянными колёсами арба:

6.


То машины вязнут в отаре:

7.


Местные, что характерно, на такую "пробку" реагируют, как на неизбежность, и терпеливо ждут, пока козлы да бараны дадут проехать. Мы же, столкнувшись впервые, нашли решение - я вылез из машины и отплясывая перед капотом, начал создавать впереди зону разрежения. Да, здесь, как в Шемахе или Лагиче, я снова был на машине в компании Ольги Лаурентин lotmir, Людмилы tarrri из Севастополя и Елены, которая блогов не ведёт.

8.


...Как ни относись к одиозному Зие Буниятову, главному идеологу азербайджанской независимости, его концепция преемственности Азербайджана от Кавказской Албании - гениальна. И самое тонкое в ней - рыхлость, и как следствие - гибкость. Как протекторат то Рима, то Армении, то Персии, Албания оставалась многонациональным государством о 26 племенах, где в качестве лингва-франка использовался язык сюзерена. Хотя под конец у албан были церковная иерархия и даже собственные письменность на основе наиболее многочисленного гаргарского (агванского) языка, процесс их консолидации так и не завершился, а стало быть для любого угла Закавказья не сложно вывести родословную от ассимилированных албанских племён. И если в долине Куры и предгорьях Большого Кавказа албаны стали азербайджанцами, а в Арцахе и Утике на Малом Кавказе - армянами, то логично предположить, что где-то они вошли и в состав грузин. Так и спорят теперь Азербайджан и Грузия, краснея от возмущения, о том, чьей исторически была долина Алазани. Грузины утверждают, что Албании тут вовсе никогда не было, а были лишь архаичные племена, крещённые кахетинскими князьями, азербайджанцы же считают, что эти земли отошли Албании как минимум в 387 году, когда Закавказье разделили Персия и Рим, а то и раньше. Не столь даже важно, на каком языке эти племена говорили: большинство албанских языков хоть и принадлежали к нахско-дагестанской семье, а были не взаимопонятны, и саки да картвелы вполне могли затесаться среди них. Ну а руины древних, вплоть до 5 века, албанских базилик тут стоят вперемешку с грузинскими храмами Средних веков.

9.


Поворотным моментом в истории Эретии стало возвращение в византийское православие - в противоположность другим албанским племенам, окормлявшимся Армянской церковью, а позже перешедшим в ислам. Грузинская церковь приняла такое решение, размежеававшись с армянской, в 609 году, а православной крестительницей Эретии считается царица Динара, правившая в 10 веке. В те века Эретия балансировала между Грузией и Арменией, Кахетией и Шеки, но почти всегда - в орбите более сильных соседей. Первые князья Эретии, появившись на исторической сцене в 787 году, носили грузинский титул мтавари. В 9-10 веках Эретия входила в Шекинское царство, которым правили армянские цари Смбатяны из Хачена (Карабаха). В 1008 Эретию покорил царь Квирике III из соседней Кахетии, но с 1038 году, через хитрые комбинации престолонаследования Кахети-Эретское царство перешло армянам Кюрикидам - младшей ветви и вассалам Багратид. В 1105 году Алазанскую долину занял Давид Строитель, включив в состав единого грузинского царства, периферией которого Эретия и оставалась в следующие четыре с половиной столетия.

10.


Грузинские церкви здесь вполне привычная деталь пейзажа, а сам их список на википедии впечатляет. Я бы сказал, по количеству церквей на единицу поверхности азербайджанская Эретия ничуть не уступает Армении или Грузии. Их цепочка начинается буквально от Шеки - знаменитый Кишский храм, столь любимый азербайджанцами как место крещения Кавказской Албании, по данным скандинавских археологов тоже построили грузины в 11-12 веках. Но по пути из Шеки в Гах Эретию открывает Курмухская церковь Святого Георгия, красиво стоящая на зелёной горе в перспективе дороги. Она известна с 1310 года, а в нынешнем виде построена в 1892 году: грузинский след здесь - вовсе не дела давно минувших дней. Культурным центром нынешней Эретии служит село Алибейли с храмом Святой Нины (1871) и театром (с 2004) в сельском ДК. Туда мы уже не доехали, как и (вот это правда зря!) в стоявший почти по дороге Кум с руинами гигантской албанской базилики 5 века.

11.


Да и с церквями не всё так однозначно: местные грузины образуют самобытный субэтнос ингилойцев, и из 10-15 тысяч его представителей около 2/3 - мусульмане. Да столь рьяные, что в Гражданскую войну священник Курмухской церкви был убит за проповеди христианства среди них.

11а


После монгольского нашествия армяне окончательно выбыли из борьбы за Эретию, но и у Грузии здесь появились другие соперники. Начиная с 15 веке из Дагестана в Закавказье всё активнее спускались тамошние горцы - аварцы и цахуры. Оставаясь суннитами, в бесконечных ирано-турецких войнах 16-17 веков они пользовались благосклонностью и тех, и других: Османам горцы были нужны как единоверцы-союзники, Сефевиды же задабривали их, понимая, что это лучше, чем воевать в горах. Горцы жили джамаатами - родовыми общинами, слагавшими подобие конфедераций. В середине 16 века Цахуры ниже по Алазанской долине образовали Илисуйский султанат, где султан, занимавшийся в первую очередь внешней политикой, избирался старейшинами джамаатов из кандидатур в пределах династии. Аварцы в верховьях же и вовсе никого не избирали, а так и жили Джаро-Белоканским союзом 5 джамаатов. И если район Губы я называл Азербайджанским Дагестаном, то здесь было Дагестанское Закавказье. Горцы стали хозяевами Эретии, а грузины и равнинные мугалы (местное племя азербайджанцев, обосновавшееся здесь чуть раньше)  платили им дань да принимали их веру.

12.


Россия присоединила эти горы в 1803 году, вместе с азербайджанскими ханствами. Но утверждение русской власти затянулась на несколько десятилетий, а иные попытки кончались победой горцев, как например вырезанная в горах карательная экспедиция генерала Василия Гулякова. Фактически, эти места так же были охвачены Кавказской войной, где последний илисуйский султан в бегах породнялся с Шамилем. Вместо губерний и провинций основной административной единицей тут стали особые округа под военным управлением - Джаро-Белоканский (с 1830 года) и (после включения бывшего Илисуйского султаната в 1844 году) Закатальский. Вот например на кадре выше крупное цахурское село Мухах (7,3 тыс. жителей) у самых Закатал, в прошлом центр одного из Джаро-Белоканских джамаатов. Выше сменяющееся аварскими Верхними Чардахлами (Юхары-Чардалхлар). Примета здешних сёл - высоченные булыжные заборы и амбары из одной стены да крыши, но мы заехали в село посмотреть вон на ту гору:

13.


Прямо в отвесном склоне которой заметна Пери-кала, Крепость Фей, ибо люди ведь не летают? Считается, что построили её ещё Сасаниды в 5 веке как дозорный пункт. Но не секрет, что на Северном Кавказе подобные крепости служили чеченским боевиками даже в постсоветских войнах, что уж говорить про Кавказскую войну в 19 веке?

14.


В Гражданскую войну Эретия в последний раз вернулась к Грузии - ГДР (не Германская!) держала эти земли в 1918-20 годах, и так как обе страны воевали с Арменией, у Азербайджана взгляд на этот спор был скорее "я с тобой потом разберусь!". В 1922 году судьбу Гаха и Закатал решили старейшины - хоть и в атеистическом Советском Союзе, а всё же они выбрали присоединение к мусульманской республике. В наши дни в этом углу страны азербайджанцы - большинство населения, а грузины, цахуры, аварцы и рутульцы - весьма заметные меньшинства.

15.


Гах встречает за Курмухчаем, вода которого после ночного ливня стала похожа на бакинский мазут:

16.


Прошлый и следующий кадры сделаны навстречу друг другу - в паре километров от современного моста над рекой висит старый Немецкий мост:

17.


В отличие от Ленкорани, где его тёзку строили пленные немцы, этот 85-метровый мост был построен немецкими инженерами в 1897 году:

18.


Хоть и на второстепенной дороге, он по-прежнему проезжий:

19.


Сам Гах, по-грузински Кахи, с 1930 года райцентр, а с 1967 - город, на первый взгляд вполне типичный азербайджанский городок с холёными главными улицами и памятником Гейдару Алиеву. Где-то тут есть новая мечеть, которую я не только не заснял, но и не запомнил, а главный колоритом стала проехавшая мимо маршрутка с надписью по-грузински без дубляжа - наверное, в Тбилиси. До него отсюда не близко (около 200 километров да граница), и всё же существенно ближе, чем до Баку.

20.


У главной площади нашёлся такой вот очаровательнейший артефакт:

21.


И заброшенный грузинский Крестовоздвиженский храм (1888) на фундаменте базилики 12 века. Ещё он известен как Малый Алаверди, и в этом названии вся связь Эретии с Кахетией: "большой" Алаверди в Грузии - главный кахетинский монастырь.

22.


В пустующий зал собора можно заглянуть через окна:

23.


Не знаю точно, что тут было, но судя по табличкам на стенах прицерковных построек...

24.


...что-то вроде дома культуры. Я даже предположил, что Гахский грузинский драматический театр в Алибейли начинался именно здесь, а туда в 2004-м только переехал, но и об этом ничего не нашёл: официально тот театр зарождался в 1981 году как кружка самодеятельности в сельском клубе.

25.


Здесь же - не потревоженные христианские могилы. На албанскую надпись с позапрошлого кадра я тоже внимание обратил.

26.


Вообще, с толковой историей Гаха как города в интернете туго. Но он безусловно был неразрывно связан с Илису - столицей цахурского султаната выше по Курмухчаю. Рискну предположить, что здесь располагалось древнее грузинское село Кахи, с 16 века ставшее караван-сараем и базаром, где горцы торговали с равниной. В 1803 году же Россия построила в Гахе крепость, запиравшую непокорное ущелье. На первое намекает название центрального района - Ичери-Базар (Внутренний рынок)...

27.


...а на второе - опоясывающие его крепостные стены, в которых, кажется, даже есть аутентичные куски:

28.


С разных сторон - двое ворот:

29.


Которые соединяет отреставрированная, я бы сказал даже - вылизанная, пешеходная улица:

30.


Не знаю, сколь аутентичная, но весьма симпатичная:

31.


32.


В середине - летний театр:

33.


И кафе, где мы обедали гахским фирменным блюдом сорхюллю - это цахурский вариант дагестанского хингала с мясом на косточке и тестом в форме ушек:

34.


Снаружи стен, тут уж конечно явно бутафорских - памятник Низами, столь же неизбежный в Азербайджане, как и памятник Гейдару Алиеву:

35.


И просто старые домики разной степени зареставрированности:

36.


Не город и не село, а как сказали бы в западных губерниях - местечко:

37.


Восстанавливали Ичери-базар по воспоминания старожилов, и остаётся лишь задаться вопросом, деревянные балконы стали фантазией реставраторов или их когда-то давно действительно обкарнали у этих плоских фасадов?

38.


А вот одноэтажная школа похожа на "казённые" здания Российской империи начала 19 века - может, тут были офицерские квартиры или дом коменданта?

39.


Из Гаха мы взяли курс вверх по долине Курмухчая, но городок продолжает предместье Гах-Ингилойский. Внешне оно почти не отличается от азербайджанских сёл, но закладные камни в некоторых домах напоминают:

40.


В центре - небольшой Георгиевский храм (1855), кафедральный собор Гахской и Курмухской епархии Грузинской православной церкви в Азербайджане:

41.


Такие вот базилики восточно-европейского вида в ингилойской архитектуре тоже весьма распространённый тип:

42.


В храме шла служба:

43.


А потому во дворе его были и сами грузины. Именно, по самоназванию, грузины - ингилойцами они называют соплеменником-мусульман, да и переводится это слово, вроде как, "новообращённые". Если верить вот этой весьма объёмной статье, приходится им непросто. В Азербайджане официальной дискриминации вроде и нет, но кто в Закавказье с его кумовством конкурентоспособнее, думаю, и так ясно. В Грузии ингилойцев тоже считают "татарами", а гражданство исторической родины они получают на общих основаниях. И тем не менее Сакартвело им роднее, и в Стране Огней ингилойская община тает на глазах: христиане уезжают в Грузию, а мусульмане записываются азербайджанцами и забывают грузинский язык.

44.


В целом же здешние грузины живут вполне по-кахетински, на застольях едят свиной шашлык, наливают вино из кувшинов-квеври и хором поют грузинские песни. К тому же Саингило (так ещё иногда называют Эретию) не пытается быть "маяком свободы" и не ездит в Европу без виз, поэтому здесь грузинское общество на пару поколений архаичнее и патриархальнее, чем на исторической родине.

45.


Ну а мы - едем дальше в Илису. Выше по долине - пафосные гостиницы и даже элитного вида дома:

46.


Остатки чего-то старопромышленного - похожие печи для обжига стройматериалов я видел в уральской Сатке и карельской Сортавале:

47.


Советские скульптуры да новодельные крепости:

48.


Впереди цахурское Илису, но о нём - в следующей части.

АЗЕРБАЙДЖАН-2019
Обзор поездки по Азербайджану и Ирану и ОГЛАВЛЕНИЕ по Закавказью.
Азербайджан. Кавказская Албания
Азербайджан. Исторические области и народы.
Азербайджан. Транспорт.
Азербайджан. Искусство, этнография, кухня.
Азербайджан. Становление и реалии.
Азербайджан/Армения. Вражда и люди.
Апшерон
Баку. Нагорный парк, виды и колорит.
Баку. Ичери-Шехер, Девичья башня.
Баку. Ичери-Шехер, дворец Ширваншахов.
Баку. Ичери-Шехер, дома и улицы.
Баку. Ичери-Шехер, вдоль стен.
Баку. Бакинский метрополитен.
Баку. Биби-Эйбат и Баилово.
Баку. Бакинский бульвар.
Баку. Молоканка.
Баку. Улица Низами и окрестности.
Баку. Вокзал и Еврейский квартал.
Баку. Советская.
Баку. Предместья.
Баку. Чёрный город и проспект Гейдара Алиева.
Апшеронский полуостров. Грязевые вулканы, горящие горы, нефтяные поля и старые сёла.
Апшеронский полуостров. Сабунчи и Сураханы.
Апшеронский полуостров. Мардакяны.
Апшеронский полуостров. Гала.
Апшеронский полуостров. Гобустан.
Апшеронский полуостров. Сумгаит
Ширван.
Шемаха и Гобустан (Мараза).
Лагич.
Ивановка. Молокане.
Нидж. Кавказская Албания.
Азербайджанское Предкавказье.
Губа и дорога из Баку.
Губа. Красная Слобода.
Хыналыг. Путь наверх.
Хыналыг. Аул.
Талышские горы
Ленкорань.
Лерик и Астара.
Эретия (Шеки).
Гах и история Эретии.
Илису.
Закаталы.
Киш. Кавказская Албания.
Шеки. Нухинская крепость.
Шеки. Старый город.
Шеки. Новый город.
Арран
Мингечаур и дорога Шеки-Гянджа.
Гянджа. Центр.
Гянджа. Разное.
Гёйгёль и немецкое Закавказье.
Нахичевань - см. оглавление.

замки-крепости, Кавказ, природа, дорожное, Азербайджан, азербайджанцы, грузины, этнография

Previous post Next post
Up