Я думала, что это - о гражданской войне, но ошиблась: она о другом. В любом случае, уже по названию видно, что читать будет тяжело. Не для отдыха и развлечения книга. (Впрочем, я не читала, а слушала.)
Слог хороший. С самого начала я даже подумала: это каким же надо быть графоманом - в хорошем смысле, чтобы так подробно, с таким смаком описывать самые простые вещи?! Слова-то текут легко, свободно и приятно, при том что смысл за ними, конечно, ужасный.
В последнее время литература открывает такие уголки истории, о которых я или не подозревала или не задумывалась. Некоторые бедствия, тяжелые события "распиарены" широко, хорошо известны, а некоторые - где-то за кадром, хорошо, если о них вообще упоминают в учебнике истории.
О Ленинградской блокаде мы знаем довольно много. Хотя далеко не всю правду, не все подробности.
О Голодоморе на Украине стали писать не так давно. Прежде скрывали. Помню, первый прочитанный рассказ об этом назывался
"Хлеб для собаки".В "Солнце мёртвых" рассказывается о голоде в Крыму. Уже после гражданской войны - 1922-23 годы. Усугубленный "красным террором", когда революционная шушера ходит по домам и отбирает "излишки". Ну, и одновременно расстрелы. Бывших офицеров Белой армии, бывших царских чиновников, прочих "контрреволюционеров".
Страшная реальность, борьба за выживание.
Один эпизод, правда, меня как-то смутил и удивил.
У автора или того, от чьего лица ведется рассказ, было несколько кур. Не похоже, чтобы они несли яйца - они тоже голодали, кормить их было нечем. Зерно нужно самим. Ну, как-то они сами кормились, червячками, наверное... И вот одну курочку чуть не унес ястреб. Ее отбили, но она при этом всё равно погибла.
И рассказчик её похоронил.
Вот этот поступок у меня в голове совершенно не укладывается. Почему нельзя было ее сварить и съесть?! При таком-то голоде. Ну, допустим, он вегетерианец (об этом ничего не сказано, но допустим). Так отдал бы курочку соседям. Где маленький мальчик целый день плачет и просит хлеба. Может быть, эта курочка спасла бы соседских детей или хотя бы продлила им жизнь.
Там барыня, соседка меняет драгоценное ожерелье, подаренное ей мужем в медовый месяц, на три фунта хлеба. И подсчитывает, что в прежнее благополучное время на деньги, которые стоило это ожерелье, можно было купить хлеба на восемь лет жизни.
Автор, безусловно, антисоветчик отъявленный - во всех бедах он винит Советскую власть. Хотя объективно - а с чего всё началось? Кто начал войну? Так ли уж благополучна была бы жизнь в Крыму после Мировой войны, даже не будь революции? Вот в Германии революции не было, а всё же 600 тысяч умерших от голода.
И еще винит равнодушную к бедам России Европу.
И, оказывается, майсы об использовании человеческих волос и кожи в промышленных целях, появились еще тогда - задолго до Освенцима. Вот что он пишет, обращаясь к благополучным европейцам:
"Смотри, Европа! Везут товары на кораблях, товары из стран нездешних: чаши из черепов человечьих - пирам веселье, человечьи кости - игрокам на счастье, портфели из «русской» кожи - работы северных мастеров, «русский» волос - на покойные кресла для депутатов, дароносицы и кресты - на портсигары, раки святых угодников - на звонкую монету. Скупай, Европа! Шумит пьяная ярмарка человечьей крови… чужой крови.
Цела Европа? Не видно из Виноградной балки. Как там - с …«правами человека»?"
О! И нынешние "права человека" уже появляются. А это - 1923 год.