Из
этого обсуждения скопирую некоторые комменты:
Вот 13 идей еврейской веры.
1) Творение мира происходит постоянно, и каждый человек участвует в нем, сознательно или нет.
2) Невозможно определить, что такое бог, ум, но можно и нужно рассматривать свойства бога, ума, и таким образом постепенно открывать и задействовать такие свойства в себе.
3) Нет ничего сильнее отточенного намерения, любое желание сбудется, когда человек осознает и развивает своё намерение. В этом причина существования времени.
4) Нет ничего ценнее жизни. Каждый человек может, пока жив, приблизиться к богу настолько, насколько захочет; через (2) мы знаем, что это понимается как раскрытие максимального количества качеств бога в себе.
5) Точно так же, как в т. н. материальном мире есть физические законы, которые нельзя ни обойти, ни обмануть, в душе имеются свои законы, которые нельзя обойти или обмануть. Это понимание, образно говоря, направлено на то, чтобы не забивать гвозди градусником - например, не красть в гостях серебряную ложечку. Как нам откуда-то известно, даже если ложечку вернем, осадок останется.
6) В частности хасидизм учит, что жизнь дана для радости. Что такое радость и как к ней прийти - почему благородному дону или донне не думать время от времени, что кого радует, включая себя?
7) Еврейская религия оказалась первой, в которой на уровне закона раб любого племени должен быть отпущен на волю через 7 лет, если за эти 7 лет его не выкупили или не освободили. Также это первая религия, где на уровне закона человек обязан вымыть руки после туалета. Эти два положения дали миру кое-что, да?
8) Еврейская религия выработала систему обучения, при которой человек постоянно погружен в диалог и конфликт мнений, годами растет в такой среде, и имеет шанс научиться отличать логику от позы, а также обращать внимание на качества исследуемого вопроса до самых мелочей.
9) Мистические аспекты еврейской религии направлены на осознание процесса получения творческого импульса и на расчистку пути от интуитивного предчувствия до материального решения любой задачи в любой области.
10) Ключ ко многим вопросам - благословение и благодарность. Этот аспект я проиллюстрирую комменатрием к Писанию, а именно к эпизоду с девицей и яблочком. В Писании нет слова "яблоко", напсано "плод". Некий плод, который обладает свойством изменять реальность человека, который это дело проглотил. Станет ли бог помещать в раю (!) плод, от которого человеку нельзя есть? Конечно не станет, и от человека требовалось дождаться прихода субботы, когда над этим плодом можно прочитать благословение и пожалте опьяняться. Вот чего Ева с Адамом не дождались. И для нас полезная нагрузка из этого комментария - не пей без благословения. Недаром вино было открыто человеку (Ноаху или Ною в русской традиции) уже после потопа, когда и было сотворено физическое время, как мы его знаем сейчас: после потопа бог поставил радугу - а как создать радугу? Ограничив скорость света. Так у человека появилось время подумать, чего же он/а на самом деле хочет...
11) Во времена, когда формулировались законы логики, греки записали постулат "утверждение может быть либо истинно, либо ложно: третьего не дано", а евреи - "третье скрыто". Разница огромная и очень полезная.
12) Воля человека обусловлена и свободна в той мере, в которой человек стремится к ее осознанию.
13) Воображение важнее знания.
Библейский иудаизм дал этический монотеизм. Это вот что:
представление о том, что Бог - не только творец, и не только хозяин, награждающий за послушание и карающий за ослушание, но и воспитатель.
А направление воспитания - увеличение дружбы и уменьшение ненависти, меньше думать о себе и больше думать о других. Выполнение заповедей - не только принесение определённых жертв и не только не надевание шерсти в смеси со льном, но и (surprise!):
- Если увидишь, что осёл твоего врага лежит под ношей, не проходи мимо, но обязательно помоги твоему врагу развьючить, поднять и навьючить.
- Когда будешь в чужом винограднике или поле, можешь срывать виноградины или колосья и есть (а хозяин не может возражать), а в сумку не клади.
- Если твой ближний обеднеет, не скупись, но открой руку свою и обязательно дай ему то, в чём он нуждается.
- Сам отдыхай по субботам, и рабы твои пусть отдыхают.
- Когда построишь дом, сделай на крыше ограду, чтобы с крыши никто не свалился.
- Когда будешь осаждать вражеский город, не руби плодовые деревья, ведь дерево - это не вражеский воин, который может убежать в осаждённый город.
Это непривычно, и люди сразу же спросят (хотя бы про себя): а почему? Как это объясняется? И Бог им на это отвечает: долго объяснять, да и не поймёте вы ещё. Поэтому просто примите это как заповедь, наряду с прочими заповедями, которые вы выполняете из послушания. Я Господь, а вы слушайтесь. "Не мсти и не храни злобы на соплеменников, и люби ближнего как самого себя. Я Господь".
Талмудический и постталмудический иудаизм дал следующие полезные вещи:
- Правила организованной благотворительности. Обязанность каждого человека отделять деньги или усилия на благотворительность. Разработанная лестница приоритетов - кому прежде всего помогать и каким образом лучше всего помогать. Учреждение благотворительных касс и благотворительных обществ.
- Запрет злословия и сплетен, также подробно разработанный.
- Преступление по отношению к человеку автоматически является грехом по отношению к Богу. Отсюда обязанность просить прощения у тех, перед кем провинился, и возмещать весь ущерб, нанесённый тобой людям - без этого нечего ждать прощения от Бога. А не получишь прощения от Бога - не будешь уверен в завтрашнем дне, поскольку Бог - это распорядитель твоей судьбы. Более того: от грехов против Бога очищает Йом-кипур, а от грехов против человека ничто, кроме прощения этого человека, не очищает.
- Убеждение в том, что лучшая деятельность для человека - это интеллектуальная деятельность (изучение Торы). И даже тот, кто хочет или должен пахать, тачать сапоги или торговать, обязан выделить каждый день определённое время для этой интеллектуальной деятельности
Ислам дал:
- Распространение некоторых идей иудаизма на другие народы, вне еврейского: организованная благотворительность, этический монотеизм.
- Как и христианство, отделил веру от национальности. Как в христианстве теоретически несть эллина, ни иудея, так и в исламе от Марокко до Малайзии все - одна умма. Исламу это удалось лучше: в нём было гораздо меньше внутриисламских религиозных войн, чем в христианстве - внутрихристианских. До сих пор на хадж в Мекку могут приходить представители любых течений ислама, в том числе тех, кто считает всех вне себя еретиками. Как раз на этой неделе был хадж, и в Мекке все равны.
- Как и в христианстве, в исламе адаптированы достижения гуманитарных наук, сделанные язычниками, и это не противоречит вере