Эрик-Эммануэль Шмитт. Другая судьба

Mar 20, 2017 11:51


Ой! Он француз, оказывается! Несмотря на фамилию. (Только что посмотрела в Вики.)
Стыдно, но я вообще его путала со Шлинком (который "Чтец"). Короткая немецкая фамилия на Ш!

Не могу сказать точно, что это - самая противная книжка, которую я когда-либо читала. Возможно, были настолько же противные. Но я же обычно бросаю читать, если вижу, что мерзость. Но тут пришлось читать. Потому что в рамках темы, на которую я подсела: альтернативная история, альтернативные судьбы. Хотела понять концепцию автора.
Тут, коротко говоря, вот что. Когда-то Гитлер хотел стать художником, что-то там рисовал (теперь его акварели коллекционеры покупают за много тысяч) и пытался поступить в Венскую академию художеств. Но его не приняли. В книге рассказывается о том, как, по мнению автора, могла сложиться его судьба, а заодно судьба всего мира, если бы приняли.
Параллельно идет рассказ о том, как складывалась жизнь реального Гитлера. Главками: то одна альтернатива, то другая. Чтобы различить, один персонаж именуется Гитлером, а другой - Адольфом Г.
Причем в обоих случаях автор лезет в голову и душу персонажа: рассказывает, что тот думал и что чувствовал. Реальная канва событий в случае "Гитлера", видимо, соответствует исторической правде. Автор всё же перечитал массу биографий, книгу проверяли специалисты и ляпов не нашли. Но как он мог знать, что Гитлер на самом деле думал и чувствовал?!
А вторая линия уж полностью на совести автора.
И оба варианта читать было жутко противно. Там еще Фрейд приплетен, фрейдизм, сексуальный опыт альтернативного персонажа. Ну не хочу я лезть в голову этого типа, даже если он не станет известным нам Гитлером! И не хочу знать подробности его сексуальной жизни.

Это вот что мне напомнило. Пыталась как-то читать Зиновьева "Зияющие высоты". Не смогла вот почему. Там действие происходит в городе с названием "Ибаньск". И он постоянно упоминается. Т.е. скрытый мат то и дело попадается на странице. И хотя я спокойно читаю Веничку Ерофеева, Юза Алешковского и другие тексты с матом, но вот тут мне стало что-то очень противно и я бросила.
И вот так же про Гитлера читать было омерзительно.
Хотела поставить чуть ли не минус, хотя для книг у меня шкала 1..10.
Но потом прочла послесловие автора, и всё прояснилось, оценка резко пошла вверх.
Выяснилось, что такую реакцию автор предвидел, сознательно на нее шел. Даже пошел на ухудшение отношений с друзьми, которые отговаривали его от написания этой книги. И спорили с концепцией.
И саму концепцию он сформулировал.
Она абсолютно та же, что декларирована в "Благоволительницах", после чего там навалена огромная куча жуткого текста.
Человек не добр и не зол от рождения. Всё определяется обстоятельствами. И каждый может стать преступником, злодеем, массовым убийцей - вот как Гитлер или герой "Благоволительниц" - лишь подчиняясь обстоятельствам.
Вот эта идея для меня неприемлема. Для многих тоже.

Остаётся предоставить слова автору.
http://www.flibusta.is/b/402935/read
"
Решительно чем дальше я продвигаюсь, тем больше убеждаюсь, что всеми авторами движет одна подспудная идея: Гитлер - другой.
Своей книгой я расставлю западню этой идее. Показав, что Гитлер мог стать другим, не тем, кем был, я заставлю каждого читателя почувствовать, что он мог бы стать Гитлером.
. . .
Свести Гитлера только к его злодейству - значит свести человека к одной из его ипостасей. Свершить над ним суд, какой он сам свершил над евреями.

Очернить другого, чтобы обелить себя, - это идея Гитлера. Так же рассуждают люди, говоря о Гитлере.

Обелить человечество, исключив из него Гитлера.
Как будто бесчеловечность не есть сугубо человеческое свойство.
...
Пока мы не признаем, что негодяй и преступник находится внутри нас, будем жить в благостной лжи. Кто такой негодяй? Тот, кто никогда не бывает не прав в собственных глазах. Кто такой преступник? Тот, кто действует, пренебрегая жизнью других.
...
После опыта этой книги я буду еще сильнее остерегаться простых идей. Найти единственную причину зла - значит не думать, значит окарикатурить, низвести, подменить объяснение обвинением.
После опыта этой книги мне будет подозрителен всякий человек, указывающий на врага.
Гитлер - реальность, скрытая внутри нас, которая всегда может проявиться."

Так что концепция вполне определена, можно ее отвергать, но задуматься она заставляет.
Поэтому окончательная оценка: 6 из 10.

книги, история

Previous post Next post
Up