Очень хочу рассказать о том особенном, что я смогла увидеть в этот раз в Чили. Мы и в этот раз ездили отдыхать к океану и в горы, и я опять много гуляла по городу, но пандемия. Я прилетела в Сантьяго уже в третий раз и теперь больше, чем раньше, общалась с внуками, отводила в сад и обратно домой Доменика, гуляла днем с Эммой.
Через дорогу от нашего суперсовременного многоэтажного дома расположились двухэтажные дома с черепичными крышами. Шесть небольших улиц сходились к центру - маленькой овальной площади Enrique Bunster. На площади по периметру декоративные растения, много скамеек и дорожки, в центре несколько тренажеров и два дерева - огромная ель с гнездами попугаев и пальма.
По дороге в детский сад и обратно мы с внуком шли то по одной, то по другой улочке, специально «заблудившись», и скоро придумали им свои названия. Первая и любимая стала улицей Пиратов, потому что на ней стоял дом с пиратским флагом, и хозяин, по словам Доменико, был настоящий пират. Рядом с домом пирата на тротуаре располагался огород.
Другая заметная улица, несомненно, была Музыкальная. На ней заборы двух домов были украшены деками от пианино. А решетки на окнах были как нотные станы с нотами. В одном из них реставрировали и ремонтировали музыкальные инструменты, в другом учили музыке.
Ещё были улица Кактусов за оригинальные кактусовые клумбы, улица Плюща, улица Балкончиков за полукруглые балкончики, которые были только там, и улица Цицерон, которая так и называлась, а название красивое. Моё любимое - это, когда Доменико прибегает с прогулки и кричит: «Мама, ты даже не представляешь, что мы сейчас видели!»
С Эммой мы приходили на площадь утром, когда её убирал и поливал растения дворник. Приходили жители со своими собаками, все приветствовали друг друга и нас с Эммой. Иногда на площади появлялись люди, занимающиеся чем-нибудь интересным - танцами, фехтованием, боксом. А потом мы гуляли по улочкам и приветствовали особо любимых собак и котов, гуляющих во дворах, здоровались и разговаривали с очень милыми хозяевами домов. Ну и потом, когда Эмма засыпала, я гуляла с коляской и любовалась на дома, патио и дворы около них, цветы и деревья и интересный декор, много фотографировала. Этот мир мне казался идеальным для детей, хотя там не было детской площадки в ее обычном формате.
И однажды я заметила, что дома, какими бы они ни были разными, сделаны по 4 проектам. Это было открытием для меня. Стало ясно, что это единый архитектурный комплекс, спроектированный целиком. Потом я увидела на некоторых домах таблички с именами архитекторов Wenceslao Cousiño и Teobaldo Brugnoli и годом создания этого архитектурного ансамбля 1928 и ещё таблички со словами «историческая заповедная зона». Я стала искать информацию, спасибо интернету и яндекс-переводчику. Нашла много фотографий, книг, статей в различных журналах и одну диссертацию.
Район из 85 домов называется Elías de la Cruz по имени главной улицы (она состоит из 2 наших с Доменико улиц - Пиратов и Кактусов) с площадью в центре, откуда выходят ещё 4 улицы. Он построен известными архитекторами Вацлавом Кузиньо и Теобальдо Бруньоли в 1928 году и соответствует образцам жилья для государственных служащих и частных лиц, строительство которых управлялось через сберегательные банки. Эти резиденции были ориентированы на новый формирующийся средний класс. Дизайн домов имитировал небольшие европейские виллы, где изобиловали жалюзи, кованые балконы, лепные акценты и наклонные черепичные крыши. Двухуровневые односемейные дома с остроконечными крышами соединены попарно. Есть как оштукатуренные, так и с открытой кирпичной кладкой, некоторые с балконами, и большими окнами, которые оставляют лестничную клетку открытой. Дома гармонично вписаны в окружающую среду, имеют сады или патио.
Самое главное - в 1989 году Баррио Элиас де ла Крус был объявлен исторической заповедной зоной, ратифицированной в регулирующих планах 2007 и 2019 годов. Соседи объединились для защиты этого оазиса от массовой застройки. И этот район напоминает нам о времени, когда были задуманы города в духе человеческого масштаба, где была возможна встреча между соседями, где была небольшая торговля и спонтанно образовывались различные социальные сети, дети, старики, молодежь. Сейчас соседи часто собираются вместе, в ФБ есть группа, там множество фотографий. Общие дела, общие праздники, очень интересно посмотреть. Тихая площадь Энрике Бунстер, где отдыхали пожилые люди, раньше называлась «площадь скучных». Сегодня тут много молодых семей, которые наслаждаются вместе со своими детьми и домашними животными проживанием в этом приятном месте. Отношение к изменениям, реставрации очень серьезное, требуется сохранить облик домов и внешний вид ансамбля. А ещё сохранилось множество деталей почти столетней давности - типовые кованые решетки на дверях, ручки дверей, светильники около входа, номера домов.
Некоторые дома, кажется, совсем не изменились с начала прошлого века. Я влюблялась то в один дом, то в другой, они прекрасны, как и их жители. Историческая заповедная зона - вот где я гуляла с малышами больше двух месяцев в этот раз в Чили.
Дом учителя музыки. На табличках написано:
Нужно:
больше музыки
больше времени
больше смеха
больше мечты
больше прогулок
больше солнца
больше поцелуев
и намного больше любви