В статье использованы фотографии, взятые из кадров советской кинохроники, приведенной в фильме «Царь-ракета: прерванный полет».
Верхняя часть ракеты № 5Л с беспилотным кораблем и макетом лунного посадочного корабля
Монтаж ракеты в МИКе
Двигатели Кузнецова НК-15, смонтированные в ступени «А» ракеты Н-1
Ракета № 5Л транспортируется к месту старта
Второй пуск. 3 июля 1969 года. Ракета № 5Л с беспилотным кораблём 7К-Л1А/7К-Л1С (11Ф92) «Зонд-М» (прототипом ЛОК) и макетом лунного посадочного корабля ЛК (11Ф94) комплекса Л3.
При старте ракета, поднявшися на 200 метров, через 23 секунды плашмя упала на стартовый стол. Итог - стартовый стол уничтожен, соседний - сильно поврежден, изрешеченный осколками МИК признан аварийным и подлежал капитальному восстановлению. Что произошло? Солонин излагает версию Чертока, которого, кстати, на Байконуре не было, поскольку он торчал в Подлипках и возился со стыковочным узлом «Союза». Свидетельство о «керосиновом дождике» через полчаса после катастрофы, упоминаемое Солониным, принадлежит не Борису Евсеевичу, а Борису Аркадьевичу (Дорофееву).
«...Все, что произошло при втором пуске, я вынужден описывать не по собственным впечатлениям, а со слов участников, очевидцев, используя свидетельства документов. Старт Н1 №5Л относительно расчетного времени прошел точно. При выходе двигателей блока ”А” на режим за 0,25 секунды до отрыва от стартового стола взорвался периферийный двигатель № 8. Остальные двигатели некоторое время работали, и ракета взлетела. Она успела вертикально взлететь на 200 метров - и началось отключение двигателей. За 12 секунд были отключены все двигатели, кроме одного - № 18. Единственный работающий двигатель начал разворачивать ракету вокруг поперечной оси. На 15-й секунде сработали пороховые двигатели системы аварийного спасения, раскрылись створки обтекателя и спускаемый аппарат, оторванный от носителя, улетел в темноту. На 23-й секунде ракета плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов...
... С утра началось вначале беглое, а затем скрупулезное изучение телеметрических записей. Особых разногласий по поводу первоисточника взрыва не было. Все сошлись на том, что началось с двигателя № 8. ”Следователи” аварийной комиссии тщательно собрали остатки разлетевшихся в радиусе километра от старта агрегатов двигателей. Турбонасосный агрегат двигателя № 8 по сравнению с другими двадцатью девятью, сохранившими внешние формы, был оплавлен и разворочен внутренним взрывом. Уцелеть после такого взрыва ракета не могла. Были перебиты и повреждены коммуникации соседних двигателей. Вспыхнул пожар, лавинообразно разрушалась нижняя часть блока ”А”. Система КОРД на последнем издыхании успела зафиксировать выход за допустимые пределы по давлению и оборотам двигателей № 1, № 19, № 20, № 21 и выдать команды на их отключение. Как отключились остальные, телеметрия не зафиксировала. Двигатель № 18 среди всеобщего хаоса продолжал работать до самого падения, так по крайней мере доложили телеметристы. Этот факт по необъяснимым причинам вызвал живейший интерес в процессе спонтанно возникших споров, хотя очевидно, что никакого отношения к первопричине аварии не имел. Основные горячие споры разгорелись по поводу первопричины. Кузнецов и вся его команда твердо стояли на гипотезе ”посторонний предмет” в насосе.
В насос окислителя попала стальная диафрагма датчика пульсаций давления, доказывали они. Никаких других посторонних предметов, которые могли сорваться со своих мест, чтобы быть втянутыми в кислородный насос, предположить не удалось. Изучение датчика давления и эксперименты по принудительному срыву означенной стальной диафрагмы со своего места никакой ясности не внесли. Убедить скептиков в виновности датчика было трудно...» (Там же).
Шесть центральных двигателей Кузнецова ступени «А» ракеты Н-1
Старт ракеты № 5Л
Взрыв ракеты № 5Л (видны падающие фрагменты ступени «А» - «подошва» ракеты с двигателями)
Взрыв ракеты № 5Л. В объектив камеры попала падающая центральная секция ракеты
Итак, во всем виноват кузнецовский двигатель № 8, так выходит? Не совсем.
Из-за чего произошло падение ракеты? Ну так, двигатель взорвался! Но выход из строя одного двигателя не мог затормозить ход Н-1, она была расчитана на выход из строя не менее четырех движков. Отчего же ракета зависла на 200 метрах, а затем рухнула плашмя на старотовую площадку? Так КОРД начал отключать двигатели из-за пожара первой ступени! И здесь я задаю первый крамольный вопрос: а зачем КОРД отключал двигатели? Так был настроен и запрограмирован. Правильно. И тогда второй крамольный вопрос: а если бы он не отключал двигатели в тот день? Что бы было? Я могу сказать чего бы не было точно - не было бы катастрофы от падения ракеты, потому что отключаемые КОРДом движки вынесли бы ракету за пределы стартовой позиции.
Таким образом, необходимо четко разделять события того пуска и степень ответственности за аварию. К срыву полетного задания ракеты №5Л и возникновению аварийной ситуации привел взрыв турбонасоса двигателя №8. Но непосредственно к падению ракеты на стартовую площадку, ее фактическому уничтожению, выводу из строя соседней стартовой позиции №2 и располагавшегося поблизости МИКа привела работа КОРДа по отключению работавших двигателей НК-15. Почему же к Чертоку не было никаких претензий? Потому, что, во-первых, все системы КОРДа сработали так как были запрограммированы, а во-вторых (и это главное!), потому что все внимание специалистов сконцентрировалось на первоисточнике аварии, и главном (как утверждалось) виновнике - двигателе № 8.
Тут необходимо отметить одну немаловажную вещь. Практически во всех воспоминаниях ракетчиков сквозит неприкрытый скепсис и даже негатив по отношению к двигателистам-«авиационникам» с завода Николая Кузнецова (помощь в создании ЖРД Кузнецову оказывали «фирмы» Алексея Исаева и Архипа Люлька) мол, при каждом эксцессе
3-D реконструкция второго пуска ракеты Н-1. Момент отключения двигателей и зависания над стартовым столом (вспышка в носовой части - отстрел макета лунного «челнока»)
www.youtube.com/watch?v=kF8P6fIaPmQ&t=4882s
3-D реконструкция второго пуска ракеты Н-1. Ракета «маневрирует» на двигателе № 18 (макет лунного «челнока» улетает с места старта) (там же)
они плечом к плечу стоят за честь родной «конторы» и отрицают до последней возможности вероятность дефектов. Однако я наблюдаю и своеобразный «зеркальный эффект»: товарищи «ракетчики» с самого начала при любой напасти норовили свалить вину на «двигателистов» и началось это явление еще до стартов Н-1. Так вышло и теперь: после того как были собраны все обломки ракеты и двигатели, и обнаружилось, что как раз двигатель № 8 имеет признаки взрыва турбонасоса - тут-то все и возопили: «- Ага! - Вот оно! - Ну мы же говорили! - Ату их!». И как-то позабыли про КОРД, который на деле был главным творцом катастрофы на Байконуре (последствия, которой потом будут устраняться почти два года - американцы за это время почти всю программу «Аполлон» отлетают).
Но вернемся к двигателю НК-15 и его турбонасосу. Для начала отметим вот что. Из тридцати двигателей первой ступени во втором запуске штатно не сработал только один. Тот же один двигатель является единственным не сработавшим штатно из 60 совокупных двигателей первых ступеней в двух пусках, первом и втором. А это заставляет по иному взглянуть на движок, который к тому времени один продавшийся умник обозвал «гнилым». Особенно в свете того, что двигательная установка блока «А» (первая ступень) изначально считалась слабым местом ракеты. Знать не таким уж слабым оно было!
При этом «кузнецовцы» сразу же указали на основную и единственную причину взрыва - попадание в насос двигателя твердого инородного предмета, но их никто из ракетчиков не желал слушать. Никому в голову не пришло, что в двигателе могло находиться нечто, подсунутое некоей вражеской рукой, поэтому и родилась версия с попаданием в насос стальной диафрагмы датчика. Ну а что еще они могли подумать, если версия ДИВЕРСИИ этим гражданским не могла привидеться даже во сне? А уж то, что эту диверсию совершают родные чекисты... «Чирканье крыльчатки по корпусу...», о котором долдонит Солонин - это высосанная из пальца ложь. А закрытие асбестом кабелей произошло еще после первого пуска, так что не надо «лохматить бабушку»!
Обращает также на себя внимание, что этот единственный не сработавший двигатель не заглох, не «помпировал» или еще как-нибудь барахлил, а взял и взорвался! Запомним это обстоятельство: один единственный не сработавший «движок», и взрыв - мы обратим на него внимание вновь при рассмотрении четвертого запуска Н-1.
В тоже время неправильно думать будто ракетчики не учли опыта падения ракеты на стартовую площадку. «...Почти все мероприятия уже были приняты после жарких дебатов в процессе работы аварийной комиссии, анализировавшей причины катастрофы H1 № 5Л. Они были направлены на повышение надежности ракеты, но не гарантировали сохранения целостности стартовых сооружений в случае аварии на первых секундах после взлета. В случае аварийной ситуации на первых секундах обязательно уводить ракету подальше в степь - выполнение такого требования казалось совершенно необычным: со времен Фау-2 все баллистические ракеты малой, средней и любой другой дальности и размерности стартовали вертикально. Только через пять-шесть секунд они уходили от старта на сравнительно безопасное расстояние. До аварии H1 № 5Л никто не решился нарушать эту 25-летнюю традицию. Коллективная мозговая атака, в которой участвуют не послушные, а истинно творческие личности, почти 139 всегда приносит успех. Пользуясь алфавитным порядком, перечисляю авторов: Вильницкий, Воропаев, Гаспарян, Дегтяренко, Дорофеев, Зельвинский, Шутенко - именно они придумали ”метод” и ”устройство”, на которое впоследствии было выдано авторское свидетельство. Изобретение гарантировало увод ракеты даже в случае отключения электропитания всех рулевых машин. Лишь бы работали основные двигатели. Заранее взведенные в механизмах рулевых машин пружины в случае аварии устанавливали все дроссели управления тягой двигателей первой ступени в положение, нужное для увода ракеты ”подальше в степь”. Это изобретение было реализовано не только на последующих ракетах H1, но в соотвественно измененном виде через 15 лет на ракете ”Энергия”. Иосифьян считал невероятным отказ автономного турбогенератора и при обсуждении идей увода ракеты не упустил случая заметить: - Всегда найдется эскимос, который будет учить африканцев, как спастись от солнечного удара...» (Там же).
Это изобретение - уводящее в сторону от стартововго стола аварийную ракету, будет применено на ракете № 6Л в третьем пуске Н-1.
Здание МИКа, восстановленного после катастрофы ракеты № 5Л
Ракета № 6Л на стартовом столе
Итак, третий пуск ракеты 27 июня 1971 года. Ракета № 6Л с макетом беспилотного лунного орбитального корабля ЛОК (11Ф93) и макетом лунного посадочного корабля ЛК (11Ф94) комплекса Л3.
Этот пуск для Солонина остался «неразрешимой загадкой, как группа Дятлова». Ну, про группу Дятлова все уже давно сказали патологоанатом и «Мамаду», а про третий пуск скажем мы, но после Бориса Чертока.
«... Пуск Н1 №6Л вклинился в наше ритуальное расписание траурным салютом (несколькими днями ранее в «кремлевке» был убит...ах, простите - умер от ифаркта в 63 года Алексей Исаев - «V-20»). Старт состоялся в ночь с 26 на 27 июня 1971 года в 2 часа 15 минут 52 секунды по московскому времени. С вечера установили с полигоном связь по ВЧ, но организовать оперативную передачу телеметрических параметров не удалось. Информацию о том, что приосходило после старта, мы получали в виде не очень внятных устных докладов из бункера, а потом из вычислительного центра полигона, в котором производилась оперативная обработка информации телеметрических систем. 230 Все 30 двигателей первой ступени вышли на режим. Ракета нормально взлетела. Через пять секунд после старта телеметристы начали репортаж: ”Тангаж, рыскание в норме, угол по вращению увеличивается”. С первых секунд ракета начала закручиваться вокруг продольной оси. После 14 секунд полета угол по каналу вращения превысил восемь градусов. Гироплатформа выдала команду АВД - аварийное выключение двигателей. Команда не прошла. Она была заблокирована до 50-й секунды. Эту блокировку ввели после аварии № 5Л для безопасности стартовых сооружений. К 50-й секунде ракета закрутилась на 60 градусов. Как только блокировка была снята, выключились сразу все тридцать двигателей первой ступени. Ракета упала в 20 километрах. Если бы не страховочная блокировка
Старт ракеты № 6Л. Невооруженным глазом заметен крен
команды АВД, ракета упала бы всего в километре от старта. Взрывной волной, эквивалентной 500 тоннам тротила, были бы вторично разрушены стартовые сооружения, В 1948 году при испытаниях ракет Р1 в Капустином Яре Пилюгин осмелился заявить на Госкомиссии, что аварии дают нам опыт, которого мы не получаем при нормальных пусках. Вспомнив об этом, Бармин с горьким удовлетворением сказал, обращаясь к Пилюгину и ко мне на одном из заседаний аварийной комиссии: ”Вы экспериментально подтвердили выполнение моего требования о падении неисправной ракеты на безопасном от старта расстоянии”. Какие силы закрутили ракету? Казалось, ответ лежал на поверхности: ложная команда системы управления по каналу вращения. Эта версия в подобных случаях высказывается как наиболее вероятная. В эту тяжелейшую бессонную ночь даже я поддался гипнозу самого простого объяснения - отказ в цепи передачи команд по каналу вращения. Но более вероятная версия - перепутаны полярности выдачи команды. - Было же у нас такое на первом ”Союзе”. Могли перепутать и на ракете, - так высказывались участники ночного бдения в Подлипках, не имея достоверной информации с полигона. Сторонники перепутанной полярности пытались вычислить угловую скорость закрутки. Вместо отрицательной обратной связи в автомате стабилизации в этом случае действует положительная. На отклонения по углу вращения автомат реагирует не парирующим моментом управляющих вращенем сопел, а добавляет, усиливает момент на вращение. К 10 утра по докладам с полигона версии о виновности системы управления, в том числе и о вероятности перепутывания полярности, были отвергнуты. По ВЧ-связи Георгий Дегтяренко объяснил, что система управления честно боролась за жизнь ракеты. С первых секунд полета сопла управляющих двигателей, пытаясь остановить вращение, вскоре дошли до упора, а закрутка продолжалась.
Полет ракеты № 6Л по параболе
Возмущающий момент, непонятно откуда появившийся, относительно продольной оси был
намного больше момента управляющих сопел. Днем не было передышки от звонков из аппарата ЦК, ВПК, разных министерств и смежных организаций, уверенных в том, что тайна гибели ракеты Н1 уже раскрыта, но мы умышленно темним и что-то скрываем. Одним из первых, кто в этот день высказал подтвердившуюся впоследствии версию, был Хитрик. - Пользуясь докладами наших товарищей с полигона, мы попытались на своей модели воспроизвести процесс. Система управления так себя поведет только в том случае, если по вращению действует возмущающий момент, который в пять раз превышает записанный вами в исходных данных. Я об этом уже доложил Пилюгину, а он - Мишину. Советую, пока они не прилетели, мобилизовать всех аэро- и газодинамиков: пусть ищут, откуда такое возмущение может появиться, если на первом пуске мы на тех же секундах его не имели. Все, что я успел сделать в этот суматошный и тяжелый день, - это передать сомнения Хитрика руководителю отдела аэродинамики Владимиру Рощину. - Такой большой ошибки мы допустить не могли, - сказал он. - Может быть, при доработках донной части изуродовали конструкцию. Передайте Хитрику: пусть ищет у себя. Увы, все оказалось гораздо сложнее. Выяснилось это после длительных исследований и трудоемких экспериментальных работ...».
Ничего не выяснилось, кроме возникших «необъяснимых центробежных сил и вихревых потоков», а также «нерасчетного момента по крену». Хотя на деле все обстояло намного проще - как, кстати, и в деле Дятлова.
Любому обывателю станет понятно, по крайней мере, что произошло, когда он посмотрит кинохронику старта ракеты 6Л. Дело в том, что сразу со старта, от стартового стола, ракета как пьяная балерина пошла с креном в сторону из-за чего все и приключилось. Но как же такое возможно? И по какой такой причине?
Существует правдоподобная версия. Я не зря привел выше отрывок, в котором Борис Черток описывает создание системы увода ракеты от стартовой позиции в случае аварии. Так вот, по мнению ряда специалистов она и сработала. Чего «испугалась» система - неизвестно. Неужели «залпа» пиропатронов? К тому же создатели «системы отклонения» посчитали, что достаточно немного отклонить ракету с работающими неподвижными двигателями в сторону - и дальше полет пойдет как по маслу. На деле же этот небольшой угол в итоге направил ракету по дуге. Также вероятен вариант с диверсией - кто-то внес «коррективы» в систему отклонения. В любом случае констатируем медицинский факт - сама ракета, ее двигательная установка и сами двигатели к аварии не имели никакого отношения и сработали четко. Увы, вновь виноваты оказались ПРИВНЕСЕННЫЕ ИЗВНЕ СИСТЕМЫ, в которых плюс ко всему могла покопаться вражеская рука. Впору произнести сакраментальное милюковское «ГЛУПОСТЬ или ИЗМЕНА?».