ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 17 (3). Современный портрет.

Nov 27, 2018 10:58

Продолжение.
Мы остановились в прошлый раз на разговоре о современных российских художниках, многие из которых, в разное время и по разным причинам покинули СССР. Хорошо известен сегодня в мире русско-американский художник и скульптор, талантливый недоучка с диагнозом «вялотекущая шизофрения», полученным в СССР в период застоя, большую часть жизни живущий заграницей - Михаил Шемякин (1943).


Сам себя Шемякин считает сюрреалистом, он много и плодотворно работает сценографом, создает образы и костюмы для спектаклей и балетов (например к "Щелкунчику")
Чрезвычайно интересна его биография и история его предков. Его отец, кабардинец по национальности, был усыновлён офицером Белой гвардии Шемякиным. Приёмный отец погиб во время Гражданской войны, а мальчик стал красноармейским сыном полка, профессиональным военным, был комендантом Кенигсберга, но никогда не забывал своего происхождения из рода Кардановых, которые начали свое служение России еще со времен Ивана Грозного. Большую часть своего детства Михаил провел с отцом в Германии, где тот служил, затем жил и учился в Ленинграде.


«Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир - мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы...» (М.Шемякин). В 1961 году его исключили из художественной школы при институте им.Репина с формулировками "за несоответствие соцреалистическим принципам в искусстве" и "эстетическое развращение сокурсников". Молодой Шемякин работал чернорабочим, грузчиком, лаборантом - кем придется, лишь бы не быть высланным за тунеядство «за 101 километр», устроился рабочим в Эрмитаж и по вечерам копировал работы старых мастеров, а по ночам занимался живописью. Только дважды, в 1962 и 1964 годах, художнику удалось участвовать в выставках, но из-за очередного доноса Шемякина арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Ему поставили диагноз "шизофрения", а его картины стали демонстрировать в качестве подтверждения его болезни.


Но в 1971 году его выдворили из СССР, благодаря чему он приобрел известность во всем мире, став действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. Шемякин продолжил исследования искусства всех времен и народов, которые выросли в коллекцию из миллионов образцов, за что художник был удостоен пяти почетных докторских степеней, а сама коллекция стала основой для создания Института философии и психологии творчества во Франции, где он живет, имея также американское гражданство.


Шемякин говорит: "Я верю и всегда верил в Россию и хотел бы, чтобы мои исследования и творчество стали ее достоянием", он теперь часто приезжает в Россию, организовывает творческие встречи, выставки, презентации, участвует в оформлении спектаклей и создании памятников, а также основал Фонд художника Михаила Шемякина для культурных, научных, социальных и благотворительных программ и содействия отечественным талантам. Но возвращаться и жить в России не собирается.
И еще один русский художник Андрей Аранышев (1956) родился в Ярославле, пишет в стиле модерн, известен сегодня не только в России, но и во многих странах мира.


Это очень самобытный, ни на кого не похожий Художник, «А. Аранышев на редкость убедительно соединяет приемы создания условной декоративности, цветовой поверхности и фигуративно-пространственной реальности. Его предметы наглядны и изящны, его фигуры не телесны, а эмоциональны.» (Доцент кафедры русской литературы ЯГПУ, Н.Н. Пайков)


Я не была раньше знакома с творчеством этого художника, к сожалению, о нем очень мало материала в интернете, даже полной биографии нет, но я нашла интересное интервью с художником, где он говорит, что для того, чтобы рисовать, нужны лишь цветные карандаши и пространство, что рисовать можно все, что может стать искусством, что лучший способ работы для него - идти от хаоса к гармонии, а любимые художники - Paul Cézanne, Pablo Picasso , Henri Matisse. (https://www.artsillustrated.com/andrey-aranyshev-artist/)
И последним из бывших российских художников, которого стоит тут упомянуть, хотя он почти не пишет портретов, но широко известен и легко узнаваем -  это художник-импрессионист Леонид Афремов (1955). Он разработал свою манеру живописи мастихином, используя яркие чистые цвета, придавая своим работам радостное светлое настроение.


Афремов родился в Витебске, в еврейской семье, соблюдавшей традиции, дома говорили на идиш, не скрывали свою национальность. А сам город, родина Шагала, способности юного Афремова, помощь родителей, увидевших склонности сына к рисованию, его интерес к творчеству импрессионистов, Пикассо, Модильяни, Дали - все это вместе способствовало стремлению стать художником. Он окончил Витебскую художественную академию с отличием, и еще во время учебы начал выставляться, после окончания работал дизайнером упаковки в местном пивном и винном заводе, позже - сценографом в местном театре.


Ни в Союз художников, ни на выставки художника не допускали, приходилось самим искать заказы и с помощью родственников и друзей продавать свои работы. После катастрофы на Чернобыльской АЭС, а Витебск находится с подветренной стороны всего в 100 км. от Чернобыля, появилась опасность для здоровья двоих детей, которые уже родились у молодой семьи к этому времени, да и политическая обстановка, усиливающийся антисемитизм - все это привело к решению покинуть СССР.


В мае 1990 года семья Афремовых вместе с первой волной репатриантов прибыла в Израиль, и только тут он начал осваивать новую технику (мастихин) и вырабатывать свой собственный стиль. О том, как сложилась дальнейшая судьба художника, с какими трудностями пришлось столкнуться, о знакомстве с джазменом Л.Пташкой и его роли, о переезде в США, а позже в Мексику можно прочитать тут: http://artistina.ru/afremov/#youth
Поговорим об одном из новых направлений в современном искусстве "Искусство ради искусства" (термин "Art For Art" официально появился только 2 года назад), объединяющем художников Европы и Америки, работающих в разных направлениях, в разных техниках и жанрах, но считающих главной задачей творчества отражение ценности самого предмета искусства, как акта творения и средства самовыражения. Они считают, что ценность произведения искусства не зависит от личности создателя, от имени автора, что продукт творчества является самодостаточной ценностью. Поэтому часто судить о самих авторах можно только по их произведениям, так как многие скрывают свои имена под псевдонимами. Но мы назовем некоторые: Гарри Карлсон (Harry Carlson, 1963) - http://blogartreview.com/harry-carlson-artist-great-new-exhibitions-coming/



Джон Атвуд (Jon Atwood) - псевдоним. (http://blogartreview.com/john-atwood-artist/)


Берта Делизи (Bertha DeLisi, 1970) - http://www.legacy.com/obituaries/philly/obituary.aspx?page=lifestory&pid=100876167



Художники этого течения сознательно отказываются от понимания социальной значимости искусства и возвращаются к его чисто декоративно-эстетической функции, не более того.
Окончание следует.

портрет, живопись

Previous post Next post
Up