ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 17 (2). Современный портрет.

Nov 22, 2018 11:29

Продолжение.
После разговора в предыдущей части о мрачном творчестве Г.Р.Гигера особенно приятно окунуться в яркий, радостный мир американского неоэкспрессиониста, у кинорежиссера и художника еврейского происхождения Джулиана Шнабеля (1951).



Самый известный его проект - портреты из разбитых тарелок. К большим полотнам приклеены осколки фарфора, из которых собираются изображения лиц друзей и знакомых художника - «тарелочные» картины.
Иногда, особенно в начале своей карьеры, вместо холста художник использовал разный подсобный материал: пластик, линолеум, шкуры животных, разные ткани.


Его картины выставлялись в самых знаменитых музеях мира и входят в коллекции музеев современного искусства многих стран. В 1966 году Дж.Шнабель поставил фильм «Баския», о своем друге американском художнике Жан-Мишеле Баския, а в 2018 году состоялась премьера фильма Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности», (который я жду с большим нетерпением).
Вот о неоэкспрессионисте, прожившем очень короткую жизнь, Жан-Мишеле Баския (1960-1987) мы и поговорим сейчас.


Он родился в Бруклине в семье успешного экономиста гаитянского происхождения, мать была из Пуэрто-Рико, занималась воспитанием и образованием сына, который не только говорил и читал на трех языках, но и с детства проявлял склонность к искусству. В 8 лет Баския получил тяжелые ранения от наезда грузовика, когда ему было 11 лет, его мать поместили в психиатрическую лечебницу, а в 15 лет он убежал из дома, был исключен из школы, отец не справился с юным бунтарем и выгнал его из дома.



Подрабатывая с друзьями мелкой торговлей на улице, Баския начал с ними по ночам рисовать граффити. А в 1980 году, уже после появления на экранах телевизоров и создания музыкальной группы панк-рока, он познакомился с Энди Уорхоллом, который восторженно отнесся к творчеству молодого художника и музыканта, их дружба и совместное творчество продолжались до смерти Уорхолла. Еще в период граффити Баския начал увлекаться наркотиками, с 1984 года друзья начали замечать странности его поведения, а через 4 года он умирает в своей студии от передозировки героина, ему было 27 лет.



«Все, кто встречал Баскиа, отмечали его амбициозность, его стремление заявить о собственных творческих устремлениях,… у него было очень острое ощущение того, что он всегда находится на сцене, всегда играет роль.» (http://artuzel.com/content/%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%8F-%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BC%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C)  Наркотики были частью этого образа. «Люди говорят мне, что я должен бросить наркотики, и, потом, когда я это делаю, они говорят, что это может сказаться на моем творчестве», - говорил он.
Еще один представитель неоэкспрессионизма, знаменитый американский художник и иллюстратор Лерой Нейман (1921-2012).


Он рос и взрослел в период подъема экономической мощи США, и это отразилось в его искусстве - в богатой радостной палитре, в демократичности его сюжетов, в ярком проявлении жажды жизни. Тяга к рисованию, проявившаяся еще в школьные годы, и бедность семьи привели к зарабатыванию денег рисованием вывесок для лавочек и рекламы, оформлением праздников в школе. Он успел повоевать во Второй мировой, и этот опыт («Как будто кошмары Иеронима Босха ожили в реальности» - писал он позже) еще больше утвердил его в желании рисовать ярко,

жизнеутверждающе.


На его счету более 50 лет сотрудничества с журналом «Playboy» и спортивными журналами, он был официальным художником 5 олимпиад, был знаком со многими выдающимися спортсменами, спорт вообще хорошо соответствовал его манере письма.


Он был богат и щедр, любим друзьями и народом, 55 лет прожил с одной любимой женщиной, не очень переживал снисходительно-негативные отзывы официальной критики. (Подробнее о нем можно прочитать тут: https://bidspirit.com/ui/lotPage/source/catalog/auction/3740/lot/128418/foo?lang=he)
А теперь немного о российских (скорее, бывших российских) современных художниках, отметившихся в жанре портрета.
Интересный собственный стиль, сочетающий русский фольклор и поп-арт (такой индивидуальный соц-арт), который художник разработал в 70-х годах, был у Леонида Сокова (1941-2018). Он родился в год гибели на фронте своего отца, через 10 лет переехал с матерью из деревни в Москву и учился в Художественной школе при Академии художеств. Первое время работал как скульптор-анималист, только после эмиграции в 1979 году к нему пришла известность, как к живописцу.



Он стал работать в стиле соц-арт, которого не знал до этого, познакомился с ним только в США, а в 1983 году уже прошла его первая персональная выставка в Нью-Йорке.



Сегодня его работы имеют многие крупные музеи мира, в том числе Русский музей, им.Пушкина, «Центр Жоржа Помпиду», а в Московском музее современного искусства в 2012 году проходит первая в России полномасштабная ретроспектива работ художника, на которой было представлено более 120 работ, охватывающих все периоды его творчества с 1970-х годов.



Его работы продаются на крупнейших аукционах, так одна из них была продана за 48,5 тысячи фунтов на Sotheby's в 2008 году. Некоторые искусствоведы считают, что Соков, как и многие шестидесятники, является недооцененным классиком и что для творчества Сокова сегодня все только начинается. Для результатов творчества - возможно, а вот для самого художника, к сожалению, все уже закончилось - в этом году он скончался в возрасте 76 лет.
Продолжение следует.

живопись

Previous post Next post
Up