Жорж Перек. Жизнь, способ употребления.

Nov 25, 2015 22:48

Кто-то, читая книгу, составляет генеалогические древа, кто-то - отмечает на географических картах маршруты героев. Читатель романа «Жизнь способ употребления» должен рисовать план парижского дома №11 по ул.Симон-Крюбелье, ибо «ЖСУ» - это:
600-страничное,
скрупулезное,
многословное,
подчиненное строгому формальному построению в соответствии с законами УЛИПО
математически выверенное,
головоломное,
энциклопедическое,
гипертекстуальное
и неимоверно интересное описание помещений и жильцов этого дома, а также их историй -
философских,
грустных,
банальных,
иронических,
детективных,
проходных,
глубоких
и сентиментальных.
Эта книга - как пазл, состоящий из множества деталек-историй. Именнно пазлы и играют главную роль в жизни стержневого персонажа (одного из 1467 героев романа), Барлбута. А по большому счёту, жизнь и есть один огромнейший пазл, собрать который полностью и правильно не доступно никому. И когда остается положить на место один-единственный, заключительный фрагмент пазла, в руках, как насмешка Создателя, оказывается не тот.
Этот роман - новое слово в литературе постмодернизма: постпостмодернизм, метамодернизм, пазлопостмодернизм - называйте как угодно. И если
модернизм = это есть реализм + новая форма,
постмодернизм = это есть модернизм +переосмысление культурного наследия,
то «ЖСУ» = это постмодернизм + пересмысление культурного наследия в новой форме,
в котором органично сочетаются четыре уровня и, как говорит сам Перек, «четыре области, четыре способа постижения»:
- социологический (присущий почти всем литературным направлениям, начиная с греческой классики)
- автобиографический (присущий почти исключительно модернизму)
- игривый (ну это чисто постмодернистская территория)
и
- «романтический» (вот это и есть тот бонус, которого порой так не хватает постмодернистским текстам и заключающийся в обращении не только к уму, но и к сердцу читателя)
Понимания именно этого сочетания, наверно, ожидает душа Перека (он умер в 1982г.) от многоумных потомков, знающих:
греко-латинский квадрат, как ходит шахматный конь и умеющих отследить и пропустить через свою душу жизнь всех 1467-ми персонажей книги.

Пожалуй, это будет третья книга, которую я возьму с собой на необитаемый остров (на Луну, в одиночную камеру, в будущее).

Перек.

Previous post Next post
Up