Смена парадигмы.

Apr 16, 2015 14:14


         Тот, кто думает, что русская литература закончилась в 1976 году, ошибается. В 1994 году была опубликована «Пирамида» Леонида Леонова (известного по роману «Русский лес») - 1500-страничный, необычайно сложный, многослойный, насыщенный обширными философско-религиозными отступлениями роман-наваждение с темой «размером в небо и емкостью эпилога к Апокалипсису»(с)
                  "Пирамида" - это  роман, подводящий итог существованию человеческой цивилизации, время которой на циферблате истории - «к вечеру, где-то возле девяти…», время духовного апокалипсиса:

«…мы присутствуем при закате прежнего обветшалого божества, в канун интронизации его антипода… которое с       приходом к власти автоматически реабилитируется…»

1940-й год. На Землю спускается посланник небес - в обличье нарисованного на фреске в старо-федосеевской церкви ангела под земной фамилией Дымков. А на Земле живёт некто Шайтаницкий, нынешний резидент преисподней на Святой Руси, участник стародавнего ангельского мятежа против небесного самодержавия и активный враг его нынешнему посланнику, Дымкову. По теории старо-федосеевца Никанора на Земле раз и навсегда прекратится страдание, если только Добро и Зло, когда-то поссорившиеся, помирятся. Ангела все пытаются использовать в своих целях - от старика Бамбалски, преследующего материальную выгоду, и его дочери, мечтающей о ребенке от Дымкова, до Сталина, желающего «поубавить излишнюю резвость похотей и мыслей для продления жизни на земле…»

В книге затронуты волнующие каждого человека вопросы. На некоторые из них автор честно дает ответы - так как уже не сомневается в их правильности. А некоторые так и оставляет открытыми.
Так, признавая деление всего общественного устройства на два типа,

«…две прямо противоположные… системы общественного устройства. В первой из двух, нашей, … земляне… братским строем… шествуют к… солнцу… Другая же конструкция, враждебная нам и соответственно присвоенная Западу, … представлялась… сословной пирамидой с абсолютным властелином на вершине, а ниже располагались… рабы» (с)

он не знает, какой из них даст возможность человечеству выжить:

«…двигаться ли к солнцу в братской шеренге, плечом к плечу, или кометой устремляться в ночь с единым мозгом на острие и несметным людским роем позади…»

A выбранную Россией идею «братской шеренги» Леонов в антиутопической интермедии в платоновском духе изображает в виде доведенных до абсурда уравниловки (имущественной и, следом, биологической и интеллектуальной) и культа личности наряду с «волновой обработкой» по перековке мозгов вплоть до полнейшего искоренения веры, испокон веков объединяющей русских людей, хотя понятно, что

«высший атеизм… не может удовлетвориться… взрывчаткой для храмов…»

Однако, как оказалось, веру нельзя упразднить. Пока наши знания о мире не будут исчерпывающими (а такого не будет никогда), пока наука не даст нам полного понимания бытия, место для веры всегда останется, ибо только в сочетании с верой наука дает целостную картину мира. И эта попытка сращения религиозной и научной моделей мира, на мой взгляд, есть основное в «Пирамиде» - от отождествления этапов эволюции, по миллиарду лет в каждом, с библейским семидневным сотворением мира с учётом временнОго масштаба Универсума до загадки Дымкова: кто же он - посланец духа или материи, ангел или инопланетянин?

«Церковь неспособна создать божественный образ, эквивалентный уровню достигнутого знания… Однако… разные причины… выдвинут великого духовного обновителя, … когда… вера станет достоянием умственной элиты, как раньше была уделом простонародного невежества».
« - Верите в Бога?
- …жду минуты, когда… проблема… выяснится сама собой…»

Размышления автора о смысле жизни,

«…человечество представляется мне сгустком плазмы… с предназначением по миновании всех промежуточных фаз остывания от звезды до розы вернуться назад в солнце, донести на огненную родину всю добычу миллиарднолетних странствий, сжатую в иероглиф формулировку всего мирозданья в целом»

аллюзии на Булгакова, Достоевского, Гёте, Данте, Платонова,
обращение к апокрифическим источникам, учению Мани,
несомненное влияние «Пирамиды» на творчество Быкова, Шарова, Прилепина - всё это даёт основания говорить о «Пирамиде» как об одном из выдающихся произведений ХХ века.

И если Гессе в «Игре в бисер» показывает нам модель всемирной культуры грядущего времени, то Леонов предлагает модель мировоззрения.

Леонов.

Previous post Next post
Up