На днях посмотрел спешл комика Bo Burhnam'а, вышедший на нетфликсе в том году, посвящённый ему любимому и, хотя мне и есть что сказать об этом свежем мульти-лауреате Эмми, я хотел бы зафиксировать несколько мыслей не о спешле в целом, а об одном его сегменте, который наиболее меня задел и, с другой стороны, является прекрасной фокусной точкой всего перфоманса Бо.
Сегмент называется White Woman's Instagram, и посмотреть его можно на ютубе(и чуть ниже тут):
Click to view
Поскольку лучше всего в интернете продаётся возмущение, именно им я и хочу поделится.
Бо - не бесталанный автор, у которого получаются и интересные наблюдения, и прилпчивые мелодии, и тем обиднее, что удачи у него чередуются с чудовищными, на мой вкус, провалами. Коим и является вот этот сегмент.
Сам сегмент представляет из себя высмеивание типичного, как считает автор ролика, инстаграма средней карен, ну и высмеивание и for a lack of a better russian word шеймингу автора этого самого инстаграма.
И в этом контексте моё возмущение начинается со слова white - да-да, я простой русский человек, страдающий за притеснение белой расы на другом конце глобуса. Но я, всё-таки, иногда читаю инстаграм, и никакой существенной разницы между тем, что я вижу в инстаграмах риханны, бьонсе, айлиш или безымянных пользовательниц всех этничностей не заметил. Однако Бо, исходя из каких-то своих соображений(на самом деле примерно понятно каких: Inside снимался весной-летом 2020, а там BLM, привилегии и тд; да и социальные очки сами себя не заработают) решил, что недостаточно просто высмеять этот pretend-life социальных сетей, надо сделать это «адресно».
Был такой фильм*: когда-то очень давно, когда у киану ривза ещё шевелилось лицо, где он играл заезжего адвоката в американской глубинке, который ввязялся в дело по защите чернокожей девочки, изнасилованной где-то по дороге в школу парой реднеков. И финальный аргумент, убедившей жюри в том, что реднеков надо посадить, звучал так: «а теперь представьте, что в обвинительном заключении написано не 'изнасилование чёрной девочки', а 'изнасилование белой девочки'», и всё белое провинциальное жюри ахает и хватается за сердце от осознания ужастности деяния.
Поэтому давайте просто проведём мыслительный эксперимент, и поменяем одно слово в названии песни, заменив white на ну, скажем: Black woman's Instagram, или Asian Woman's Instagram и всё становится сильно интереснее с небольшим привкусом «это другое» в качестве аргументации, почему так делать ни в коем случае нельзя.
Впрочем, несмотря на простыню про превосходство белой расы, этот момент меня в песне озаботил в куда меньшей степени чем непосредственно песня.
Что меня сподвигло на написание, так это непосредственно посыл песни: автор потратил четыре минуты моего времени на то, что бы доказать мне, насколько тупая и посредственная эта самая белая женщина, которая не может придумать ничего своего, и клепает посты, неотличимые от сотен тысяч других, пытаясь сконструировать некую идеальную жизнь, которой у неё нет, и, видимо никогда не будет. И лучшее, что она может, это повторять унылые банальности раз за разом.
Лучше всего вся эта затянувшаяся шутка описывается уже не новой картинкой:
Что мне в этом не нравится? То, что это даже и не юмор, и не смешно, это, в первую очередь, тот самый шейминг - ты делаешь плохо, ты говно, я тут в белом пальто, а ты никчёмное ничтожество, хаха, посмотри как глупо и неуместно выглядит всё, что ты делаешь.
И можно было бы понять претензию, если бы речь шла о выпускном экзамене профессионального фотографа/художника/писателя(на самом деле нет, но предположим); понять такую претензию к простому человеку, который пилит эти свои фоточки в инстаграм в свободное от остальной жизни время, самовыражаясь как он (не)умеет, просто потому что лучше он не понимает как, и не умеет - это, с моей точки зрения, очень низкий и мерзкий приём. Хотя, безусловно, действенный.
Причём ладно бы просто высмеивание этих глупых типажей и банальных сюжетов, автор в какой-то момент добавляет немного «личного», где цитируется «подпись» к фото о том, как героиня скучает по умершей маме, как ей тяжело без неё, но она вроде бы справляется; и это как бы очеловечивает лирическую героиню, и, что самое прискорбное(судя по комментариям на ютубе) этот приём «людей барта» работает: весь ютуб забит комментариями «я плакал на этой песне», «вау, это так глубоко» и тд.
Только ребят, вас опять наебали: в песне четыре куплета, каждая строка является описанием одного поста/фото, и вот это лирическое отступление(если вы сами читали хоть парочку инстаграмов, а не в перепевке рабиновича Бо их изучаете) - точно такая ж пародия на эти посты, на что Бёрнэм непрозрачно намекает тем, что после идёт ещё целый куплет перечислений банальностей, без которых не может жить автор инстаграма.
И в этом у меня и есть главная претензия к этой песне: Вся она строится на издевательствах над, в общем-то, невинной тягой человека сделать себе немного веселее и творить в меру своих небольших возможностей(далеко не все могут запереться на полгода у себя дома/на даче/вилле, что бы создавать магнум опусы налево и направо) и опыта. И вот эти робкие, но последние, наверное, куски искренности в интернете, выраженные в каком-никаком, но творчестве(в противовес гневным комментариям и бесконечному пассивному скролингу) сидящий на высоком коне автор откровенно высмеивает, буллит и шеймит авторов посылом «ха-ха, ничего своего придумтаь не могли».
П.С. Что отдельно забавно, так это то, что вся вторая половина Inside является точно таким же довольно унылым шаблонным «смотрите я арт-студент как здорово я сейчас вставлю Неопределённости и красивой игры со светом и цветофильтрами» с совершенно позорной финальной сценой, достойной худших перфомансов Шаи Ле Бафа - самозабвенное себялюбование и виртуальное похлопывание по плечу за то, какой же я артси и гениальный. Но, конечно же, высмеивания достойны те самые белые женщины, а не автор репризы «минуту показываю себя, как я смотрю на спроецированного рыдающего себя на стене, сидя с каменной рожей». Не перепутайте.
* - несмотря на панч про Ривза, в комментах nameless__one поправляет, что в фильме снимался Макконахи, а не Ривз; кино называлось Time To Kill.