Т.С. Элиоту принадлежит часто цитируемое и комментируемое высказывание: “Dante and Shakespeare divide the world between them. There is no third.” («Данте и Шекспир разделяют мир между собой. Третьего нет»).
Можно очень долго предлагать третьего, четвертого и пятого (и дальше), и можно заниматься обоими. Но одна из причин, почему обоих авторов можно, как кажется, противопоставить - это то, что Данте легко ассоциируется с призывом к справедливости, а Шекспир - с призывом к милосердию. Их возможно противопоставить, поскольку эти идеи часто противопоставляют.
Последняя строка ЖЗЛ-ки И.Н. Голенищева-Кутузова о Данте: «Для грядущих времен Данте открыл новые бездны и новые выси человеческого духа, ищущего правды и справедливости». C другой стороны, Борхес в одном из девяти эссе о Данте обращает внимание, что Данте оплакал Франческу и Паоло, но поместил их в ад: «Данте понимает и не прощает - таков непримиримый парадокс. Я считаю, что он решен вдали от логики. Данте не понимал, но чувствовал, что действия человека неизбежны, и точно так же неизбежны вечное блаженство или гибель для тех, кто их вызвал» (С, перевод Л. Фридмана).
Cамый знаменитый литературный мститель Гамлет предпочел бы - в другой ситуации -быть милостивым, что видно из его монолога о мальчиках-актерах: «Как, эти дети такие страшные? Кто их содержит? Как им платят? Что, это их призвание, пока у них не погрубеют голоса? А позже, когда они сами станут актерами обыкновенных театров, если у них не будет другого выбора, не пожалеют ли они, что старшие восстанавливали их против собственной будущности?» (С, пер, Б.Л. Пастернака). Шекспировские «Венецианский купец» и «Мера за меру» - пьесы, где милосердие по сюжету ставится выше справедливости, в смысле - возмездия. Последние слова роли Просперо в «Буре» - призыв к милосердию:
«Мольба, душевное смиренье
Рождает в судьях снисхожденье.
Все грешны, все прощенья ждут.
Да будет милостив ваш суд».
(перевод М. Донского).
Данте, как широко известно, сильно пострадал от несправедливости. Шекспир очень хорошо знает, что он - человек грешный.
Конечно, в обоих случаях, противопоставление не может быть абсолютным. Данте спрашивает у Вергилия о Лимбе, верхнем круге ада:
«Взошел ли кто отсюда в свет блаженный,
Своей иль чьей-то правдой искуплен?»
(С, перевод М. Лозинского).
Он получает в ответ перечень персонажей Ветхого Завета, спасенных лично Христом - стало быть, милосердие к помещенным в ад возможно. Более того, автор поэмы ожидает его. Прелюбодеи Франческа и Паоло - в аду, но выше, чем их убийца. Данте, кроме прочего, - разработчик идеи вечного мира, составляющая которой (в его знаменитой книге «Монархия») - идея критериев справедливой войны. Смерть Лира, оплакивающего Корделию, - милосердие к нему: «Кем надо быть, чтоб вздергивать опять. Его на дыбу жизни для мучений?» (Пер. Б.Л. Пастернака).
Идеи справедливости и мира возможно противопоставлять, поскольку ссылка на справедливость может на практике служить нарушению мира (как и ссылка на необходимость сохранности мира может послужить попранию справедливости). Но их при этом необязательно противопоставлять, так как человек испытывает потребность в том и другом.
Моложе, чем Данте, но старше, чем Шекспир - очень знаменитый проект мирного объединения европейских государств (1462-1464), ассоциируемый с королем Богемии
Иржи Подебрадом. В этом проекте раздел об общем суде начинается с пассажа, согласующего идеи мира и справедливости: «Поскольку забота о мире немыслима без справедливости, справедливость без нее, ведь из справедливости мир рождается и сохраняется, и поскольку мы и подданные наши не можем без справедливости в мире существовать, мы связываем справедливость с делом мира» (С, перевод мой с украинского перевода И.С. Андрусишин, А.С.Крыловой). Можно еще заметить интереса ради, что географически король Иржи попадает между Данте и Шекспиром.
В случае, если идеи справедливости и мира, как и справедливости и милосердия, не противопоставляются, противопоставления Шекспира и Данте именно по этому параметру также не будет.