В интернете широко ходит четверостишие, приписываемое А.С. Пушкину:
"Блажен, кто поутру имеет стул без принужденья,
Тому и пища по нутру и все доступны наслажденья".
А теперь к истории вопроса.
Известный советский режиссер и драматург Николай Александрович Попов (1871-1949) был женат вторым браком на Нине Владимировне Лядове, родная сестра которой Валентина, в свою очередь, была женой Валерия Алексеевича Потехина (1863-1938), сына известного драматурга и писателя. Поэтому Поповы и Потехины поддерживали тесные родственные связи. В архиве Н.А. Попова сохранилось несколько писем ему, написанных Валерием Потехиным.
В самом последнем из сохранившихся письме, написанном 12 июля 1938 г., за два месяца до смерти 75-летнего Валерия Алексеевича Потехина, он сообщал Попову об интересном факте.
Дорогой Николай Александрович!...хочу написать для Вас четверостишие А.С. Пушкина, лицейское, - сообщенное мне на днях внуком лицеиста Угримова, товарища А.С., слышанное им от деда - вот оно:
"Кто каждодневно поутру
Идет на двор без принужденья -
Тому всё в жизни по нутру,
Ему доступны наслажденья!"
Эти стихи - несомненно Пушкинские и как будто, до сих пор ненапечатанные нигде. Если это так, то рад, что могу их сообщить Вам первому - такому тонкому и глубокому ценителю.
...
Крепко жму Вашу руку.
Сердечный привет.
Ваш В.Потехин.
Таким образом, это пушкинское четверостишие могло пойти в народ то ли с подачи Попова, то ли самого внука Угрюмова. Но как можно увидеть, современный стишок существенно переделан народным творчеством. Вряд ли юный Пушкин использовал в своём четверостишии слово "стул".
В интернете можно встретить ещё один вариант, который кажется даже более пушкинским:
Блажен, кто рано поутру на двор сходил без принужденья,
Тому и пища по нутру и все мирские наслажденья.
А самое раннее публичное упоминание стишка, относящееся к 1951 году, мне встретилось в
воспоминаниях М.М. Кирилова. Вот цитата из них:
Начались лекции по фармакологии. Читал их генерал маленького роста, рыженький и оттого похожий на солнышко. Его и звали - «эритроцит». На одной из лекций он вошел в аудиторию и торжественно произнес: «Блажен, кто поутру имеет стул без принужденья, тому и пища по нутру и все доступны наслажденья». Это была лекция о слабительных средствах.