Про випассану. Для друзей, кто делал запрос.

Jan 15, 2016 00:18

Для друзей, кто делал запрос. Но лучше лично, писать долго.

Випассана, как говорит традиция, была дана Буддой для мирян. То есть не для тех, кто выбрал путь монашества. А для тех, кто продолжая мирскую жизнь, нуждается в методах выработки спокойствия. Традицию восстановили в 20 веке. То есть она сохранилась только в Бирме у нескольких учителей и во второй половине 20 века бирманский же бизнесмен Гоенка вернул её в Индию, cумев создать несколько десятков центров. Гоенка умер несколько лет назад. Сейчас общее количество центров превышает сотню, есть институт, где випассану изучают. Випассану правительство Индии внедряет?/(ло) в индийских тюрьмах. Про Випассану, практикуемую в Таиланде ничего не помню - не плавал, не знаю. Там иная традиция.


10 дневный курс Гоенки (Dharma.org) достаточно разносторонний. Там даётся и основа буддийского мировоззрения (не религиозный аспект) и метод достижения концентрации и методы когнитивного, то есть через интеллектуальную проработку принятие ситуации. Как правило, здесь многие неправильно понимают основной посыл буддийского мировоззрения. “Я принимаю обстоятельства” - это не про то, что я пассивно смотрю и соглашаюсь. Это про то, что я не реагирую эмоционально и не вкидываю в топку конфликта свою энергию. Быть, если надо, активным/с активной жизненной позицией, но спокойным. Взвешенность и спокойствие, которые вырабатываются, помогают принять безаффектное решение.
Наверное, дальше просто тезисно распишу что может дать вам эти 10 дней (что дало мне):
Знакомство с буддийским мировоззрением.
Глубокий фокус внутрь. Ментального тела, физического тела, эмоционального тела. То, что совсем не в нашей культуре. Ну кто сейчас обращает внимание на то, что происходит в теле? Особенно в эпоху смартфонов и фейсбуков. А много кто считает, что это важно. Для большинства студентов (если они не практиковали йогу до этого) такое знакомство происходит впервые. Забавно, что для кого-то этот опыт получает только в 30 лет.
Ум - достаточно точный инструмент, “разрешающая способность” воспринимающей части которого может быть значительно улучшена в ходе практики наблюдения. Начинаешь чувствовать очень много разного. Офигеваешь.
Ментальное тело можно разложить на блоки. Продумать цепочку. Попробовать осознать как эмоциональный блок работает с памятью.
Наблюдение за умом, за тем, как приходят и уходят мысли, как раскачивается маятник эмоций.
Наблюдение за тем, как эмоциональное тело реагирует через физическое.
Атмосфера обучения способствует тому, что ум не может получить внешней информационной подпитки. Успокаиваешься. И получаешь много времени для саморефлексии о жизни. Хотя лучше рефлексировать минимально, а практиковать методику.
Про успокаиваться - это не совсем так. Мой ум оказался слишком зависим от информации. И все 3 раза информационный детоксикоз проходил крайне тяжело.
Мой опыт: несмотря на то, что там, где я проходил курсы (Непал-Индия) негативным эмоциям в дамма-центре вроде как бы не на что реагировать, но эмоции прут. Прут изнутри и выхлёстываются наружу. Начинаешь “дёргаться” на пукающих и отрыгивающих рядом индусов. Ну, в культуре у них пукать. Прими различия. Попробуй догадаться, что их напрягает в нас. Но потом успокаиваешься. Кстати, есть курсы для продвинутых - 30 и 60 дней. На выходе, наверное, чистая флегма. Я сам видел випассанщиков, которые практикуют уже десятки лет. Каждый отпуск проводя на курсах.
Випассана - это практика. Не принимай ничего на веру. Важен только твой личный опыт. Слова Будды, кстати. И в этом одно из отличий от религиозного буддизма. Это к тому, что учение даётся на различных уровнях.
Про саму технику говорить ничего не буду - нас просили это не делать. Отмечу только, что в основе её лежит обратная концепция - что наблюдая за телом, можно снимать эмоциональную обусловленность. В этом и была гениальная находка Будды. Гоенка же придумал, как это преподнести и дать возможность толково опробовать современным вечно спешащим человекам.
В общем, думаю, важно 12 дней жизни потратить на то, чтобы узнать себя чуть глубже с ещё одной стороны. Для тех, кому таким интересно заниматься. Даже если потом не будете практиковать. Процент практикующих, кстати, очень мал.
Говорят, что есть разница где проходить. Центры в Непале и Индии для меня были похожи на райские сады. Да, в каком-то смысле это был рай. Заботливый, красивый, бесконфликтный, беззаботный, защищённый.
Из “плюшек” который я увёз с собой: Методы держания спокойствия. Опыт, который остаётся на всю жизнь. Иемного иное сместившееся мировоззрение. Чуть лучшее понимание того, “как всё работает”. Выходишь счастливый и умиротворённый.
Панацеи после практики не ждите, ожиданий на время практику не стройте. Просто идите и наслаждайтесь новым для себя опытом.


Центр в Покхаре просто прекрасен.



Расписание не менее прекрасно



Зал, в котором вы проведёте 110 часов своей жизни
Previous post Next post
Up