Прага. Шитковская плотина, Иирасков мост, "Танцующий дом".
Влтава не вполне обычная городская река. Еще в средние века в местах естественного перепада высот на ней были устроены плотины. Получились такие пороги, пересекающие реку, и мешающие проходу судов. Есть версия, что само название города «Прага» происходит от слова «пороги». Написала пост про пороги на Влтаве, обводной шлюз и замечательные пражские мосты.
На заглавном фото Шитковская плотина. Первая дамба на этом месте появилась еще в 15 веке. Йирасков мост был построен в 1929-33 годах. На набережной интересный пример архитектуры деконструктивизма офисное здание «Танцующий дом», воплощение образа танцующей пары в архитектуре. Здание с башней - пражский модерн с характерными элементами готики.
На фото ниже это же место во время угрозы наводнения в начале июня 2013 года.
Прага. Угроза наводнения 2013 года.
Водопропускная труба Шитковской плотины. Вроде бы одно из предназначений этой плотины - справляться с наводнениями. Но на фото выше видно, что все гидротехнические сооружения ушли под воду.
На заднем плане мост Легии и Стрелецкий остров, дальше Карлов мост.
Прага. Шитковская плотина.
Еще одна плотина находится прямо у Карлова моста.
На том берегу реки бежевая башня с острой крышей - Староместская водонапорная башня (1577 г.)
Прага. Плотина Старого города.
Староместская плотина, она же плотина Старого города, была построена в 1241 году. С тех пор много раз перестраивалась, в 1960-х ее залили бетоном, а в 2021 году началась масштабная реконструкция по возвращению ей первоначального облика.
Прага. Плотина Старого города.
Исторически эти водопады на Влтаве нужны были для работы мельниц, располагавшихся по обеим берегам реки.
Прага. Плотина Старого города.
Вычитала, что сегодня одной из функций плотин является задержка льда на подходе к Карлову мосту, льдины могут его повредить.
Массивное здание на том берегу - Национальный театр (1883 г.).
Прага. Плотина Старого города.
Как же преодолевают эти пороги многочисленные прогулочные теплоходы?
Прага.
По специальному обводному шлюзу. На фото ниже видна разница в уровне воды.
На заднем плане белое здание бывших Сововых мельниц (видимо их и обслуживала плотина Старого города). Сегодня здесь располагается музей современного искусства «Кампа».
Прага. Обводной шлюз на Влтаве.
Обнаружила такую старинную мельницу на речке Чертовке рядом с Сововыми мельницами.
Прага. Мельница на речке Чертовка.
Экспонаты музея «Кампа» можно увидеть прямо на улице. На карте эти инсталляции отмечены, как «Марш пингвинов через Влтаву» и «Возвращение стула II» (видимо, он куда-то исчезал дважды).
Прага. Экспонаты музея "Кампа".
Гигантские младенцы ползают в песке.
Прага. Экспонаты музея "Кампа".
Какие-то загадочные шары.
Прага. Экспонаты музея "Кампа".
Это произведение называется «Титаны» (первая ассоциация - три тополя на Плющихе).
Слева обводной шлюз, на заднем плане мост Легии.
Прага. Экспонаты музея "Кампа".
Мост Легии или мост Легионов был построен в 1898-1901 годах.
Прага. Мост Легии.
Для облицовки моста использовали гранит белого, голубого и красного цветов, что соответствует триколору на национальном чешском флаге.
Прага. Мост Легии.
За мостом Легии возле Шитковской плотины устроен такой трюм - судно вплывает, ворота закрывают, уровень воды поднимают, судно проходит, уровень воды опускают, ворота открывают.
На заднем плане можно рассмотреть Йирасков мост.
Прага. Трюм ободного шлюза.
Дальше вверх по течению в районе Вышеграда есть такой железнодорожный мост. Выглядит мрачновато, зато здесь обосновались лебеди.
Прага. Вышеградский железнодорожный мост.
А самым известным пражским мостом является, конечно же, средневековый Карлов мост.
Прага. Карлов мост.
Первый камень был заложен королем Карлом IV в 1357 году, в честь которого и был назван мост. А само строительство продолжалось до начала 15 века.
Прага. Карлов мост.
Во время угрозы наводнения 2013 года опоры моста ушли под воду, а сам мост был закрыт для посещения.
Прага. Карлов мост.
В 17-18 веках мост был украшен барочными фигурами из песчаника.
Прага. Карлов мост.
Сегодня можно увидеть точные копии скульптур, оригиналы перенесены в Национальный музей.
Прага. Карлов мост.
Мощное средневековое сооружение, эти блоки из песчаника пережили много веков.
Прага. Карлов мост.
Рыцарь Брунсвик, бронзовый страж Карлова моста, и стихотворение Марины Цветаевой.
Бледно - лицый
Страж над плеском века -
Рыцарь, рыцарь,
Стерегущий реку.
Прага. Карлов мост.
Карлов мост - главная пражская достопримечательность. Сюда приходит огромное количество туристов. Считается, что одна из скульптур на мосту исполняет желания.
Прага. Карлов мост.
За Карловым мостом идет Манесов мост, построенный в 1912-14 годах на месте паромной переправы. Назван в честь чешского художника Йозефа Манеса.
Прага. Манесов мост.
И наконец, Чехов мост (Cechuv most). Назван именем писателя, но не Антона Павловича (как можно было бы подумать), а чешского писателя Святоплука Чеха. Построен в 1905-08 годах в стиле модерн (или ар-нуво?). Мост очень красивый, здесь много интересных деталей, он заслуживает отдельного рассказа.
Над мостом пражский метроном, его высота 24 метра. Он был построен в 1991 году и по замыслу архитекторов должен символизировать неумолимый бег времени.
Прага. Чехов мост.
Заглянула под мост. Пишут, что это единственный мост в Праге со стальными арочными перекрытиями.
Прага. Чехов мост.
Вид на Чехов мост с обзорной площадки возле метронома. Четыре колонны по краям моста венчают статуи богини Ники.
Прага. Чехов мост.
Влтава и пражские мосты с высоты - Манесов, Карлов, на заднем плане можно рассмотреть мост Легии и Стрелецкий остров.
Прага. Мосты на Влтаве.
Еще о Праге.
Прага - витражи главного собора, террасные сады, Эйфелева башня, и дом «У золотого винограда».
Про другие интересные города и страны
здесь.